СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по основам права на тему «Государство в политической системе общества»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Основы права» на тему «Государство в политической системе общества» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по основам права.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по основам права на тему «Государство в политической системе общества»»

Дата:

17.09.2021

Предмет, класс

Основы права, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Государство в политической системе общества

Основная идея

определить основные элементы политической системы казахстанского общества

Цели:

11.1.1.5 - определять основные элементы политической системы казахстанского общества

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Раскройте понятие правосознание.

2. Что такое правовая культура?

3. Назовите отличия между правовой идеологией и правовой психологией.

4. Назовите виды правового нигилизма.

5. Назовите виды наказаний в казахском обычном праве.

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 6 стр. 25-29 (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Политическая система общества.

Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества. Политическая система — это организация власти в обществе.

Сама политическая система является частью общественной системы: она тесно взаимодействует с другими сферами общества — экономической, правовой, духовной. Центральное положение политической системы в обществе определяется ведущей организационной ролью политики.

Для выражения и представительства общезначимых интересов общества социальные группы и индивиды создают политические институты. Наиболее важным и значимым институтом политической системы выступает государство, которое концентрирует в своих руках власть и ресурсы, позволяющие ему эффективно влиять на социальные изменения.

Факторы, предопределяющие особое место государства в по­литической системе:

1) государство имеет широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической органи­зацией, которая обладает аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех граждан;

3) государство располагает широким набором средств воздей­ствия на своих граждан, при этом возможности всех политиче­ских организаций ограниченны;

4) государство устанавливает правовые основы функциониро­вания всей политической системы, принимает законы, опреде­ляющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресур­сами, которые обеспечивают ему проведение своей политики;

6) государство выполняет объединяющую роль в рамках по­литической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества.

Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.). В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
1. Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.
2. Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.
3. Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, власть, во-первых, является универсальной и распространяется на все население страны; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия (армия, полиция, тюрьма).

Кроме данных признаков некоторыми авторами выделяются такие компоненты государственности, как право, налоги, принуждение и т.д.

Таким образом, предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее определение государства. 

Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

2. Приём «Концептуальная таблица».

Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений.

Определите роль государства в политической системе общества.

3. «Мозговой штурм».

1. Что такое государство?

2. Что такое политическая система?

3. Назовите элементы по­литической системы.

4. В чём заключается особая роль государства в по­литической системе?

5. Назовите основные виды по­литических партий.

6. Назовите особенности общественных движений.

7. Назовите основные элементы политической системы казахстанского общества.


4. Заполнить таблицу «Элементы по­литической системы».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 6 стр. 25-29 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.