СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие младшего школьника в цифровом пространстве перспективы и риски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие младшего школьника в цифровом пространстве перспективы и риски»

Развитие младшего школьника в цифровом пространстве: перспективы и риски


Слайд 1.

Сегодня в образовании происходят события, которые еще не до конца исследованы и становятся предметом изучения. Перед обществом стоит дилемма: как сохранить лучшие традиции советской школы и следовать современным тенденциям по интеграции обучающихся и учителей в онлайн-пространство.

Слайд 2.

Современные гаджеты и технологии стали неотъемлемой частью жизни общества, причем скорость внедрения новых технологий постоянно растет: 3 часа 40 минут в день в среднем тратят люди на использование мобильных приложений.

Следует отметить, что приобщение человека к цифровому пространству начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию.

Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре» ребенка без естественной для него среды становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью.

Слайд 3.

Какой он современный школьник, ученик начальной школы?

С одной стороны, дети изменились. Современные дети - самые образованные в сфере технологий из всех предыдущих поколений, они получают любую интересующую их информацию посредством Интернета. Одни скажут, что они любознательные, другие - что развит не по годам, третьи – избалованные и капризные. И каждый будет прав. Они настолько разные, что порой, трудно сказать, какие же они. С другой стороны, нынешнее поколение не лучше и не хуже. Оно просто дети своего времени.

Слайд 4.

Младшие школьники сегодня поставлен в принципиально иные условия развития, чем его сверстники 20–30 лет назад. Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети - порой с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице. Они предпочитают компьютер книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Большинство из них очень быстро взрослеет и ведет себя значительно старше своих лет.

Основные причины этого – информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, смена ценностных ориентаций членов общества, высокая занятость родителей и др.

Как же влияет информация на социализацию младшего школьника? На какие аспекты жизни ребёнка нам следует обратить пристальное внимание? Что помогает, а что вызывает опасение в этом «цифровом» пространстве? Давайте попробуем в этом разобраться.

Слайд 5.

Информационная социализация

Если раньше социализация ребёнка происходила в тех условиях, в которых он живёт, очень многое зависело от школы, от класса, от семьи, то сегодня мы говорим, что весь мир приходит в гости к нашим детям, и наши дети бывают во всём мире.

Сегодня говорят, что экран стал главным фактором социализации. При этом нужно очень хорошо понимать, что модели, которые демонстрируются, не всегда правильные. И поэтому растёт роль школы, семьи, которая не только дополняет, но часто противостоит ситуации. Чем крепче традиции в семье, в школе, тем для ребёнка меньше рисков, с которыми он может столкнуться.



Слайд 6.

Чем интересуются младшие школьники в Интернете сегодня? Для чего дети используют гаджеты и Интернет? В каких социальных сетях есть аккаунты у детей и их родителей? Что ищут дети в социальных сетях? Знают ли они о безопасности в сети Интернет? Эти вопросы волнуют и учителей, и родителей.

Слайд 7.

Вот какие результаты представила Лаборатория Касперского по данным аспектам.

В начальной школе смартфон есть у 93% детей. Почти 99% родителей признались, что используют гаджеты в поездах, чтобы занять ребёнка, 93% отметили, что используют гаджеты в образовательных целях. Как отмечают родители, более четверти детей проводят в гаджетах всё своё свободное время.

На данном слайде видно, что 76% детей используют гаджеты и Интернет для игр, а вот готовятся к учёбе только 53% . Это всего лишь пятая позиция. У 39% родителей возникают конфликты с детьми из-за онлайн-жизни ребёнка, а 47% детей скрывают от родителей, чем занимаются в Интернете.

Слайд 8.

Если мы обратим внимание на социальные сетей, в которых есть аккаунты у детей и взрослых, то увидим, что ВКонтакте и Instagram - самые популярные. В 2020 году популярность TikTok у детей возросла до 50%. Чаще всего дети ищут в Интернете мультфильмы( 46,1%), проявляют интерес к разнообразным ТВ- и YouTube-шоу (26,65%). К сожалению, дети часто не задумываются о безопасности личных данных.

