СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 6 классе по теме материаловедение

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»








СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ






















ВВЕДЕНИЕ



В системе общего образования образовательная область «Технология» предназначена для решения задач по формированию и развитию у учащихся технологической компетентности, грамотности и культуры. Среди них выделяется задача, направленная на формирование и расширение у школьников познавательных интересов, устойчивой мотивации к самостоятельному обучению.

Анализ образовательной практики по решению обозначенной задачи позволил выявить педагогическую проблему, какие способы и средства обучения будут оптимальными в формировании мотивации учащихся к самостоятельному обучению.

Поиск оптимальных путей решения проблемы позволил сформулировать тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках технологии.

Предмет исследования – средства мотивации к самостоятельному обучению.

Цель исследования выявить оптимальные средства мотивации учащихся 6 класса к самостоятельному обучению.

Задачи исследования:

  1. провести анализ примерной программы ОО «Технология», выделить темы, в рамках которых предусмотрено выполнение самостоятельных работ;

  2. выполнить проект урока технологии, направленного на формирование мотивации к самостоятельному обучению;

  3. разработать контрольно-диагностический инструментарий к уроку.

Решение обозначенных задач позволит выявить оптимальные средства мотивации учащихся 6 класса к самостоятельному обучению.


Анализ примерной программы ОО «Технология» позволил выделить темы, в рамках которых предусмотрено выполнение самостоятельных работ. Например,

  • ….

  • ….

  • …..

  • Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения.

В рамках темы «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения» на примере проектирования урока по теме: «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Дефекты в тканях» рассмотрим возможность решения обозначенной педагогической проблемы.


Проект урока по технологии в 6 классе


Предмет: «Технология»

Раздел программы: Элементы материаловедения

Тема программы: «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения»

Преподаватель: Хохлова Н.В.

Класс: 6

Продолжительность: 90 мин.

Тема урока: Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Дефекты в тканях.

Цели урока:

Обучающая - систематизировать знания учащихся о хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканях,

Формировать знания о волокнах животного происхождения и их свойствах, дефектах, способах выявления дефектов в тканях, умения определять саржевое и атласное переплетения, выявлять дефекты в тканях.

Развивающая – способствовать развитию мышления, внимания, устойчивого интереса к обучению.

Воспитательная – способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: беседа, лабораторно-практическая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический (самостоятельная работа), частично-поисковый

Методическая цель: отследить возможности частично-поискового метода обучения в формировании устойчивой положительной мотивации учащихся к самостоятельной работе на уроках технологии.

Формы организации деятельности учащихся: основная часть - фронтальная; практическая – индивидуальная.

Критерии уровня формируемых зун


ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Краткие сведения о волокнах животного происхождения.

Свойства натуральных волокон животного происхождения

Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и

шерстяных тканей.

Переплетение нитей в ткани.

Дефекты ткани.

Определять раппорт переплетения нитей.


Отличать полотняное, саржевое и атласное переплетения

Определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

Распознавать дефекты ткани.











СТРУКРУРА УРОКА

Структура элементов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация изучаемых знаний

Объявление темы, цели урока.

Слушают, делают краткие записи в тетради.

Вводное повторение

Контроль знаний в форме фронтального опроса с целью выявления знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения в 5 классе

Слушают ответы учащихся, отвечают на вопросы учителя.

Формирование новых знаний и способов действий.


Словесный метод (беседа) по сообщению новых знаний.

  1. Натуральные волокна животного происхождения: шелк, шерсть.

  2. Сырье для получения волокон.

  3. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях.

  4. Знакомство и показ коллекции тканей.

  5. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе

  6. Проведение и инструктаж по выполнению практической работы Контроль за правильностью выполнения работ. Объясняет ход лабораторной работы. Раздает образцы.

  7. Саржевое, сатиновое атласное ткацкие переплетения:

-признаки образования ткацкого саржевого переплетения

-признаки образования ткацкого сатинового и атласного переплетений.

  1. Дефекты ткани

  2. Лицевая и изнаночная стороны тканей.


Усвоение новых знаний.

Рассматривают коллекции тканей.

Записывают основные понятия в тетрадь.












Выполнение практической работы «Отличительные

признаки волокон» с использованием алгоритма выполнения работы, и дополнительной личностно-значимой информации.



Выполнение и зарисовка в тетрадях схемы переплетений .



Изучение коллекции дефектов ткани.

Заполнение таблицы.

Применение усвоенного материала.




  1. Инструктаж учителя по выполнению и заполнению таблицы «Свойства шерстяных и шелковых тканей».

Контроль и оценка учителем практической работы.

Практическая работа.


Изучение и определение свойств тканей. Запись в таблицу.


Домашнее задание.


Инструктаж. Запись в тетрадь.


