ТЕМА РАБОТЫ: «Развитие творческого потенциала личности педагога»
Выполнил:
ПУНТУСОВА Т.И.
Место работы:
г.о. ТОЛЬЯТТИ
МБУ лицей № 76
Учитель музыки
ТОЛЬЯТТИ
2016 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ВенедиктоваТ.А., ГлазуновА.Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000. – 139 с.
Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, 2000. – 144 с.
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУМП, 2002. – 48 с.
Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова, С.Е. Назарова и др. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.
Прохорова Г.Е. Технология построения методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях на диагностической основе: Методическое пособие. М.:АПКиППРО, 2009. – 52 с.
Черникова Т.В. Деловые совещания в школе, Волгоград, 2008.
Т.В. Челышева, д.п.н., профессор УМК «Музыка» в образовательной системе «Перспективная начальная школа».
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»/ Программы четырехлетней начальной школы: Проект «перспективная начальная школа. – М.: Академкнига / Учебник, 2004.
Казакина, М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности [Текст] / М.Г. Казакина. СПб: Книжный Дом, 2006.
Новая философская энциклопедия [Текст]. М: Мысль, 2000. Т. 1.
Почему одним из ведущих направлений модернизации системы образования должна стать деятельность по развитию творческого потенциала педагога? В современных условиях, когда в образовании реализуется идея модернизации, существенно меняются социальные установки и потребности в области образования, определены новые концептуальные подходы к построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В XX веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и практики. В этих условиях особую значимость приобретает наличие образовательных структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.
Высший смысл пребывания человека в образовательной системе - максимальное раскрытие способностей и воспитанность, проявляющиеся в его реальном поведении. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость самообразования при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Для успешного решения задач образования необходимо полнее использовать возможности самих субъектов образования. Возникает необходимость перехода от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к «компетентностной».
Переход к таким формам работы, в которых подчеркивается самостоятельность учащегося, означает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмыслению собственных задач, созданию благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала.
Научно-методическая система обеспечения качества обучения направлена на развитие интеллектуальной и продуктивно-профессиональной активности учащихся и позволяет реализовать механизм преобразовательной деятельности через диалектическое взаимодействие ее структурных элементов: цель, содержание, средства, результат, а также на системное эффективное взаимодействие всех субъектов педагогической практики.
В этом плане основным компонентом системной организации выступает личность педагога как организатора образования. Изменяется его отношение к ученику, к самому себе, к системе в целом. Изменяется характер управления, взаимодействия с учеником. Утрачиваются позиции авторитарной власти, права старшего и сильного. Взамен начинает утверждаться позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, сотворчества.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. При наличии активной обратной связи создается дополнительная возможность объективной оценки и самооценки деятельности субъектов образовательного процесса, что в сочетании названными процедурами и диагностической условий является основанием для совершенствования управления образовательным процессом, его качественной организации. При этом если анализ конечных, итоговых результатов может проводиться на любом иерархическом уровне образовательной системы, то эффективность текущего состояния возможна только при соответствующей организации различных взаимодействий всех субъектов образовательного процесса.
В понятии «научно-методическая система», заключен не только принцип социального заказа – качественного обучения, но и принцип развития личности педагога, личности учащегося, владеющего и управляющего своим профессионально-образовательным ресурсом, воспитания ответственности обучаемого за свой образовательный потенциал в ближайшей перспективе на различных уровнях обучения внутри одного образовательного учреждения.
Понятие «научно-методическое обеспечение» рассматривается, как инновационная технология обеспечения деятельности педагога в образовательном учреждении и считается нововведением в управлении качеством образования, где научно-методическая работа педагога становится его функциональной обязанностью.
Основной педагогический результат научно-методической системы предполагается как эффективные организационно-педагогические условия для формирования коллектива инновационного типа, обеспечивающего качество образовательного процесса через комплексное научно-методическое обеспечение процесса обучения и педагогическое сотрудничество ученых, педагогов-теоретиков, педагогов-практиков и творческой молодежи, проявившей интерес в проектно-исследовательской деятельности. Особенно актуальным это является сейчас в ситуации перехода к постиндустриальному, информационному обществу. В этой связи появляется острая потребность создавать эффективные условия для обеспечения инновационного характера образовательного процесса.
В настоящее время инновационные процессы требуют эффективной организации научно-методической деятельности образовательных учреждений, направленной на обновление содержания обучения, повышения профессионального мастерства педагогов, оказания им эффективной научно-методической помощи.