Овершеринг - это чрезмерное и необдуманное размещение личной информации о себе или других в сети. 50% указывают свой настоящий возраст, делятся личными фотографиями, 31 % указывают номер школы, в которой учатся, 14% публикуют имена родственников, 10% детей указывают свой номер телефона. Как следствие 22% ребят жалеют о том, что размещали в социальных сетях. 82% получают заявки в друзья от незнакомых людей и в 29% от незнакомых взрослых. При этом 89% родителей хотя бы время от времени заходят на страницы детей в Интернете, 11% не заходят на них вообще. Только 45 % родителей знают пароль от социальных сетей своего ребёнка (самый высокий показатель в группе 7-10 лет). Дети сталкиваются с онлайн-мошенничеством, кибербуллингом. 67% взрослых считают, что просвещать детей в вопросах цифровой грамотности – долг и родителей, и школы.

Слайд 9

Увидев эти цифры и изучив данную информацию, заинтересовавшую, озадачившую и встревожившую нас, учителя начальной школы нашего лицея провели опрос.

Вот результаты, которые мы получили. У 98% детей есть гаджеты: смартфон - 83%, планшет - 60%, умные часы — 37%, фитнес-браслет - 27%.При чем, многие написали , что имеют всё. Ответ на вопрос, как часто ты пользуешься Интернетом, дал нам понять, что среди наших детей нет таких, которые его не используют. 71% - использует ежедневно, 21% - 2-3 раза в неделю. И лишь 8% - один раз в месяц.

Слайд 10

Интересно было узнать, с какой целью используют наши дети Интернет. Чаще всего это просмотр мультфильмов, фильмов, прослушивание музыки - 65%. 63% смотрят видео с блогерами, 61% используют Интернет для общения с друзьями. 60% играет в игры. 54% опрошенных ищут информацию, а 12% используют Интернет для подготовки домашней работы. 81% детей младшего школьного возраста имеют аккаунты в разных социальных сетях. Самым популярным оказался TikTok - 50%. ВКонтакт - 31% и Instagram-44%, YouTube - 46%, Facebook - 8%.

Таким образом, мы с Вами понимаем, что Интернет в жизни младшего школьника занял прочное место, и мы ничего не можем изменить - это факт.

По исследованиям компании Cisco через год учителя составят 66% населения Земли, а это более 5 миллиардов человек, которые будут пользоваться Интернетом гораздо больше, чем три часа в день. Поэтому микс цифрового и НЕцифрового активно используется в образовании и в жизни.

Слайд 11

Форматы образования в рамках цифровизации

Процессы цифровизации идут полным ходом, вариантов сочетания онлайна и офлайна довольно много уже сейчас. Так, в 2021 году в образовательной среде стали популярными понятия гибридного и смешанного обучения.

В смешанном  обучении присутствуют два компонента: обучение онлайн и обучение в классе, но основной фокус — на очных занятиях. Онлайн используется в основном, когда обмен информацией между учителем и учениками отсрочен по времени (это прохождение электронных курсов и тестирований, выполнение упражнений, создание интерактивных презентаций) или для домашней работы. Пример такого обучения —перевернутый класс: дома школьники изучают теорию, в том числе используя цифровые технологии, а в школе с преподавателем и другими ребятами отрабатывают практические навыки и задают вопросы, если что-то осталось неясным.

При гибридном обучении онлайн занятия и урок в классе происходят в одно и то же время. Например, сам учитель находится с ребятами, но параллельно к занятию присоединяются ученики онлайн. 

И если на сегодняшний день учитель ёще полностью не готов к цифровизации, но попав в этот поток деятельности, он будет стараться двигаться дальше.

Слайд 12

Какой он современный педагог, обеспечивающий развитие ребёнка в цифровом пространстве?

Перед учителем стоит непростая задача - регулировать образовательный процесс, активно взять в свои руки управление учебной деятельностью ребёнка, помогать в воспитании семье.

Готовность педагога к такой продуктивно-эффективной деятельности определена исследователями и разложена на несколько компонентов.

Профессиональная деятельность в условиях цифровизации включает мотивационный компонент: зачем это учителю? почему он этого хочет? и хочет ли? Целевой компонент: какова цель?

Деятельностный. А как я это буду делать, если я осознаю, что мне это надо? Что предпринять? Чему научиться? Какие технологии, способы, приёмы освоить? Рефлексивно-оценочный компонент. Что у меня получилось? Получилось ли? А если не получилось, то почему? Что мне нужно изменить?

Выстроив таким образом свою деятельность, учитель творит, старается достичь поставленных целей и прийти к желаемому результату, который направлен на развитие ребёнка в цифровом пространстве. При этом занимается самообразованием и самовоспитанием.

