СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря этому материалу, можно попытаться развивать читательскую грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ»

Практическая работа

«Разработка заданий по читательской грамотности»


  1. Выполнила: учитель русского языка и литературы

Фамилия И.О.: Бондаренкова Елена Юрьевна

Место работы: МБОУ «СШ№9» город Смоленск


  1. Задания, проверяющие читательские умения находить и извлекать информацию:

Работа с поэтическим текстом при изучении стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Задание1. Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Задание 2. Кто главный герой этого стихотворения? Опишите этого героя, используя примеры из поэтического текста.

Задание 3. Кто ведет диалог в стихотворении? Какие мысли передают рассказчики?

  1. Задания, проверяющие читательские умения интегрировать и интерпретировать информацию:

Задание1. Что вы знаете о войне 1812 года?


Задание 2. На героя каких произведений устного народного творчества похож

старый солдат?

Задание 3. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, составь словарик

устаревших слов, дав их толкование и расставив по алфавиту.

3.Задания, проверяющие читательские умения осмыслять и оценивать

содержание и форму текста:


Задание 1. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину

П.Е. Заболотского «Старый солдат». Что их объединяет? Предложи свой вариант рисунка.


Задание 2

В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше

время «быть патриотом»?




Урок русского языка в 9 классе в рамках подготовки

к ОГЭ по русскому языку

Сегодня на уроке будут показаны некоторые приёмы по формированию смыслового чтения с учётом формирования дифференцированных читательских умений и действий обучающихся.

  1. Формирование групп. (Сформированы 4 группы по 5 человек, которые рассаживаются за столы).

  2. Знакомство с заданиями-ориентирами. Участники получают маршрутные листы с заданиями – ориентирами, таблицу «Читательские умения и действия» и текст для работы.

  3. Знакомство с текстом.



  1. Чтение текста.

Слепой

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

— О! — оживился первый.— Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел

лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и

не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба.

«Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил

медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер,
рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей…

Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

  1. Определите проблему, поднятую автором в тексте. Каждая группа пишет на листке проблему. Определяется общая проблема.

  2. Используя таблицу «Группы читательских умений и действий», составьте задания по четырём группам читательских умений..

    Читательские умения

    Читательские действия

    Примеры заданий


    1. Нахождение и извлечение информации из текста

    1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

    1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

    1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

    1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

    1.3.Определять наличие/отсутствие информации 


    2. Интеграция и интерпретация информации

    2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

    2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

    2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

    2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

    2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

    2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

    2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

    2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)



    3. Осмысление и оценка текста

    3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

    3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

    3.3 Понимать назначение структурной единицы текста

    3.4 Оценивать полноту, достоверность информации

    3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

    3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте


    4. Использование информации из текста

    4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

    4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

    4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

    4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

    4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

    4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью



  3. Выступления от групп.

  1. Составьте концептуальную таблицу. Добавьте в графу «Линия сравнения» свои примеры.

    1 больной

    Линия сравнения

    2 больной


    Действия больного



    Испытываемые чувства



    Черты характера


  2. Сообщение от групп.

  3. Приём “Ромб ассоциаций”.

Т ема текста

Слева – фразы, слова, Справа – чувства, образы,

словосочетания из текста ассоциации, возникшие при чтении

этих слов и пропущенные через призму темы

7.Приём “Шкатулка”.

Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя? (1-2 группы собирают для 1 больного, 3-4 группы для 2 больного).
8. Приём “Диаманта”.

Описание: Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1,7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.
Город
Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

9. Рефлексия