Опыт последних лет по организации научно-методической работы в образовательных учреждениях показывает, что количественное увеличение так называемых «инновационных подходов» происходит в связи с тем, что:
осознается необходимость радикальных изменений, которые происходят на всех уровнях управления образованием;
появляются новое содержание и формы научно-методической работы, характеристики образования, такие как вариативность, разноуровневость и др., предопределивших изменение также форм и уровней образования; •растет конкуренция на рынке образовательных услуг;
появляются новые проблемы в образовании: уменьшается численность учащихся, ведется реструктуризация образовательных учреждений, наблюдаются разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.;
возрастают требования к уровню образования со стороны разных потребителей образовательных услуг: родителей, общественности, самих учащихся и т.д.
Развитие сегодня образовательных систем, информационных форм передачи знаний, резко ускоряет процесс построения, ставит под сомнение понятие «законченное образование» и вызывает внимание к заявлявшейся ранее идее о необходимости непрерывного пополнения знаний, о непрерывном повышении квалификации и методическом обеспечении образовательного процесса. Особенно актуальной становится проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую деятельность.
Эффективная структура научно-методической службы в образовательных учреждениях должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.
Современные требования и основные задачи, которые стоят сегодня перед методической службой в образовательных учреждениях заключаются в том, чтобы:
выявить потребности и запросы педагогических работников в услугах методической службы образовательного учреждения;
разработать конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;
разработать новое содержание и формы научно-методической деятельности в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива с учетом запросов педагогических работников;
разработать программы развития образовательных учреждений в целях совершенствования их деятельности;
отказаться от жесткого централизованного внедрения форм и методов научно-методического обеспечения образовательного процесса и строить их на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.
Необходим единый подход к обозначению явлений и объектов, сопряженных с построением единого методического «пространства», «поля» взаимодействия субъектов педагогической практики, участвующих в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Как известно, систему методического обеспечения учебного процесса составляют взаимосвязанные элементы (А.Л. Жохов): субъекты учебной деятельности - учитель и учащиеся, цели и задачи, содержание образования, методические средства, формы организации обучения и результаты обучения. Переориентация процесса обучения на новые цели по развитию личности обучающегося, требует от всей системы методического обеспечения новых подходов к целенаправленному развитию способностей педагога, а это возможно благодаря построению такой системы методической работы, которая обеспечит полноценное раскрытие творческого потенциала каждого педагога.
Система методической работы, ориентированная на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.), не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала его субъектов. Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности важно рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.
Педагогическую деятельность в отечественной науке традиционно принято считать творческой. Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию «качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация,, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.
Обычно выделяют 4 уровня творчества:
1-й уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом, когда учитель уже способен осуществлять обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от ее результата, но опирается на опыт других учителей, «методичку», то есть работает по шаблону;
2-й уровень (уровень оптимизации) заключается в способности педагога планировать и осуществлять свою деятельность, умело, подбирая уже известные ему методы и формы обучения;
3-й уровень – эвристический, предполагающий творческие возможности живого общения с учениками;
4-й - самый высокий уровень творчества, на котором педагог проявляет полную самостоятельность. Он может использовать и готовые приемы педагогической деятельности, но в них уже проявляется его личностная индивидуальность. Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют 3 сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное и творческое самочувствие.
Деятельность педагога – это деятельность по управлению деятельностью. «Учитель всегда творит на живом «человеческом материале», - подчеркивает В.А. Кан-Калик, - это предъявляет к его деятельности особые требования. Творчество невозможно без осознания учителем собственной творческой индивидуальности. Признать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, - значит сделать освоенную теорию и опыт других работающих достоянием собственной личности».
Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает. Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация. Исходя из положения о том, что деятельность – это активность субъекта по отношению к объекту, вызванная потребностью в изменении последнего (по А.А. Леонтьеву), можно сделать вывод о том, что деятельность педагога, направленная на изучение своей профессиональной деятельности и себя как субъекта этой деятельности, обеспечивает возможность управления развитием этой деятельности.
Надо только систематически формировать потребности! Известно, что потребность активизирует человека, стимулирует его поведение на поиск того, что требуется, и поддерживает активность его до тех пор, пока эта потребность не будет полностью удовлетворена. Испытываемая педагогом неудовлетворенность результатами своего труда порождает у него потребность в изменении своей профессиональной деятельности, а осознание причин, порождающих педагогические затруднения, приводит его к поиску путей их разрешения, способствуя формированию у педагога положительной мотивации к работе над развитием своего творческого потенциала, к иным формам взаимосотрудничества. Установлено, что если над учителем довлеет необходимость решения задач, поставленных не им, то это сдерживает творческий потенциал, приводит к формализму, а главное, жизненные, реально значимые задачи практически остаются невыясненными. Об успешности активного усвоения знаний писал и известный русский философ Н.А. Бердяев: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.
