СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Движение крови по сосудам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с элементами лабораторно-практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Движение крови по сосудам"»


Тема урока: Движение крови по сосудам

Тип урока: комбинированный с элементами лабораторно-практической работы.

Цель: продолжить формирование знаний о кровеносной системе.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса;

Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения частично-поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащиеся должны знать особенности строения кровеносной системы,

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов системы, работу малого и большого круга кровообращения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД: Знания общей характеристики кровообращения человека.

Коммуникативные УУД: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Личностные:

Выбирать образ жизни, нацеленный на сохранение и бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!


  1. Актуализация знаний

Повторение ключевых слов по теме “Кровообращение”:

а) сосуды, приносящие кровь к сердцу (вены);

б) сосуды, уносящие кровь от сердца (артерии);

в) самая крупная артерия нашего тела (аорта);

г) самые мелкие кровеносные сосуды в организме (капилляры);

д) движение крови по сосудам (кровообращение).

Показать большой круг кровообращения;

Показать малый круг кровообращения;

(Работа по таблице “Схема кровообращения”)


фронтальный письменный опрос по карточкам; проверка задания

Карточка №1

(Для основного состава учащихся)




Задание. Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.


Карточка №2

(Для слабого состава учащихся)

Задание. Вставьте пропущенные слова.


Большой круг кровообращения – это путь крови из левого желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в лёгкие, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.


Пропущенные слова в тексте: всему организму, правое, питательные вещества, кислород, углекислый газ, правом, кислородом, углекислого газа, левое предсердие.


3.Мотивация учебной деятельности

– Скажите, зачем происходит движение крови в организме? (Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, а забирает из органов ненужные вещества и углекислый газ).

– Куда движется кровь? (Кровь движется по двум кругам кровообращения).

– А сегодня мы узнаем, почему движется кровь, выясним причины движения крови по сосудам, познакомимся с понятием артериального давления, научимся измерять его, узнаем о некоторых заболеваниях кровеносной системы и о том, как их предупредить, самостоятельно изучим раздел параграфа “Пульс” и проведём лабораторную работу.


4.Формирование новых знаний

– Кровь движется по двум кругам кровообращения.

– Какова же причина движения крови по сосудам? (сердце сокращается и выбрасывает кровь в кровеносные сосуды)

– Давайте выясним, почему кровь движется по сосудам.

Кровь выбрасывается из сердца с силой и давит на стенки сосудов. Эту силу называют “кровяное давление” и измеряют в миллиметрах ртутного столба. Обозначают мм рт. ст. (записывается на доске)

– Работа с иллюстрацией “Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья”


Посмотрите на схему кровяного давления в сосудах. Обсудите с соседом по парте: как меняются показатели кровяного давления по мере продвижения крови по сосудам и предположите причину движения крови по сосудам.


Вывод: Причиной движения крови по кругам кровообращения является разность давления в артериях и венах, создаваемая работой сердца.

На доске помещается мини-таблица

– От какого давления и к какому движется кровь?

(Кровь движется из области большего давления к местам с наименьшего давления.)

– Кровяное давление в кровеносной системе меняется. Во время сокращения желудочков оно наибольшее, когда сердце расслаблено, давление наименьшее.


У здорового человека кровяное давление равняется при сокращении желудочков 120 мм рт. ст. (верхнее значение давления) и при расслаблении 70 мм. рт. ст. (нижнее значение давления). Показ записи кровяного давления на доске (120/70 мм рт. ст.). У подростков показатели артериального давления в норме составляет 110-115/60-80 мм рт. ст.

– Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора, который называется тонометр (слово записывается на доске).

– Демонстрация прибора, измерение кровяного давления у нескольких учеников, запись значений в тетради.

– Давление может изменяться по разным причинам (понервничал человек, получил плохое известие, а может быть, наоборот, сильно обрадовался чему-либо, покурил). Проходит некоторое время и давление восстанавливается. Но если воздействия на организм длительные, то развиваются уже заболевания.

Если у человека отмечается пониженное артериальное давление – заболевание называется гипотония.

– Заболевание, связанное с повышенным давлением – гипертония (слова записываются на доске). Более часто встречающееся заболевание – гипертония.

– Прочитайте причины вызывающие гипертонию (учащимся заранее розданы памятки “Причины и профилактика гипертонии”).

Причины гипертонии:

нервные нагрузки

неумение планировать свою работу

шумный отдых

отрицательные эмоции (гнев, злость, обида)

положительные эмоции (радость, сопереживание)

вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).

Учитель обращает внимание на то, что у курильщиков и употребляющих алкоголь возникают спазмы кровеносных сосудов, вызывающие тяжёлые сердечные приступы и даже смерть. Никотин и алкоголь отравляют сердечную мышцу, вызывают резкие изменения сосудистого тонуса, ведут к тяжёлым заболеваниям и могут привести к смерти.

– Что же нужно делать, чтобы предупредить гипертонию? (обсуждение мероприятий обозначенных в памятке)

Профилактика гипертонии:

соблюдение режима дня;

сочетание труда и отдыха;

прогулки на свежем воздухе;

регулярные занятия спортом;

отказ от вредных привычек;

бесконфликтное общение с окружающими.

Пульс. Самостоятельное чтение статьи о пульсе.

Задание: найти и прочитать:

– Что такое пульс? (Ритмичные колебания стенок артерий называются пульсом).

На доске помещается мини-таблица

– От чего он возникает? (При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий.)

– В каких местах легко прощупать пульс?

