Опыт работы воспитателя Мисрихановой К.А.
«Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр»
.
Игра занимает главное место в жизни ребенка, так же многие родители большую часть времени посвящают профессиональной деятельности. И если спросить, чем взрослому заняться с дошкольником, ответ будет прост: «Конечно, поиграть!». Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств. Я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр.
Актуальность.
Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы, в первую очередь должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей посредством дидактических игр.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: способствовать развитию: познавательной активности, логического мышления, умственных способностей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В группе создан предметно-развивающая среда, необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей через специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр. Это неиссякаемый источник для наблюдений, игр, бесед с детьми в течение всего учебного года.
Работа ведется по двум направлениям:
Работа с воспитанниками
Работа с родителями
Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие
Развитие внимания и воображения
Развитие памяти
Развитие речи.
В интеллектуальном развитии применяю такие игры:
«Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница?».
В развитии внимания:
«Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».
В развитии восприятия и памяти:
«Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи:
«Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
Для эффективности работы по развитию познавательных способностей я использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
В своей работе с детьми использую следующие методы:
Методы ТРИЗ применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников раскрепощает детей, учит подумать, искать решение проблем.
Наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению.
Методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми.
Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. За прошедший учебный год был реализован вместе с детьми проект:
В своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии
Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Геконт»; «Танграм» - одна из несложных игр головоломок; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Главной особенностью этих технологий является то, их очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетаются в режим дня.
В свою работу активно подключаю родителей. Они активные участники совместных проектов с детьми, проведена совместная игра с родителями «Скажи, что из чего сделана?», «Поможем деткам вернуться домой», круглый стол «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста» с практическими заданиями.
Но я не останавливаюсь на достигнутом, в перспективе я планирую:
Интерес, новизна, неожиданность - это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили показал, что даже самого пассивного ребенка можно сделать активными, если дать ему радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.