Очевидно, что формирование профессиональных потребностей связано с созданием особых отношений в педагогическом коллективе: отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Стремясь повысить творческий уровень педагогов, руководители управленческой и методической деятельности, иногда предпочитают методы контроля и нажима, что вызывает повышенную тревожность педагогов, не способствующую возникновению условий для саморазвития. Практика показывает, что посещение урока учителя кем-либо из администрации может вызвать у него сильное беспокойство, которое мешает ему думать, сосредоточиться на задачах урока. Тревога блокирует успешную деятельность, и, как правило, снижает эффективность процессов саморазвития.
На эффективности взаимодействия в коллективе отрицательно сказывается и авторитаризм руководителя, методического работника. Моральная обстановка в таких коллективах не способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Чтобы развить творчество педагога, методический работник должен сам мыслить творчески, быть творчески инициативным, компетентным, должен хорошо знать сущность методической деятельности, которой занимается, а также цели и задачи данного вида деятельности, основами взаимосотрудничества, должен владеть методами сбора информации, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемой им деятельности.
Это нашло свое подтверждение в процессе поиска новых форм работы с педагогическими коллективами, и было выявлено, что педагогическое диагностирование и активные формы взаимосотрудничества способствует развитию творческого потенциала не только педагогических работников, но и администрации образовательного учреждения. Функцией администрации становится уже не только контроль, а формирование условий для эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе, обеспечивающих самореализацию педагогов на основе выявления их профессиональных потребностей.
Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов разного возраста, ученые заметили, что педагоги-наставники начинают работать более эффективно, творчески, если в их помощи нуждаются молодые коллеги. Усиление потребности в профессиональном росте в зависимости от возможности реализации своих творческих сил в практической деятельности наблюдал Ю.Н. Кулюткин: «Становится все более очевидным, что именно степень вовлеченности личности в деятельность, и, прежде всего профессиональную, играет решающую роль в формировании личностного смысла образования взрослого человека. Лишь в той мере, в какой взрослый человек получает возможность реализовать себя в системе социально-трудовых отношений, которые определяют его статус, формируется потребность во все более высоких профессиональных достижениях». Когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.
Профессиональная деятельность педагога связана с интенсивным деловым взаимодействием. Особенно это касается образовательных учреждений, выбравших стратегию развития. В таких учреждениях увеличивается число коллективных обсуждений педагогических проблем, повышается частота контактов образовательного учреждения с другими организациями. В этих условиях особенно важным становится выбор технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса. Необходимы новые способы взаимодействия. В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Однако будет не лишним указать, что зачастую, управленцы и методические работники не владеют современными методами ведения деловых совещаний, ведущими из которых в ОУ являются педагогический и методический советы. Эти совещания превращаются для педагогов в простую формальность – «поприсутствовать» на скучном, но обязательном мероприятии. Изменив обычный формат этих деловых совещаний, превратив их в интерактивные «живые» обсуждения насущных проблем, можно добиться, как показывает практика, положительных результатов.
Деловое совещание с применением активных форм организованного группового взаимодействия в настоящее время признается в качестве одного из самых эффективных видов принятия группового решения. От руководителя, проводящего деловые встречи в коллективе в интерактивном режиме, требуются специальные умения: владение методом группового интервью, экспресс опроса, высокая контактность, доброжелательность, открытость. Содержание и средства делового общения влияют на изменение психологического климата и всей организационной культуры образовательного учреждения.
Активные групповые формы принятия коллективных решений позволяют найти оптимальные выходы из создавшихся проблемных ситуаций, выработать общую стратегию практической реализации, добиться личностного принятия решения большинством коллег по работе. Даже включение отдельных элементов групповой опросной и дискуссионной работы в собрание, совет, совещание, деловую планерку способствует значительному повышению эффективности их проведения, результативности внедрения коллективно принятых решений.
Деловое совещание - это принятие единого решения по важному для жизнедеятельности коллектива вопросу. Групповое решение рассматривается не как результат компромисса. В идеальном варианте - это разрешение персонально для каждого члена педагогического коллектива общешкольной задачи.
