«С чего начинается Родина?»
Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника.
Задачи:
— способствовать формированию у детей нравственно-этических чувств;
— прививать чувство патриотизма и гордость за свою Родину;
— воспитание гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины.
Девиз урока:
«Родная природа - это родной край, родная земля, это то «с
чего начинается Родина».
К. Паустовский
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.
Если ты с утра проснулся и увидел за окном:
Все нарядны и с цветами, и веселья полон дом;
Если видишь: по дороге много школьников идет –
Значит, наступила осень, начался учебный год.
Я рада нашей новой встрече, мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы с удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Прозвенел первый звонок, все ребята сели за парты, начинается новый
учебный год. Самые маленькие, первоклассники откроют свой первый учебник, и прочтут в нем очень важное слово - ……!
Загадка.
Есть такое чудо: Видя это чудо,
Край, навек любимый, Сердце жарко бьётся,
Над рекой под клёном В жизни это чудо —…
Отчий дом родимый... ( Родиной зовётся!.)
Вступительная беседа.
- Чему же будет посвящен наш урок?
- Почему же эту тему считают главной?
- Что такое Родина?
- Может ли у человека быть две или три Родины? Почему?
Учитель:
Великую землю,
Любимую землю.
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
П. Основная часть
Вступительное слово учителя:
С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу
птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в
комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро - как начало новой жизни.
Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное
равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться - она
надежна. Моя родина - щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет
посвящен наш урок. Какова его тема?
-Мы сегодня совершим путешествие по станциям нашей родины - ДНР
Станция № 1 «Родина»
Игра «Закончи слово»
(учащиеся каждой команды получают листок с изображением солнца. На его лучиках нужно дописать однокоренные слова с корнем - род)
• РОДИНА, родня, родители, народ, родной. родословная…...
Обобщение высказываний детей « Что такое Родина?»
Родина, родной край - это все, что нас окружает, это все то, что с первых дней нашей жизни становится для нас таким же дорогим, как воздух, вода, хлеб, как улыбка близкого и родного края. Это место, где живет наш род, где мы растем, учимся, трудимся. Родина - это то, что есть сегодня: наши города и села, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но это и то, что было здесь у нас раньше: наша древняя история и культура, наши памятники и традиции.
Родина - это и наше будущее; то, что будет на нашей Земле. Это надежда на
радость и счастье. Это, наконец, уверенность: здесь нам лучше всего будет
жить.
Итак, Родина - это все то, без чего человек просто не может жить, это все, чему мы каждый день говорим – здравствуй!
Игра «Доскажи словечко».
Стены, крыша, окна в нем.
Перед нами прочный ДОМ.
В доме кто встает так рано?
Обо всех в заботах? – МАМА.
Кто еще живет в домишке?
Папа, дочка и сынишка.
Отвечайте мне, друзья,
Вместе кто они? – СЕМЬЯ.
Учитель: Повторим-ка все опять,
Мы должны об этом знать:
МАМА, ПАПА, ДОМ, СЕМЬЯ,
СОЛНЦЕ, ШКОЛА и РОДНЯ,
МИР, ДОНБАСС- ведь это, дети,
Главные слова на свете!
Станция № 2 «Музыкальная»
КЛИП « Родина, моя милая!»
Станция №3 «Познавательная»
Блиц- опрос
Как расположены цвета на нашем флаге?
Как называется гимн ДНР?
Что изображено на гербе ДНР?(Двуглавый орёл)
Столица нашей республики называется (Донбасс, Донецк)
Кто является основателем Донецка?
В честь кого назван наш город ( Горький, Горлов)
Как раньше назывался наш город ( Корсунь, Коршун)
Как называют человека, который любит свою Родину и готов за неё жизнь отдать?
Станция №4 «Поэтическая»
( составить по группам четверостишие и прочитать стихотворение)
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Станция №5 «Наши герои»
( какая команда больше назовет известных людей на слайдах)
Главное достояние нашей страны – люди. Донбасс – родина многих выдающихся личностей. Ваша задача быстро назвать этих людей.
Станция №6 «Народная мудрость»
( командам на время найти окончание пословиц)
Первые люди на территории нашей Родины, по данным историков появились 150 тысяч лет тому назад. По данным археологических раскопок территорию Донбасса заселяли в разные времена киммерийцы, скифы, сарматы и другие кочевники, затем эту территорию заняли гунны, а уже потом – славяне. В настоящее время на Донбассе дружной семьей живут россияне, украинцы, белорусы, азербайджанцы и т.д. И все эти люди, рано или поздно жившие здесь, развивали устное народное творчество, в частности пословицы и поговорки. Вам необходимо будет в течение 3 минут соединить пословицы о Родине и объяснить их значение.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родина начинается с семьи.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
ПI. Итог
Учитель:
Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.
Клип « Родина моя»
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Учитель: Подошёл к концу наш первый урок в новом учебном году. Мы затронули сегодня с вами важный вопрос «С чего начинается Родина?». Как вы догадались, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. У каждого человека будет свой ответ. Родина – это я, ты, он, она и вместе мы – дружная семья! Хоть вы еще и дети, но если каждый человек на нашей планете с самого раннего возраста задумается о том, что самое главное в жизни – Родина, мир, любовь, семья, дружба, у нас никогда не будет войн. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой Республики, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей большой и малой Родиной. Я желаю всем вам крепкого здоровья, успехов в учёбе. Очень надеюсь, что в школе вы будете вести себя достойно, будете дружными. В добрый путь, дорогие третьеклассники!
4. Притча о государственных символах
-Хочу прочесть вам одну притчу.
Было это так давно, что прошло не одно тысячелетие. Поссорились как - то два государства, две страны. Как им различать своих граждан? Один государь разозлился и велел сшить своим под данным красные колпаки на голову. Другой увидел, обрадовался и велел сшить своим гражданам красные колпаки с кисточкой. Они успокоились, решили, что теперь то они узнают, сколько у них граждан. Да не тут то было... То колпак потеряется, то дома его забыли, а стража ведёт их в своё государство. Запутались правители.
Пришёл к ним тогда мудрец и сказал...
-Как вы думаете что?
Что вы мучаетесь! Каждому из вас нужно придумать свою песню, которую будут петь жители всего государства, нарисовать знак государства и сшить полотнище из ткани.
Как вы думаете, о чём говорил мудрец?
Послушались его государи. С тех пор в каждом государстве появились свои символы - гимн, герб, флаг. И мы без проблем можем отличить одно государство от другого.