1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока. Провести инструктаж по организации работы на уроке. | Здравствуйте (откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока), Тема нашего урока «Применение производной». Эпиграфом к нашему уроку хочу взять слова Лобачевского: «…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира… ». -Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова эпиграфом нашего урока? На одном из первых уроков изучения производной, я вам задала вопрос: «Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? » Сегодня мы найдем ответ на этот вопрос. Слайд _1_ На столах у вас есть оценочная таблица. Приложение 1. Проверьте, чтобы ваша фамилия была написана в таблице. После каждого этапа вам будет предложено оценить свою работу. Если вы активно участвовали в обсуждении, то напротив своей фамилии поставьте «+». В конце урока каждый из вас получит оценку, в зависимости от результатов в вашем оценочном листе. | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку | К: умение слушать и вступать в диалог Л: умение выделять нравственный аспект поведения |
2. Актуализация знаний | Повторить опорные знания по теме «Производная», «Применение производной» | Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Давайте вспомним, что такое производная и основные направления применения производной. Фронтальный опрос. Что называется приращением аргумента. Что называется приращением функции. Основные формулы дифференцирования Ставим себе максимум 3 балла | - Производной функции f в точке x0называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует. - Отыскание углового коэффициента касательной; решение задач по физике о скорости и ускорении; для исследования функции. | К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено. П: Выделение необходимой информации. |
1) Разминка | Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правила вычисления производной». | За разминку каждый может получить 8 баллов. Найти производную функции: f(x)=3x4-7x3+x+5 Решение: f’(x)=12x3-21x2+1 f(x)= Решение: f’(x)= = = = f(x)=(3-2x)3 Решение: f’(x)= 3(-2)(3-2x)2=-6(3-2x)2 f(x)= f’(x)= = -3*5(5x+1)-4= Сравните полученные ответы с ответами на слайде, Слайд __ отметьте свою работу в оценочной таблице. | 1) Обучающиеся работают индивидуально: выполняют задание, сверяют своё решение с решением на слайде, оценивают себя в оценочном листе. | П:Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Р:Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, самооценка. Л: Умение установить контакт, работать в паре, ответственность, уверенность в себе, обучаемость. К:Умение слушать и вступать в диалог, Умение работать в парах, общаться, уметь договариваться. |
2) Защита домашнего задания | Познакомить обучающихся с историей возникновения понятия «производная», новыми задачами из области химии, биологии, экономики и географии, которые решаются с применением производной. Учить защищать выполненную работу | Защита домашнего задания (максимальное количество – 5 баллов) Слайд__ Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым. Каждый из вас получил в качестве домашнего задания подготовить мини – доклад о производной. Предлагаю заслушать выступления в следующем порядке: 1.Производная в физике Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице. Вот давайте, ребята решим несколько задач по физике, где мы можем применить нашу производную. 2. Производная в биологии Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице. Вот давайте, ребята решим несколько задач по биологии, где мы можем применить нашу производную. | Заранее обучающие распределили темы между собой, кто какой. Один обучающийся доклад –мини. Остальные слушают, дополняют, задают вопросы. | П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Р: Инициативность и самостоятельность, самооценка. Л:Умение установить контакт, ответственность, уверенность в себе, обучаемость. К: Умение слушать и вступать в диалог, Умение выступать публично. |
3) Задача о «летающем» портфеле Рефлексия. Подведение итогов урока Домашнее задание | Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Механический смысл производной». Учить работать в парах. Создать условия для осознания обучающимися результатов своей деятельности на уроке. | Дополнительная задача: Кто даст правильный ответ получает 3 балла. Задача. Брошенный портфель массой 3 кг, летит прямолинейно по закону . Координата x измеряется в метрах, время t – в секундах. Найдите силу, с которой был брошен этот портфель. Через какое время он упадет? Слайд __ Сравните свое решение с решением на слайде. Слайд __ Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице. Оцените каждый сам свою работу на уроке 9-12 баллов – «3» 13-16 баллов – «4» 17-19 баллов – «5» Ребята, сегодня мы нашли ответ на вопрос - «Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? » ? В заключении урока, я хочу вам прочитать стихотворение: « Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаза, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей» так сказал американский математик Морис Клайн. Спасибо за урок! - Найти по одной задачке производная в химии и в географии. Решить их. | Обучающиеся работают в парах: выполняют задание, обсуждают, дают обоснованный ответ, сверяют свое решение с решением на слайде, оценивают свою работу в оценочном листе. Ответ: F = 6Н, через 3 секунды портфель упадет. Обучающиеся анализируют свою деятельность, обсуждают, заполняют оценочные листы. | П:Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Р:Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, самооценка. Л:Умение установить контакт, работать в паре, инициативность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость. К:Умение работать в парах, общаться, уметь договариваться. |