Таким образом, важнейшими показателями делового совещания являются две характеристики:
Деловое общение представляет собой систему взаимодействий коллектива по поводу общего для него дела. Деловое общение основано на равноправном участии всех сотрудников во взаимном информировании. Особенностью такого общения является точность понимания содержания информации всеми его участниками. Деловое общение отражает общие для педагогического коллектива цели, деловую продуктивность преподавателей и руководителей учреждения, совместность в поиске истины или выхода из трудного положения. В зависимости от цели делового совещания выбираются различные формы его проведения. Следует отметить, что деловое совещание может быть проведено таким образом, что все формы будут последовательно представлены в процессе его проведения.
Отличительной характеристикой проведения делового совещания является наличие делового уровня общения в отличие от пяти других:
Примитивного. Когда партнер по взаимодействию воспринимается как вещь, которая либо нужна, либо является помехой. Например, родители учащихся отстраняются от решения кадровых вопросов в проблемных случаях и активно привлекаются, когда у образовательного учреждения есть потребность в денежных средствах на ремонт.
Конвенционального. Когда участники обсуждения заняты обменом формальных любезностей или осуществляют внешнее, ни к чему не обязывающее общение, которое больше напоминает пустое времяпровождение.
Манипулятивного. Когда другой участник взаимодействия выступает как партнер по игре, которую необходимо выиграть. Выигрыш означает приобретение выгоды - материальной, социальной, психологической. Постановка вопросов совещания передает его цели или отражает желание инициаторов его проведения в получении результата для себя. Такое положение маскируется посредством формулировок типа «стимулировать», «содействовать», «побудить» и т. п., например: «Как заставить учителей лучше работать с родителями по оказанию спонсорской помощи?», «Каким образом настроить родительский комитет учреждения на активную деятельность (помощь ОУ) по решению проблем?». Это – речевые формулы манипулятивного уровня общения.
Игрового и ролевого. Другими словами общения на уровне флирта. Партнер в этом случае интересен только одной стороной своей личности или деятельности (должностью, социальным положением, финансовыми возможностями). Конкретными проявлениями этого уровня общения в ходе делового совещания может быть заигрывающий (заискивающий) тон со стороны, выступающих или ведущего.
Духовного. Который является высшим уровнем межличностного партнерства. Собеседники интересны сами по себе, результат взаимодействия не задается заранее, а формируется в процессе общения.
Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма», «отнесенной оценки»), который был предложен Дж. Филипсом (США). Этот метод применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Этот метод является особенно востребованным в условиях деятельности развивающегося образовательного учреждения, преодолевающего трудности своего роста. Метод «мозговой атаки» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (20-60 человек). Основная задача применения метода состоит в том, чтобы за небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы.
Основная особенность метода заключается в коллективном поиске оригинальных идей.
Основные закономерности данного метода:
В основу метода положен принцип сотрудничества (сотворчества) участников. Опираясь на демократические закономерности общения, поощряя фантазию и неожиданные ассоциации, участники стимулируют зарождение оригинальных идей друг у друга и таким образом выступают их соавтором.
Постоянно утверждается вера в творческие силы и способности участников. Они выступают как равноправные партнеры, поддерживающие творческую инициативу и креативные возможности друг друга.
Используется оптимальное сочетание интуитивного и логического. В условиях генерирования идей допустимым и желательным является ослабление активности логического мышления и поощрение интуиции. Именно с этой целью критический анализ высказанных идей отсрочен.
Общее количество времени на проведение процедуры составляет 1,5-2 часа. Деловое совещание по типу «мозговой атаки», проходит шесть фаз.
Первая фаза (10 минут).
Ведущий сообщает правила проведения собрания. Группа делится на малые подгруппы, а те в свою очередь – на участников и наблюдателей (секретарей). Важно, чтобы малые группы состояли из психологически совместимых людей. До каждого участника доводится его задача и способы ее выполнения.
Вторая фаза (5 минут).
Формулирование исходной задачи (индуктор). Сообщение общей задачи и необходимых частных пояснений, ответы на уточняющие вопросы. Информирование о требовании безоценочности при продуцировании идей и решений.
Третья фаза (от 30 минут до 1 часа).
Генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки». Особое внимание уделяется созданию непринужденной творческой обстановки. Участники высказывают все пришедшие им в голову идеи относительно решения проблемы, какими бы абсурдными они ни казались. Обязательным условием на данном этапе является исключение критических суждений. Участники не должны перебивать или оценивать друг друга. Идея, высказанная одним участником, может навести другого на важную мысль. Атмосфера доброжелательности и заинтересованного поиска – самая оптимальная для всего совещания, но для этого этапа она особенно важна.
Условия, необходимые для эффективной работы на данном этапе:
участников в малых группах должно быть не более семи человек;
они должны быть одного социального и профессионального статуса;
экспертов-секретарей должно быть минимальное количество;
они должны уметь быстро фиксировать высказанные предложения (лучше каждое из суждений заносить на отдельную карточку) и не вмешиваться в процесс продуцирования идей;
участники должны быть знакомы друг с другом или иметь предварительный опыт делового взаимодействия;
обсуждение проходит в кругу, при этом наличие стола не является обязательным;
руководителю следует держаться в стороне и не вмешиваться в процесс; он является только организатором, который следит за регламентом и соблюдением правил;
наблюдатели находятся вне группы и сидят поодаль; кроме высказанных идей, они записывают все шутки, каламбуры, не относящиеся к теме суждения; несколько наблюдателей распределяют между собой, реплики каких участников каждый из них записывает.
Итоговым результатом этой фазы является составление полного списка предложенных идей.
Четвертая фаза (15 минут).
Систематизация и классификация идей по темам, подходам к решению задачи, типам решений. Изучаются признаки, по которым можно определить комплексные идеи. При помощи метода модерации проводится ранжирование предложений по значимости высказанных предложений.
Пятая фаза (15 минут).
Оценка идей на реалистичность. Для этого участники групп обмениваются списками высказанных предложений. В итоге составляется окончательный список практически реализуемых идей и контр идей. Если в конце этого этапа предлагается сообщение представителей от каждой группы по итогам рассмотрения предложенных списков, то совещание может перейти в групповую дискуссию. Каждая из групп может участвовать в обсуждении, высказывать дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения. На этом этапе, как правило, совещание заканчивается. Участников благодарят за работу и спрашивают их о пользе, которую каждый из них получил от делового совещания. Несмотря на незавершенность (отсутствие рекомендательной части), участники уходят с ощущением удовольствия от возможности быть выслушанными, проявить себя. Интеллектуальное оживление переходит в положительное физическое самочувствие.
Шестая фаза - заключительная.
Она может быть отодвинута во времени. Эксперты работают с окончательными вариантами списков для выявления абсолютно пригодных идей для практического воплощения. Как правило, таких идей бывает около 10 % от общего количества предложенных. Участники экспертной группы предлагают расшифровку решений проблемы, этапы и средства ее реализации. Некоторые из высказанных предложений могут быть объединены в одно как этапы достижения практической цели. Относительно каждой принятой к окончательному рассмотрению идеи они отмечают:
принципиальную возможность реализации в данных условиях;
возможность реализации немедленно, или после определенного срока, или при обеспечении дополнительных условий;
возможность применения идей в других областях, перенесение и наложение их на другие сферы образовательной работы.
Для эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива важно не только участие, важно непосредственное деловое обсуждение и возможность принятия решение по затрагиваемой проблеме. Для получения эффективных результатов можно использовать данный в пример вариант проведения делового совещания по проблеме развития методической работы в ОУ на основе методики «мозговой штурм».
Педагогический (Методический) совет
«Модернизация методической работы в ПОУ: стимулы и препятствия»
Цель: поиск технологических решений для выявления профессиональных потребностей педагогов как основы развития методической работы в ОУ.
Оснащение: бланки для заполнения участниками малых групп.
1 этап (организационный):
Публичное выступление руководителя образовательного учреждения (методической службы ОУ) о роли методической работы в развитии ОУ, педагога, учащихся. Выступление представлено в виде творческого отчета - в нем содержится анализ методической работы, обозначаются проблемные зоны в этом направлении деятельности ОУ.
2 этап (Аналитический):
Групповое интервью. Участники распределяются по малым группам (методическим объединениям, предметным кафедрам или другим профессиональным объединениям (напр., проблемные группы, творческие союзы и др.); при этом руководители ОУ составляют отдельную группу).
В ходе совместного обсуждения им предстоит оценить успешность работы своей методической группы, перечислить факторы, способствующие и препятствующие эффективному проведению методической работы, выявить ресурсы и дать оценку-прогноз по развитию ситуации.
