Конспект урока по математике в 1 классе
«Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц»
Тип урока: урок-рефлексия
Цель урока: закрепление умения анализировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.
Задачи:
1. Образовательные: 1) закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10; 2) повторить структурные элементы задачи; 3) закрепить навыки решения изученных видов задач; 4) развивать вычислительные навыки детей.
2. Развивающие: 1) развивать умение устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждение и работать по алгоритму; 2) развивать умения контролировать и оценивать свою работу и её результат.
3. Воспитательные: 1) формировать мотивацию к решению познавательных задач; 2) развивать способность к самооценке своих учебных достижений;
3)развивать интерес к ведению диалога с учителем, одноклассниками.
В ходе урока у обучающихся будут формироваться следующие универсальные учебные действия:
Личностные: 1) внутренняя позиция обучающегося; 2) учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленных задач; 3) ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные: 1) принимать и сохранять учебную задачу; 2) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 3) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия требованиям данной задачи и задачной области; 5) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: 1) выделять существенную информацию из текста; 2) строить сообщение в устной форме; 3) строить рассуждение в форме простых суждений об объекте наблюдения; 4) владеть рядом общих приемов в решении задач.
Коммуникативные: 1) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; 2) допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; 3) организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; 4) адекватно воспринимать и передавать информацию; 5) задавать вопросы.
Средства обучения:
Учебник, карточки с заданиями, презентация к уроку.
План урока
Мотивационный этап – 1 мин.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия– 4 мин.
Самоопределение к деятельности – 1 мин
Реализация на практике выбранного плана – 2 мин
Физкультминутка – 30 сек
Продолжение работы по теме урока – 18 мин
Обобщение выявленных затруднений – 2 мин
Физкультминутка – 1 мин.
Осуществление самостоятельной работы – 7 минут
Физкультминутка – 30 сек
Подведение итогов урока. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
1.Мотивационный этап
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим побыстрей к работе.
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия
- Ребята, а вы знаете, что такое клад? (Варианты детей)
- Поднимите руки те, кто мечтает когда-нибудь найти клад?
- Сегодня, придя в класс, я нашла на столе странный конверт. А в нём письмо и какая-то карта (зачитывается письмо капитана Весельчака).
- Хотите отыскать клад? Только знайте, что это будет сделать непросто. Готовы? Тогда отправляемся в путь. А чтобы узнать, на какой остров мы держим путь, вам необходимо расшифровать записку капитана. Перед вами лежит листочек с числовыми выражениями. Решите их в парах и расставьте полученные ответы в порядке возрастания. Каждому ответу соответствует определенная буква. Если вы правильно выполните задание, то получите слово – название острова, на который мы отправимся (1 пара работает у доски).
8-2= (А) | 3+0= (Д) | 5-3= (А) |
2-1= (З) | 2+3= (Ч) | 6-2= (А) |
- Какое слово у вас получилось? (ЗАДАЧА)
3. Самоопределение к деятельности
- Верно, остров, на который мы отправимся называется островом Задач. Как вы думаете, а какие испытания нам там предстоит преодолеть? (Решение различных задач)
- А что необходимо сделать, что верно решить задачу? (Внимательно прочитать условие, найти вопрос, составить схему и т.д.)
4. Реализация на практике выбранного плана
- Но, чтобы перенестись нам на этот остров, необходимо произнести волшебное заклинание. А узнаете вы его, решив задачки в стихах:
1) 4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело-
Сколько всех их прилетело? (7)
2) Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
3) Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
4) У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
Физкультминутка
Молодцы! Давайте поднимемся и произнесём волшебное заклинание.
Мы на остров неизвестный
Попадем в одно мгновенье,
Сделав к палочке волшебной
Лишь одно прикосновение.
1,2,3 – на остров волшебный лети! (Повторяем все вместе, делаем оборот вокруг себя)
- Ну вот мы и на острове Задач. И первым испытанием на нашем пути является Загадочный водопад. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание попугая и отыскать части задачи (1 пара работает у доски, остальные – в парах на местах).
Условие | 5-3=2 (п.) |
Вопрос | У Лены было 5 пряников. Она съела 3. |
Решение | 2 пряника. |
Ответ | Сколько пряников осталось у Лены? |
- Отправляемся дальше. А вои и Русалочья бухта. Будьте внимательны и не ошибитесь, а то Русалки утянут нас к себе на дно. Решаем задачу № 1 стр. 114 (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях).
