СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "ПРоизводные и ее применение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "ПРоизводные и ее применение"»

Разработка открытого урока по предмету "Математика".

Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ"

Мамакова Ирина Васильевна - учитель математики и информатики

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  2. План открытого урока.

  3. Конспект урока.

  4. Список используемой литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная работа представляет собой разработку урока по теме "Производная и её применение". Урок разработан для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и является уроком обобщающего повторения по данной теме.  

К разработке прилагается компьютерная презентация, которая сопутствует всем этапам, предусмотренным планом занятия. Использование слайдов помогает обеспечить урок качественными, быстро сменяющимися наглядными иллюстрациями, графиками, таблицами.

Особенно оправдано применение презентации во время защиты домашнего задания обучающихся, организация которого без использования компьютера достаточно проблематична. Презентация дает обучающимся возможность сразу же узнать, каков правильный ответ, обсудить ошибки, подсчитать набранные баллы. Это делает систему оценок открытой, понятной для всех обучающихся.

Урок рассчитан на 40 минут, каждый ученик получает домашнее задание – подготовить доклады – презентации по темам:

1. «История возникновения производной».

2. «Производная в экономике и географии».

Материалы урока содержат задания самого разного содержания и уровня сложности - от самых простых до творческих. В презентации предусмотрены ответы ко всем заданиям. После каждого этапа урока обучающиеся заполняют оценочные листы. Так что в конце занятия каждый из обучающихся будет реально представлять, насколько успешной была его деятельность на уроке, и на какую оценку он может рассчитывать.





Цели урока:

Обучающие цели:

  • Обобщить теоретические знания по теме: «Производная .Геометрический и физический смысл производной. Уравнения касательной»;

  • Показать межпредметную связь на примере математического моделирования. Показать применение производной при решении жизненно важных задач.


Воспитательные цели:

  • создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

  • обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;

  • формировать навыки работы в заданном темпе;

  • способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

  • способствовать осознанию исторической ценности изучаемого материала и

большой практической значимости производной в жизни человека.


Интеллектуально-развивающие цели:

  • создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания учащихся;

  • способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;

  • обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала;

  • развивать умение работать в парах и самостоятельную деятельность обучающихся.


Задачи урока:

  1. Закреплять применение производной для решения различных задач.

  2. Учить защищать выполненную работу.

  3. Учить работать в парах.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная

Оборудование: оценочные листы компьютер, экран, мультимедийный проектор.







План урока:

Этап урока

Время, мин

1


Организационный момент

Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. Инструктаж по организации работы на уроке.


3

2

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

2

3

Основной этап: практика

  1. Разминка

1)Найти производную

2) Исторические сведения

  1. Защита домашнего задания.

    1. Применение производной в физике

    2. Решение задач «Производная в физике»

  2. Производная в биологии.

3.1 Популяция

  1. Дополнительно - Задача о «летающем» портфеле

30

4



9

4

13

4

Рефлексия

2

5

Подведение итогов. Выставление оценок

3

















Ход урока

Этапы урока

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

Провести инструктаж по организации работы на уроке.

Здравствуйте (откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока), Тема нашего урока «Применение производной». Эпиграфом к нашему уроку хочу взять слова Лобачевского:

«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира… ».

-Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова эпиграфом нашего урока?

На одном из первых уроков изучения производной, я вам задала вопрос: «Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? » Сегодня мы найдем ответ на этот вопрос.

Слайд _1_

На столах у вас есть оценочная таблица. Приложение 1. Проверьте, чтобы ваша фамилия была написана в таблице. После каждого этапа вам будет предложено оценить свою работу. Если вы активно участвовали в обсуждении, то напротив своей фамилии поставьте «+». В конце урока каждый из вас получит оценку, в зависимости от результатов в вашем оценочном листе.

Слушают учителя,

проверяют готовность к уроку



К: умение слушать и вступать в диалог

Л: умение выделять нравственный аспект поведения


2. Актуализация знаний

Повторить опорные знания по теме «Производная», «Применение производной»

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Давайте вспомним, что такое производная и основные направления применения производной.