Образец бланка для заполнения в малых группах:
Оцените по 10-бальной шкале степень эффективности работы вашей методической группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Укажите |
Факторы, способствующие эффективной работе методического объединения: 1. | Факторы, препятствующие эффективной работе методического объединения: 1. |
После завершения работы в малых группах представитель от каждой из них сообщает о результатах работы. По ходу выполнения этого задания ведущий выписывает на доску (экран) названные представителями различных групп причины неэффективности методической работы и ее инновационные ресурсы.
3 этап (Проблемная дискуссия):
«Мозговой штурм». Участники получают бланки для работы и, проводя обсуждение в этих же группах, заполняют их.
По выбору участников работа может проводиться в двух направлениях:
а) обсуждение того, как устранить причины, мешающие развитию методической работы в ОУ;
б) как усилить действие факторов, способствующих эффективности методической работы в ОУ.
Бланки для заполнения в ходе проведения делового совещания «Модернизация методической работы в ОУ: стимулы и препятствия»:
Причины, мешающие методической работе | Действия по устранению причины |
Преподавателя | Руководителя МО | Администратора |
| | | |
Факторы, способствующие методической работе | Возможности усиления каждого фактора |
Преподавателя | Руководителя МО | Администратора |
| | | |
После этого заполненные бланки передаются другим группам для их обработки. Результаты оцениваются коллегами по следующим критериям:
а) возможность реализации в имеющихся условиях;
б) возможность реализации:
в) возможность применения идей в других сферах деятельности образовательного учреждения.
4 этап (Поисковая работа) :
Групповая дискуссия на тему: «Методическая работа преподавателя - повинность, профессиональная обязанность или педагогическое творчество?».
Дискуссия проходит наиболее успешно, если предварительно конструктивно проходила работа по поиску путей эффективности методической работы в ОУ. В ходе дискуссии педагоги затрагивают такую проблему, как возможность преподавателя чему-либо научить других, если он сам не учиться и не развивается методически. Дискуссия проходит под девизом: «Развиваясь – развивая», где на начальном этапе в группах педагоги пытаются найти ответ на вопрос как они определяют направления своего саморазвития, а в дальнейшем формируют так называемый заказ на методическую услугу – свои профессиональные потребности ( точки роста творческого потенциала каждого).
Завершающий этап: подведение итогов.
На этом этапе обобщаются материалы обеих дискуссий и формируются проблемные и перспективные задачи развития эффективной методической работы ОУ, основанные на конкретных запросах (точки роста) педагогического коллектива и определяются перспективы его развития по научно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Таким образом, направление модернизации образования по созданию научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров можно считать одним из ключевых на сегодняшнем этапе развития отечественной системы образования. Технологии организации делового общения и коллективного принятия управленческих решений вызывают неподдельный интерес в образовательных учреждениях, заявивших о своем инновационном развитии и могут стать одной из отправных точек для преобразовательной деятельности ОУ в направлении создания наиболее благоприятных условий для повышения творческого потенциала педагогов. Ведь именно человек предстает как генератор творческих сил и энергии. Он самостоятелен, и можно предположить, что это распространяется и на выбор сферы приложения творческих сил, и на придание своему творчеству созидательного или деструктивного характера. Творчество стоит как в ценностном ряду образования, так и в ряду общечеловеческих ценностей. По точному выражению М.Г. Казакиной, творчество, «творческое отношение к жизни относится к числу абсолютных ценностей на все времена и перипетии человеческой судьбы».
Приложение
Материал для самообразования учителя по освоению особенностей УМК «Музыка. 1 класс»
Становление и развитие творческого потенциала педагога носят необратимый характер. С каждым новым этапом происходит его приращение, развитие уже существующих элементов. Эти процессы есть пример циклического спиралевидного развития (проявление закона отрицания: потенциал – его реализация – новый потенциал и т.д.). Циклы и витки спирали имеют традиционные повторяющиеся характеристики, но это не слепое повторение, а с новым смысловым наполнением, с использованием инноваций.
