МКОУ «СОШ № 17»
г. Лиски Воронежской области.
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ
В 11 КЛАССЕ.
Тема урока: «Конус. Площадь поверхности конуса.»
Учитель: Кашенцева Марина Анатольевна.
Тема урока: «Конус. Площадь поверхности конуса.»
Тип урока: урок изучения нового материала с применением элементов проблемно-развивающего метода обучения.
Цели урока:
познавательные:
развивающие:
развитие самостоятельного мышления учащихся;
развитие навыков правильной речи школьников.
воспитательные:
Оборудование урока: магнитная доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор, модель конуса, раздаточный материал.
Задачи урока ( для учащихся):
познакомиться с новым геометрическим понятием - конус;
вывести формулу для вычисления площади поверхности конуса;
научиться применять полученные знания при решении практических задач.
I этап. Организационный.
Сдача тетрадей с домашней проверочной работой по пройденной теме. Объявление учащимся темы и задач урока.
II этап. Объяснение нового материала.
1) Лекция учителя.
На доске – таблица с изображением конуса. Новый материал объясняется в сопровождении программного материала «Стереометрия». На экране появляется трёхмерное изображение конуса. Учитель даёт определение конуса, рассказывает о его элементах. На фоне рассказа продолжается работа программы: говорится о том, что конус – это тело, образованное при вращении прямоугольного треугольника относительно катета. Появляется изображение развёртки боковой поверхности конуса.
2) Практическая работа.
Актуализация опорных знаний: повторить формулы для вычисления площади круга, площади сектора, длины окружности, длины дуги окружности (на доске – чертёж круга с выделенным сектором.)
Класс делится на группы. Каждая группа получает вырезанную из бумаги развёртку боковой поверхности конуса (сектор круга с присвоенным номером). Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют площадь полученного сектора. Результат вычислений представитель каждой группы записывает в заготовленную на доске таблицу. Участники каждой группы склеивают модель конуса из имеющейся у них развёртки. Затем готовыми моделями участники разных групп обмениваются.
3) Постановка и решение проблемы.
Как вычислить площадь боковой поверхности конуса, если известны только радиус основания и длина образующей конуса?
Каждая группа производит необходимые измерения и пытается вывести формулу вычисления искомой площади с помощью имеющихся данных. При выполнении этой работы школьники должны заметить, что длина окружности основания конуса равна длине дуги сектора – развёртки боковой поверхности этого конуса. Используя необходимые формулы, выводится искомая формула. Рассуждения учащихся должны выглядеть таким образом:
Радиус сектора – развёртки равен l, градусная мера дуги – φ. Площадь сектора вычисляется по формуле
, длина дуги, ограничивающей этот сектор, равна
. Радиус основания конуса R. Длина окружности, лежащей в основании конуса, равна С=2π R. Заметим, что
Так как площадь боковой поверхности конуса равна площади развёртки его боковой поверхности, то
. Итак, площадь боковой поверхности конуса вычисляется по формуле SБПК= π R l
После вычисления площади боковой поверхности модели конуса по выведенной самостоятельно формуле представитель каждой группы записывает результат вычислений в таблицу на доске в соответствии с номерами моделей. Результаты вычислений в каждой строке должны быть равны. По этому признаку учитель определяет правильность выводов каждой группы. Таблица результатов должна выглядеть таким образом:
№ модели | I задание | I I задание |
1 | 48π | ~ 48 π |
2 | (125/3)π ~ 41,67 π | ~ 41,67 π |
3 | 75π | ~ 75 π |
4 | (425/9)π ~ 47,22 π | ~ 47,22 π |
5 | (539/9)π ~ 59,89 π | ~ 59,89 π |
Параметры моделей:
l=12 см, φ =120
l=10 см, φ =150
l=15 см, φ =120
l=10 см, φ =170
l=14 см, φ =110
Приближённость вычислений связана с погрешностями измерений.
После проверки результатов один учащийся записывает вывод формул площадей боковой и полной поверхностей конуса на доске, остальные ученики ведут записи в тетрадях.
III этап. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагаются задачи для устного решения на готовых чертежах.
Найти площади полных поверхностей
Конусов, изображённых на рисунках.
Вопрос: равны ли площади поверхностей конусов, образованных вращением одного прямоугольного треугольника относительно разных катетов? Учащиеся выдвигают гипотезу и проверяют её. Проверка гипотезы осуществляется путём решения задач и записывается учеником на доске.
В
В
С А
А С А
В
дано: Δ АВС, С=90, АВ=с, АС=b, ВС=а
ВАА, АВВ- тела вращения.
Найти: SППК 1, SППК2.
Решение.
1)R=ВС=а ; SППК 1= SБПК 1+ Sосн1=πас+πа2=πа(а+с).
2) R=АС= b ; SППК 2= SБПК 2+ Sосн2=π b с+π b 2=π b (b +с).
Площади поверхностей двух конусов равны только в случае равенства катетов треугольника.
Решение задачи из учебника: № 565.
IV этап. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п.55, 56; № 548, № 561.
Объявление поставленных оценок.
Выводы по ходу урока, повторение основных сведений, полученных на уроке.