МБОУ «Локотская СОШ»
Открытый урок
по предмету ОРКСЭ
на тему:
«Подвиг».
Подготовила и провела:
учитель высшей квалификационной
категории
Лабецкая О.Ю.
2018 г.
Тема урока: Подвиг.
Технология: «Мировое кафе»
Цель урока: - построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;
• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;
• учить ориентироваться в мире информации;
• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение работать
по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Основные понятия: подвиг, жертва, подвижник.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, иллюстрации, карточки.
Формы работы: работа в группах.
Ход урока:
Мобилизующий этап урока.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость творческого общения и наполнит души добрыми и светлыми чувствами.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Кто первым из известных лиц принял христианство? (кн.Ольга).
- Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси. (Князь Владимир)
- Когда это произошло? (в 988 году)
- Были ли случаи более раннего принятия христианства? Легко ли было первым христианам на Руси?
Повесть о Феодоре Варяге и сыне его Иоанне. Повесть временных лет. (доклад)
Собрались бояре-язычники бросить жребий на отрока и девицу и принести жертву идолу. Был тогда варяг Феодор, и был двор его, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и втайне исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою Иоанн, на него-то и пал жребий. Бояре сказали: «На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле». Люди пришли и подсекли под Феодором и сыном крыльцо , и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Феодор Варяг и сын его Иоанн - христиане, ставшие первыми известными мучениками на Руси за веру. День памяти отмечается 12 июля.
III. Определение темы и цели урока.
-Как можно назвать поступок Феодора и его сына? (подвиг)
Посмотрите на изображения и подумайте, что их объединяет? Определите тему нашего урока.
- Тема нашего урока так и звучит «Подвиг».
-Поставьте для себя цели и задачи. (узнать смысл этого слова; познакомиться с людьми, которые совершали подвиги; учиться качествам героев, совершавшим подвиги) Для работы мы объединимся в группы.
IV. Работа по теме урока. (звучит легкая мелодия)
(Класс разбит на три группы). В каждой группе учителем выбран «хозяин».
Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.
(У групп на столах источники информации в виде книг, учебников, распечатанных текстов, изображения святых. По окончанию работы кафе, группы представляют презентации своих работ).
Приложение 1. (задания для «хозяина» кафе)
а) Задания «хозяина» I кафе для первой группы:
1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.
2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне». Поместите распечатку репродукции на плакат.
3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката.
(Христос в пустыне, Подвиг Иисуса Христа, Во имя Бога)
б) Задания «хозяина» I кафе для второй группы:
1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.
2. Как искушал дьявол Христа? (Дети помещают распечатки на плакат)
После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней был Он в дикой пустыне, со зверями, и ничего не ел. Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами соблазнить Его на грех. Диавол сказал Иисусу Христу: напрасно Ты мучишь Себя голодом, если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами". Спаситель ответил: «Ни хлебом единым жив человек».
Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз, опасности для Тебя нет, ведь сказано: ангелам Своим Бог заповедает сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя». Но Иисус Христос сказал ему: " Не искушай Господа Бога Твоего", т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес.
После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе. И так, если Ты падешь и поклонишься мне, то все будет Твое". Иисус Христос ответил: "отойди от Меня, сказано в Писании: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".
Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа, тотчас ангелы Божии явились и стали служить Христу.
Уч-ль: Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.
в) Задания «хозяина» I кафе для третьей группы:
1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.
2. Для чего Христос провел 40 дней в пустыне?
(После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю.)
-Христос показал нам пример, как бороться с соблазнами.
3. Как можно назвать поступок Иисуса Христа