Анализируя современную образовательную политику, видны свидетельства того, что сегодня «человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек». В современном образовании вектором развития становится движение в «сторону образования самодеятельного, самоустремленного (предельно индивидуализированного) субъекта, способного к саморазвитию». Таким образом, видно, что идея рассмотрения, позиционирования, воспитания, развития человека как субъекта собственной жизни и деятельности – одна из основополагающих идей современности. Это позволяет констатировать, что за термином «субъектность» стоит способность индивида ставить перед собой жизненно значимые цели, планировать их достижение с учетом ныне существующих и возможных обстоятельств, осмысливать свои поступки и на основе получаемых выводов вносить коррективы в отношение с окружающим миром, нести ответственность за собственное действие и бездействие. Принципиальное значение приобретает данная категория при характеристике личности педагога. Педагог ответствен не только за свою судьбу, он оказывает мощнейшее влияние на судьбы своих воспитанников. Одна из задач, стоящих перед ним, – помочь им стать субъектами собственной жизнедеятельности. Кроме того, очевиден вывод о саморазвитии педагога как субъекта. Субъектная позиция предельно ясно проявляется в творчестве. Эффективность становления и развития творческого потенциала педагога обусловлена активностью самого субъекта педагогической деятельности, его включенностью в профессиональное, творческое саморазвитие.
В завершение хочется привести слова М.Г. Казакиной, сделанное без привязки к конкретной сфере деятельности, но полностью согласуемое с рассматриваемой проблемой: «Люди, … обладающие творческим жизненным потенциалом, оказываются более стойкими, уверенными в своих силах, оптимистическими, скорее адаптируются в изменяющихся обстоятельствах, проявляют интерес и теплоту в отношении с людьми, и, наконец, они, как правило, добиваются успехов в своих начинаниях» [6, с. 413].
Заповеди учителя музыки
«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!»
Помни, «зорко одно лишь сердце!» Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с композитором и детьми!
Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения.
Доверяй детям, они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.
Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай их на доске или пользуйся карточкой.
Королева урока – музыка! 2/3 урока отводи на ее звучание.
Урок музыки – художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии.
Музыка – искусство, развивающееся во времени. Урок музыки тоже не терпит статичности.
Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация – показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
Будь профессионален во всем! Не забывай: ты музыкант и твой рабочий инструмент – слух, не допускай фальши ни в чем.
Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай погрешности в терминологии.
Уважай в себе профессионала, не работай с некачественной техникой и музыкальным инструментом!
Помни:
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила личности изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения. Как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может воспитывать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д.Ушинский).
Учителя – «родители духовного развития учащихся» (Я.А.Коменский).
Результатом такого освоения является:
выработка способности учителя ориентироваться в теоретических основах преподавания музыки в школе в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
накопление учителем знаний об основных идеях УМК «Музыка», овладение содержанием и методикой реализации его на практике;
развитие умений использовать на практике полученные знания по применению основных средств диагностики и контроля качества работы по музыке.
Результаты освоения особенностей УМК «Музыка. 1 класс» во многом зависят от самообразования учителя, его профессиональной рефлексии, самоконтроля, самооценки и творческого роста. Для оказания методической помощи в данном процессе учителю предлагаются вопросы и задания, некоторые методические советы по осуществлению профессиональной деятельности в контексте образовательной системы «Перспективная начальная школа».
Задания и вопросы
Задание 1.
1. Проведите сравнительный анализ концепции «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского по следующим теоретическим понятиям:
Теоретические понятия | «Перспективная начальная школа» | Концепция Д.Б. Кабалевского |
Сверхзадача | | |
Цель занятий | | |
Образовательные задачи | | |
Общие и специфические принципы | | |
Методы воспитания и обучения | | |
2. Прокомментируйте с помощью конкретных примеров реализацию принципов единства и целостности, непрерывности и преемственности между программами по музыке для 1 класса и для 2 – 4 классов:
Принципы | Программа для 1 класса | Программа для 2 – 4 классов |
Единства и целостности | | |
Непрерывности и преемственности | | |
3. Проанализируйте структуру и содержание УМК «Перспективная начальная школа. Музыка» по следующим вопросам:
Характеристика содержания учебников (по классам) в соответствии с тематическим построением программы по музыке в Проекте «Перспективная начальная школа».
Соответствие организации учебного материала задачам, принципам и методам системы музыкальных занятий по Проекту «Перспективная начальная школа. Музыка».
Задание 2.
Проанализируйте письменно содержание учебника первого класса и организацию в нем учебного материала, заполнив следующую таблицу:
Структурное деление | Музыкальный материал | Учебно-воспитательные задания | Вводимые понятия |
Часть | Тема |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 3.
Осуществите контрольно –оценочную самодиагностику по освоению особенностей УМК «Музыка. 1 класс», ориентируясь на следующие вопросы:
Что называется личностно-ориентированным образованием? Постройте свой ответ, исходя из основных идей Проекта «Перспективная начальная школа» и аргументируя его примерами из УМК «Музыка. 1 класс».