Сначала в хор записались 10 учеников первого класса, а потом их стало на 3 меньше. Сколько учеников первого класса теперь в хоре?
- Прочитайте задачу.
- Прочитайте условие задачи (Сначала в хор записались 10 учеников первого класса, а потом их стало на 3 меньше.)
- Прочитайте вопрос задачи (Сколько учеников первого класса теперь в хоре?)
- Сколько учеников первого класса записались в хор сначала? (10)
- Сколько учеников стало потом? (На 3 меньше)
- Что значит на 3 меньше? (Столько же, но без 3)
- Каким действием будет решаться задача? (Вычитанием)
- Запишите решение задачи (10-3=7 (уч.).)
- Ответьте на вопрос задачи (в хоре 7 учеников первого класса).
- Молодцы! Как хорошо вы справляетесь с заданиями. Посмотрим, как быстро вы преодолеете Драконьи горы! Решаем задачу № 2 стр. 114 (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях).
На окне стояло 5 горшков с цветами. Потом их стало на 2 больше. Сколько горшков с цветами теперь на окне?
- Прочитайте задачу самостоятельно.
- Прочитайте условие задачи (На окне стояло 5 горшков с цветами. Потом их стало на 2 больше.)
- Прочитайте вопрос задачи (Сколько горшков с цветами теперь на окне?)
- Сколько горшков с цветами стояло на окне? (5)
- Сколько горшков с цветами стало потом? (На 2 больше)
- Что значит на 2 больше? (Столько же, да ещё 2)
- Каким действием будет решаться задача? (Сложением)
- Запишите решение задачи (5+2=7 (г.).)
- Ответьте на вопрос задачи (7 горшков с цветами на окне).
5. Обобщение выявленных затруднений
- Какие затруднения при решении задач возникли?
-Что нужно сделать, чтобы правильно решить задачу?
6. Физкультминутка
- Замечательно! Каждый из вас знает, что пираты любят повеселиться. И чтобы пройти дальше, нам необходимо притвориться пиратами!
Пришли пираты. Нашли канаты | Изображаем пиратов, стреляющих из пистолетов. |
По канату лезут вверх Выше, выше, выше всех. | Обхватываем руками воображаемый канат и лезем по нему вверх, перебирая руками и подпрыгивая. |
Пираты устали. Плюх! И упали. | Резко наклоняемся вперёд. |
Канаты висят. Пираты спят. | Остаемся в положении наклона и болтаем руками, как плетьми. Садимся на корточки, кладём руки под щёку и закрываем глаза. |
7. Осуществление самостоятельной работы
- Маскировку вы освоили на пять с плюсом! Но чтобы найти подсказку о том, где спрятаны сокровища нам нужно преодолеть последнее испытание – Математические дебри. Решаем задачу № 3 на стр. 114 (самостоятельно, потом проверяем).
У Жени было 5 новогодних открыток. После Нового года у него стало на 3 открытки меньше. Сколько открыток теперь у Жени?
- Прочитайте задачу самостоятельно.
- Сколько открыток было у Жени? (5)
- Сколько открыток у него стало после Нового года? (На 3 меньше)
- Что значит на 3 меньше? (Столько же, но без 3)
- Самостоятельно запишите решение задачи и ответ.
- Проверяем.
5-3=2 (от.)
Ответ: 2 открытки.
- Вот мы и добрались до сундука. Но чтобы его открыть, нужно подобрать код к замку (1 пара у доски, остальные – на листе).
- Давайте назовём получившийся код (3, 6, 4, 7).
- А вот и долгожданная подсказка. Чтобы отыскать клад:
1.Встаньте спиной к доске и пройдите 12 шагов вперед.
2.Поверните направо.
3. Сделайте 3 шага вперед.
4. Поверните налево.
5. Сделайте 1 шаг вперед.
6. Опустите глазки вниз и найдите клад.
Физкультминутка
- Давайте вернемся в класс, произнеся заклинание, и отыщем клад.
И снова к палочке волшебной
Вместе прикоснемся.
И опять в одно мгновенье
В класс родной вернемся.
1,2,3 – в класс лети! (Повторяем все вместе, делаем оборот вокруг себя)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Следуя указаниям капитана Весельчака, давайте найдем спрятанный клад.
- Какие знания вам помогли найти спрятанный клад?
- Из каких частей состоит задача?
- Какие качества вы проявили, выполняя работу?
- Сделайте предположение, как вы справились с работой.
- Оцените свою работу с помощью пальчиков.