Фронтальный опрос.

  1. Что называется приращением аргумента.

  2. Что называется приращением функции.

  3. Основные формулы дифференцирования


Ставим себе максимум 3 балла

- Производной функции f в точке x0называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует. 

- Отыскание углового коэффициента касательной; решение задач по физике о скорости и ускорении; для исследования функции.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено.

П: Выделение необходимой информации.

3. Практика

1) Разминка


Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правила вычисления производной».



За разминку каждый может получить 8 баллов.

  1. Найти производную функции:

f(x)=3x4-7x3+x+5

Решение:

f’(x)=12x3-21x2+1

  1. f(x)=

Решение:

f’(x)= = = =

  1. f(x)=(3-2x)3

Решение:

f’(x)= 3(-2)(3-2x)2=-6(3-2x)2

  1. f(x)=

f’(x)= = -3*5(5x+1)-4=

Сравните полученные ответы с ответами на слайде, Слайд __

отметьте свою работу в оценочной таблице.


1) Обучающиеся работают индивидуально: выполняют задание, сверяют своё решение с решением на слайде, оценивают себя в оценочном листе.







П:Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Р:Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль

полученного результата, самооценка.

Л: Умение установить контакт, работать в паре, ответственность, уверенность в себе, обучаемость.

К:Умение слушать и вступать в диалог, Умение работать в парах, общаться, уметь договариваться.

2) Защита домашнего задания


Познакомить обучающихся с историей возникновения понятия «производная», новыми задачами из области химии, биологии, экономики и географии, которые решаются с применением производной.

Учить защищать выполненную работу

Защита домашнего задания (максимальное количество – 5 баллов) Слайд__

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым.

Каждый из вас получил в качестве домашнего задания подготовить мини – доклад о производной. Предлагаю заслушать выступления в следующем порядке:

1.Производная в физике

Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице.

Вот давайте, ребята решим несколько задач по физике, где мы можем применить нашу производную.

2. Производная в биологии

Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице.

Вот давайте, ребята решим несколько задач по биологии, где мы можем применить нашу производную.


Заранее обучающие распределили темы между собой, кто какой. Один обучающийся доклад –мини. Остальные слушают, дополняют, задают вопросы.


П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Р: Инициативность и самостоятельность, самооценка.

Л:Умение установить контакт, ответственность, уверенность в себе, обучаемость.

К: Умение слушать и вступать в диалог, Умение выступать публично.

3) Задача о «летающем» портфеле




















  1. Рефлексия. Подведение итогов урока











Домашнее задание

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Механический смысл производной».

Учить работать в парах.












Создать условия для осознания обучающимися результатов своей деятельности на уроке.

Дополнительная задача:

Кто даст правильный ответ получает 3 балла.

Задача. Брошенный портфель массой 3 кг, летит прямолинейно по закону

. Координата x измеряется в метрах, время t – в секундах. Найдите силу, с которой был брошен этот портфель. Через какое время он упадет?

Слайд __

Сравните свое решение с решением на слайде. Слайд __

Отметьте результаты вашей работы в оценочной таблице.









Оцените каждый сам свою работу на уроке

9-12 баллов – «3»

13-16 баллов – «4»

17-19 баллов – «5»

Ребята, сегодня мы нашли ответ на вопрос - «Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? » ?

В заключении урока, я хочу вам прочитать стихотворение:

« Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаза,

Поэзия – пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей»
так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за урок!

- Найти по одной задачке производная в химии и в географии. Решить их.

Обучающиеся работают в парах: выполняют задание, обсуждают, дают обоснованный ответ, сверяют свое решение с решением на слайде, оценивают свою работу в оценочном листе.

Ответ: F = 6Н, через 3 секунды портфель упадет.










Обучающиеся анализируют свою деятельность, обсуждают, заполняют оценочные листы.


П:Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Р:Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, самооценка.

Л:Умение установить контакт, работать в паре, инициативность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость.

К:Умение работать в парах, общаться, уметь договариваться.