СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Конус. Площадь поверхности конуса"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы. Используется поисково-исследовательский метод работы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока геометрии в 11 классе по теме "Конус. Площадь поверхности конуса"»

МКОУ «СОШ № 17»

г. Лиски Воронежской области.






РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ

В 11 КЛАССЕ.




Тема урока: «Конус. Площадь поверхности конуса.»







Учитель: Кашенцева Марина Анатольевна.







Тема урока: «Конус. Площадь поверхности конуса.»

Тип урока: урок изучения нового материала с применением элементов проблемно-развивающего метода обучения.

Цели урока:

  1. познавательные:

    • ознакомление с новым математическим понятием;

    • формирование новых ЗУН;

    • формирование практических навыков решения задач.

  1. развивающие:

  • развитие самостоятельного мышления учащихся;

  • развитие навыков правильной речи школьников.

  1. воспитательные:

    • воспитание навыков работы в коллективе.

Оборудование урока: магнитная доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор, модель конуса, раздаточный материал.

Задачи урока ( для учащихся):

      • познакомиться с новым геометрическим понятием - конус;

      • вывести формулу для вычисления площади поверхности конуса;

      • научиться применять полученные знания при решении практических задач.

I этап. Организационный.

Сдача тетрадей с домашней проверочной работой по пройденной теме. Объявление учащимся темы и задач урока.

II этап. Объяснение нового материала.

1) Лекция учителя.

На доске – таблица с изображением конуса. Новый материал объясняется в сопровождении программного материала «Стереометрия». На экране появляется трёхмерное изображение конуса. Учитель даёт определение конуса, рассказывает о его элементах. На фоне рассказа продолжается работа программы: говорится о том, что конус – это тело, образованное при вращении прямоугольного треугольника относительно катета. Появляется изображение развёртки боковой поверхности конуса.

2) Практическая работа.

Актуализация опорных знаний: повторить формулы для вычисления площади круга, площади сектора, длины окружности, длины дуги окружности (на доске – чертёж круга с выделенным сектором.)

Класс делится на группы. Каждая группа получает вырезанную из бумаги развёртку боковой поверхности конуса (сектор круга с присвоенным номером). Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют площадь полученного сектора. Результат вычислений представитель каждой группы записывает в заготовленную на доске таблицу. Участники каждой группы склеивают модель конуса из имеющейся у них развёртки. Затем готовыми моделями участники разных групп обмениваются.

3) Постановка и решение проблемы.

Как вычислить площадь боковой поверхности конуса, если известны только радиус основания и длина образующей конуса?

Каждая группа производит необходимые измерения и пытается вывести формулу вычисления искомой площади с помощью имеющихся данных. При выполнении этой работы школьники должны заметить, что длина окружности основания конуса равна длине дуги сектора – развёртки боковой поверхности этого конуса. Используя необходимые формулы, выводится искомая формула. Рассуждения учащихся должны выглядеть таким образом:

Радиус сектора – развёртки равен l, градусная мера дуги – φ. Площадь сектора вычисляется по формуле , длина дуги, ограничивающей этот сектор, равна . Радиус основания конуса R. Длина окружности, лежащей в основании конуса, равна С=2π R. Заметим, что

Так как площадь боковой поверхности конуса равна площади развёртки его боковой поверхности, то

. Итак, площадь боковой поверхности конуса вычисляется по формуле SБПК= π R l



После вычисления площади боковой поверхности модели конуса по выведенной самостоятельно формуле представитель каждой группы записывает результат вычислений в таблицу на доске в соответствии с номерами моделей. Результаты вычислений в каждой строке должны быть равны. По этому признаку учитель определяет правильность выводов каждой группы. Таблица результатов должна выглядеть таким образом:

№ модели

I задание

I I задание

1

48π

~ 48 π

2

(125/3)π ~ 41,67 π

~ 41,67 π

3

75π

~ 75 π

4

(425/9)π ~ 47,22 π

~ 47,22 π

5

(539/9)π ~ 59,89 π

~ 59,89 π

Параметры моделей:

  1. l=12 см, φ =120

  2. l=10 см, φ =150

  3. l=15 см, φ =120

  4. l=10 см, φ =170

  5. l=14 см, φ =110

Приближённость вычислений связана с погрешностями измерений.

После проверки результатов один учащийся записывает вывод формул площадей боковой и полной поверхностей конуса на доске, остальные ученики ведут записи в тетрадях.

III этап. Закрепление изученного материала.

  1. Учащимся предлагаются задачи для устного решения на готовых чертежах.



Найти площади полных поверхностей

Конусов, изображённых на рисунках.






  1. Вопрос: равны ли площади поверхностей конусов, образованных вращением одного прямоугольного треугольника относительно разных катетов? Учащиеся выдвигают гипотезу и проверяют её. Проверка гипотезы осуществляется путём решения задач и записывается учеником на доске.

В



В


С А



А С А



В


дано: Δ АВС, С=90, АВ=с, АС=b, ВС=а

ВАА, АВВ- тела вращения.

Найти: SППК 1, SППК2.

Решение.

1)R=ВС; SППК 1= SБПК 1+ Sосн1=πас+πа2=πа(а+с).

2) R=АС= b ; SППК 2= SБПК 2+ Sосн2=π b с+π b 2=π b (b +с).

Площади поверхностей двух конусов равны только в случае равенства катетов треугольника.

  1. Решение задачи из учебника: № 565.

IV этап. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: п.55, 56; № 548, № 561.

Объявление поставленных оценок.

Выводы по ходу урока, повторение основных сведений, полученных на уроке.