(По бокам шеи, на висках, у основания кисти)

– Какой пульс считается нормой?

(60-70 ударов в минуту)





Материал для Практической работы


Д авление – это давление крови в крупных артериях человека.

Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба, сокращенно мм рт. ст. Значение величины артериального давления 120/80 означает, что величина систолического давления равна 120мм рт ст., а величина диастолического артериального давления равна 80мм рт.ст.

Различают два показателя артериального давления:

• систолическое (верхнее) артериальное давление (СД) – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца, характеризует состояние миокарда левого желудочка и равняется 100–120 мм рт. ст.

• диастолическое (нижнее) артериальное давление (ДД) – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца, характеризует степень тонуса артериальных стенок и равняется 50–80 мм рт. ст.

Рис. Схема измерения давления у человека по методу Короткова

Разность между величинами систолического и диастолического давлений называется пульсовым давлением (ПД). Оно показывает, насколько систолическое давление превышает диастолическое, что необходимо для открытия полулунного клапана аорты во время систолы. В норме пульсовое давление равно 35–55 мм рт. ст. Только при таких условиях во время систолы левого желудочка клапан открывается полностью, и кровь поступает в большой круг кровообращения. Если систолическое давление станет равным диастолическому, движение крови будет невозможным и наступит смерть. Повышение давления на каждые 10мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечнососудистых заболеваний на 30%.

Величина кровяного давления зависит от трех основных факторов:

– частоты и силы сердечных сокращений;

– величины периферического сопротивления, т.е. тонуса стенок сосудов, главным образом, артериол и венул;

– объема циркулирующей крови.

Артериальное давление здорового человека является величиной довольно постоянной, однако оно всегда подвергается небольшим колебаниям в зависимости от фаз деятельности сердца и дыхания. Кровопотери ведут к снижению кровяного давления, а переливание большого количества крови повышает артериальное давление. Величина давления зависит от возраста. У детей артериальное давление ниже, чем у взрослых, потому что стенки сосудов более эластичны.

Методы измерения давления

Для измерения артериального давления в настоящее время используют прямой и косвенный методы:

Косвенный метод Короткова – был разработан русским хирургом Н. С. Коротковым в 1905 году и позволяет измерять артериальное давление очень простым прибором. Метод Короткова основан на измерении той величины давления, которая необходима для полного сжатия артерии и прекращения в ней тока крови.

Описание приборов:

Для измерения артериального давления методом Короткова применяются механические и электронные измерители со световой и цифровой индикацией. Механические измерители состоят из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Данные приборы в основном используются в профессиональной медицине, так как без специального обучения можно допустить погрешности в определении показателей.

Д ля домашнего использования наиболее подходят электронные измерители. Они бывают полуавтоматические (рис. 17, а) и автоматические (рис. 17, б). Их применение не требует никакого предварительного обучения и при соблюдении простых методических рекомендаций позволяет получить точные данные артериального давления путем нажатия одной кнопки. Принцип их действия основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете, при прохождении крови через сдавленный участок артерии.






а. б.

Рис. Прибор для измерения артериального давления: (а) полуавтоматический, (б) автоматический

Практическая работа № 3

Измерение кровеносного давления


Цель работы: Ознакомиться с методикой измерения кровяного (артериального) давления у человека по способу Короткова и научиться его определять у человека.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, испытуемый.

Ход работы:

1.Вымойте руки.

2.Обработайте мембрану фонендоскопа 70%-ным спиртом двукратным протиранием.

3.Положите правильно руку пациента: в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы расслаблены.

4.Наложите манжетку на обнаженное плечо пациента на 2–3 см выше локтевого сгиба; одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки; закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом проходил только один палец.

5.Соедините манометр с манжеткой. Проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

6.Нащупайте пульс в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.

7.Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух: нагнетайте воздух, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 25–30 мм рт. ст. уровень, при котором перестала определяться пульсация артерии.

8.Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы манометра.

9.Отметьте величину систолического давления при появлении над плечевой артерией первых отчетливых звуков.

10.Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов.

11.Запишите данные измерения артериального давления в виде дроби (в числителе – систолическое давление, а в знаменателе – диастолическое), например, 120/75 мм рт.ст.

Запомните! Артериальное давление нужно измерять два – три раза на обеих руках с промежутками в 1–2 минуты, достоверным артериальным давлением считать наименьший результат. Воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

5. Закрепление изученного материала

– Что обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам? (разность давления в кровеносных сосудах);

– В каких кровеносных сосудах самое высокое кровяное давление? (в артериях);

– Какое кровяное давление считается нормальным? (120-130/70-80 мм рт. ст.);

– Сколько раз сокращается сердце в мин. В состоянии покоя? (60-80 раз)

– Почему вредно есть и одновременно читать книгу?

– Во время Великой Отечественной войны у солдат на передовой повышалось артериальное давление. Объясните это явление.

– Приведите примеры ситуаций из повседневной жизни, которые могут привести к повышению артериального давления. (конфликт с одноклассниками, проигрыш в соревновании, волнение перед контрольной работой, конфликт со взрослыми, курение и т.д.)

– Как следует вести себя в школе, чтобы избежать повышения артериального давления, у окружающих тебя людей? (выполнять правила поведения для учащихся, не вступать в конфликты с одноклассниками, уважать взрослых и т.д.)

Рефлексия.

– Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

– Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?


Выставление оценок.


6. Домашнее задание. Проделать опыт, доказывающий, что давление связано с нагрузками на организм, а не с толчками, возникающими при движении крови.