Запись д. з.


Диагностический инструментарий по теме: «Производство и свойство тканей из волокон животного происхождения»


Учебные элементы

Уровни усвоения

1. Виды волокон

2. Раппорт ткани

3. Лицевая и изнаночная сторона

4. Дефекты ткани

1,2

1,2

1

1


Примеры тестовых заданий по технологии по теме: «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения»

  1. Тестовое задание,1 уровень

Выберите правильный ответ:

при образовании ткани уточную нить прокладывает:

а) ремизка

б) бердо

в) челнок

г) навой


  1. Тестовое задание, 2 уровень

Дополните: ткань изготавливают на …………….фабрике.


  1. Тестовое задание 1 уровень

К волокнам животного происхождения относятся:

а) шерстяные

б) шелковые

в) льняные

г) акриловые




  1. Установите соответствие (укажите стрелками)

Вид волокон: Волокна

растительные волокна шелк

искусственные лавсан

волокна животного происхождения хлопок


  1. На рисунке изображено условное обозначение переплетения (Поставьте соответствующую цифру)





































1




































2

……… атласного

………саржевого

……….полотняного

……….мелкоузорчатого


  1. Какое волокно называют «белым золотом»

а) шерсть

б) лен

в) хлопок

г) шелк


7. Какое дерево выращивается для шелковичных червей

а) Агава

б) Тутовое

в) Береза

г) Ясень


8. Дополните предложение

Шерсть, снятая с овец специальными ножницами или машинкой называется…………….


9. К дефектам внешнего вида ткани относятся:

а) порванный участок ткани

б) складки на ткани

в) непропечатанные места

г) перекос рисунка



Эталоны к тестовым заданиям.


  1. в) челнок


  1. ткацкой


а) шерстяные

б) шелковые


4. растительные волокна хлопок

искусственные лавсан

волокна

волокна животного происхождения шелк


5. 1. саржевое

2. полотняного


6. в) хлопок


7. б) тутовое


8. Руно


9.

а) порванный участок ткани

в) непропечатанные места

г) перекос рисунка


Количество усвоения программного материала (%)

по теме «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения»


Таблица 1

№ п/п


ФИО


Оценка

1.

Абрамова Анастасия

5 (отлично)

2.

Бурлева Светлана

4 (хорошо)

3

Волкова Екатерина

4 (хорошо)

4

Вельчук Мария

3 (удовл.)

5

Ермакова Ольга

4 (хорошо)

6

Ерфилова Татьяна

5 (отлично)

7

Никтарева Екатерина

5 (отлично)

8

Орлова Ирина

3 (удовл.)

9

Приказчик Елена

5 (отлично)

10

Щелкунова Арина

4 (хорошо)


Таблица 2

№ п/п

Оценка

Кол-во

1.

2 (неудовл.)

-

2.

3 (удовл.)

2

3.

4 (хорошо)

4

4.

5 (отлично)

4




Качество усвоения программного материала (%)

по теме «Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения»




Вывод: Учениками слабо усвоен материал по ткацким переплетениям тканей. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей, а также виды волокон усвоены на достаточно высоком уровне.

Краткие методические рекомендации:

Обратить внимание и повторно проработать материал по ткацким переплетениям, выполнить макеты саржевого, атласного переплетения.

При организации самостоятельной лабораторно-практической работы каждый учащийся должен быть обеспечен образцами тканей и др. необходимым оборудованием, описанием хода выполнения работы, продумать, и подобрать дополнительный информационный материал, личностно-значимый и интересный для восприятия учащимися.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях реализации технологической подготовки школьников на основной ступени общего образования актуальной проблемой является организация самостоятельной практической деятельности учащихся. В данной связи стало актуальное решение вопроса, что может способствовать эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.

Анализ деятельности учащихся и личная педагогическая практика работы позволила решить педагогическую проблему по эффективной организации самостоятельной деятельности при выполнении лабораторно-практических работ.

В ходе исследования установлено:

- формирование мотивации к самостоятельной работе наиболее эффективно при использовании дополнительной личностно-значимой, вызывающей интерес у учащихся информации. В случае организации лабораторно-практических работ по теме «Переплетение ткани» дополнительной информацией явилось: традиционный способ получение ткани на ткацком станке; особенности драпировки тканей саржевого и атласного переплетения в рамках экскурсии в школьный музей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. В. Д. Семаненко. – 3-е изд; перераб. – М. : Вентана-Граф, 2010.- 208 с. : ил.

  2. Как анализировать свой собственный урок. //Завуч-2000-4-с. 92

  3. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. - М: Педагогический поиск,2000-336с.

  4. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя / С. Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.

  5. Щуркова Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд., переработ. – М.: Пед. общество России, 2000. – 112 с. (Профессиональная культура педагога)




13