Сегодня мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе для развития младшего школьника.

Слайд 13

В моём арсенале есть интерактивный комплекс, электронные учебники, образовательная платформа LECTA, платформа Zoom, электронный журнал.

Слайд 14

С первых уроков мои первоклассники постигают азы букваря, осваивают тонкости математики, учатся делать первые открытия при помощи ЭУ. Мои дети продолжают работать с электронными носителями на протяжении всего курса начальной школы.

Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания. Электронная форма учебника имеет ряд дополнительных возможностей, которые реализуются за счёт интерактивного компонента. В электронном учебники можно открыть всплывающие окна с образцами выполнения ряда заданий. А это инструмент для формирования умения выполнять самоконтроль и коррекцию. Использование электронных учебных пособий способствовало повышению качества обучения моих детей, сделало его динамичным, при этом позволило обеспечить выполнение несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно, без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять кругозор ученикам моего класса.

Я использую электронные учебники на различных этапах урока, как для группового, так и индивидуального обучения. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Слайд 15

На свои уроках я часто использую возможности образовательной платформы LECTA, что привычно для моих учеников. Платформа LECTA включает в себя не только электронные формы учебников (ЭФУ), но и бесплатные образовательные сервисы для учителей и учеников такие, как «Классная работа», «Контрольная работа», «Атлас+», «ВПР-тренажеры», «Книговыдача» и другие возможности, позволяющие учителю составить рабочую программу, быстро контролировать и оценивать знания учащихся, повышать познавательную активность учащихся, и наглядно представлять новый материал.


Бесплатные сервисы LECTA:

- повышают учебную мотивацию;

- ускоряют подготовку к занятиям и проверку заданий;

- расширяют потенциал для творчества на уроке;

  • дают возможность для профессионального развития.


Слайд 16

Платформа Zoom – современный сервис для проведения онлайн – конференций, которая была выбрана учителями нашего лицея при переходе на дистанционное обучение. Для взаимодействия с учениками в программе предусмотрены несколько вариантов: «Комментарии», «Доска сообщений» и «Дистанционное управление». Комментарии помогут для обратной связи через сообщения в чате. «Доска сообщений» позволяла записывать решения, рисовать схемы, комментировать задания, выполняемые на уроке и т.д. - это вариант классной доски. Только писать на ней приходилось «мышью», к чему ещё надо приспособиться. Интересная возможность, о которой мне хочется сказать, - это «Дистанционное управление». Когда ведется совместная работа, ученики могут, используя также «мышь», по очереди писать уравнения, решать задачи, рисовать диаграммы.

У дистанционного обучения есть будущее.

Но! Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Слайд 17

Нельзя не сказать о возможностях «Виртуальной школы», благодаря которой работа учителя с документами вышла на другой уровень. И выскажу общее мнение наших учителей , что данная система уже не пугает, прочно прижилась у нас и облегчает работу учителя.

Думаю, использование технических новшеств, работа на различных платформах, использование разнообразных методов и средств способствует развитию каждого ученика и помогает ему быть успешным в цифровом пространстве.

Но нельзя не сказать и о рисках, с которыми встречаются и педагоги, и дети, и родители.

К минусам нужно также отнести:

-материально-техническое оснащение многих школ;

-слабую техподдержку;

-удовлетворительный уровень ИКТ-компетенций педагогов;

-потерю традиционных навыков и знаний у детей;

-слишком глубокое погружение в виртуальный мир: ученики много времени проводят в соцсетях и чатах, все меньше внимания уделяют живому общению;

-отвлечение детей на гаджеты во время уроков и занятий;

-плохую социализация в реальном мире (не умение работать в команде, речевые проблемы общения);

-проблемы с физическим здоровьем (болезни органов зрения, аутизм, гиподинамия и ,как следствие, атрофированные мышц, проблемы с лишним весом).

Подводя итог, хочется отметить, что цифровые технологии, цифровое пространство — это огромный потенциал для развития и творчества, просто нужно относиться осознанно к их использованию, чтобы исключить всевозможные риски, грамотно применять все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.

И задача педагога - показать преимущества цифрового мира не только для игры, которая является сегодня доминирующим видом деятельности младшего школьника в сети даже при наличии контроля со стороны родителей, но и для развития, образования, для успешности, где без цифролизации не обойтись. Мы овладеваем этим инструментом, чтобы помочь детям идти правильной дорогой.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать - чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам.