Тема: Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений, приложений.
Цель: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении распространённых и нераспространённых определений и приложений;
2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи; подготовить к выполнению задания творческого характера на лингвистическую тему;
3) на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у учащихся любовь к родному слову и к родной природе.
Ход урока.
1.Орг.момент. Целеполагание.
- Обобщить…
- Повторить…
- Закрепить…
2. Повторение теории. Устная работа с предложениями (назвать условия обособления) смотри слайд
3. Работа в парах. Записать предложение, расставить знаки препинания, прокомментировать, обозначить графически условия постановки запятых.
Во всех пейзажах Левитана, изображавших осень, лучше всего передана печаль прощальных дней, листьев, тихо сыплющихся с деревьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва пригревающего землю. (По К. Паустовскому).
Взаимопроверка.
4. Работа с текстом на интерактивной доске ( объяснение орфограмм, знаков препинания).
5. Работа в группах.
Группа 1. Определите тип обособленного определения. Ответ обведите кружком.
Вот терем странный и милый высится в тени листвы.
Согласованное определение
Несогласованное определение
Группа 2.
Чем выражены определения в предложениях?
А. Там церковь не похожая ни на одну из прежних.
Б. Некошеные травы начинающие по-осеннему буреть, роняли капли росы.
Причастным оборотом
Прилагательными с зависимыми словами
Одиночным прилагательным
Группа 3. Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Юный лес………………………………
Теплых гроз (не)терпеливо ждет. (А. Толстой)
Группа 4.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На ручей……………………………..за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.
Яблонька ………………………………глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)
Группа 5.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На лес …………………………… вдруг уп…дут сырые снегопады. (Л. Татьяничева)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Бл…стает речка ……………………………………… (А. С. Пушкин)
Группа 6.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.
Яблонька ………………………… глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На ручей……………………………..за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)
6. Устная работа с конструированием предложений. ( смотри слайд)
Выводы:
Какова роль обособленных членов текстах ? Какой они делают речь? (1 функция: они делают речь более красивой, в результате живописуют картины природы).
Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении? (Наличие обособленных членов требует особой интонации – с паузами, которые делают речь более плавной, замедленной).
7. Проверочный тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
3. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.
4. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.
(самопроверка, ответы открываются на доске ) Ключ: 1-2); 2-1); 3-1); 4-1)
Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание. Напишите сочинение- описание весенней природы, используя обособленные определения и приложения.
Приложение к уроку:
Карточка для работы в парах:
Во всех пейзажах Левитана изображавших осень лучше всего передана печаль прощальных дней листьев тихо сыплющихся с деревьев увядающих трав тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца едва пригревающего землю. (По К. Паустовскому).
Работа в группах.
Группа 1. Определите тип обособленного определения. Ответ обведите кружком.
Вот терем странный и милый высится в тени листвы.
1.Согласованное определение
2.Несогласованное определение
Группа 2.
Чем выражены определения в предложениях?
А. Там церковь не похожая ни на одну из прежних.
Б. Некошеные травы начинающие по-осеннему буреть, роняли капли росы.
1.Причастным оборотом
2.Прилагательными с зависимыми словами
3.Одиночным прилагательным
Группа 3. Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Юный лес………………………………
Теплых гроз (не)терпеливо ждет. (А. Толстой)
Группа 4.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На ручей……………………………..за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.
Яблонька ………………………………глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)
Группа 5.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На лес …………………………… вдруг уп…дут сырые снегопады. (Л. Татьяничева)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Бл…стает речка ……………………………………… (А. С. Пушкин)
Группа 6.
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.
Яблонька ………………………… глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)
Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.
На ручей……………………………..за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)
. Проверочный тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
3. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.
4. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.