В чем состоит созвучие концепции Проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского?
Какие принципы лежат в основе музыкального образования школьников?
Что отличает структуру и содержание программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского?
Какова структура и содержание УМК «Перспективная начальная школа. Музыка»?
Как строится программа по музыке для начальной школы в контексте Проекта «Перспективная начальная школа»?
Что характеризует программу по музыке для 1 класса и как она связана с программой 2 – 4 класса?
Какие отличительные черты создают целостное восприятие учебников по музыке? Рассмотрите данный вопрос на конкретном материале.
Каковы характерные особенности методического аппарата и инструментальности комплекта?
В чем заключается специфика содержания и организации учебного материала в учебнике «Музыка. 1 класс»?
Каково методическое сопровождение учебника «Музыка. 1 класс»? Рассмотрите вопрос с использованием конкретных примеров.
Методические советы
План работы над песней*
1. Подготовка к работе над песней:
Ознакомление с названием песни, авторами стихов и музыки.
Изучение нотного и стихотворного текстов.
Выучивание мелодии песни и ее сопровождения.
Фиксация внимания на трудных интонационно-мелодических и ритмических моментах песни.
Определение художественной ценности и педагогической целесообразности песни (краткая аннотация).
Выявление соответствия песни возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
Определение темы четверти и подтемы, в контекст которых включается песня.
Выявление места песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
Разработка круга вопросов по включению песни в урок, ее художественно-педагогическому анализу (с предполагаемыми ответами детей) и разучиванию.
2. Первое или повторное представление песни и процесс ее разучивания:
Первичный показ песни (или напоминание, если она знакома).
Выявление с детьми главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки, интонационно-образных особенностей песни.
Распевание на главных смысловых музыкальных интонациях без слов и с текстом;
Разучивание главных смысловых музыкальных интонаций с текстом.
Выявление и учет при исполнении характера, жанровой основы интонаций, их соответствия образному содержанию песни.
Подчеркивание в исполнении динамических, ритмических, ладовых, темповых особенностей интонаций в соответствии с образным строем песни.
Отражение характера движения мелодии и сопровождения при исполнении песни.
Передача в исполнении интонационно-драматургического развития песни.
Углубление интонационно-образного восприятия песни путем исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов;
Учет особенностей многоголосия и работа над ним.
Постоянная забота об образном исполнении, подчинение ему технических задач.
3. Законченное исполнение песни (или ее выученного фрагмента) и обобщение в соответствии с темой четверти.
Памятка
по подготовке и проведению открытого урока музыки
Подготовка к уроку:
подготовить разработку урока;
подобрать дидактический и художественный материал к уроку;
разучить наизусть музыкальный и стихотворный текст песен, фрагменты классических произведений;
прослушать в записи произведения, выбранные для урока;
проработать художественный материал в соответствии с разработкой урока, планом работы над песней, с задачами и планом художественно-педагогического анализа произведений.
Перед открытым уроком:
1. Дать для присутствующих сравнительную характеристику коллектива класса, для которого будет проводиться урок. Охарактеризовать класс на начало работы с ним и на момент проведения открытого урока:
общее развитие детей (интеллект, речь, общая культура, увлечения, активность, отношение к занятиям музыкой и другими художественными дисциплинами, успехи детей по нехудожественным дисциплинам и пр.);
музыкальное развитие детей (интерес к музыке, объем слушательского внимания, музыкальные пристрастия, степень развития гармонического и мелодического слуха, вокально-хоровые умения и навыки, теоретические, исторические и библиографические знания о музыке, уровень интонационно-образного мышления и т.д.).
2. Дать краткую программную характеристику урока в соответствии с подготовленной разработкой:
тема четверти;
тема урока, его место в системе уроков четверти;
художественно-педагогический замысел урока;
подтема;
музыкальный и художественный материал;
драматургия урока (завязка, кульминация, обобщение, включение разных форм общения с музыкой – слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкальная игра).
После открытого урока:
Отрефлексировать вслух проведенный урок и дать его самооценку в соответствии с позициями пункту II.
Ответить на вопросы присутствующих на уроке (директора, заместителя директора, методиста-консультанта, коллег, других специалистов)
3. Выслушать и зафиксировать замечания и пожелания в свой адрес.
** Данный план дан сугубо для учителя, который не должен использовать в работе над песней с детьми перечисленные здесь выражения. Для совместного погружения в образный контекст песни учитель находит термины, соответствующие этим выражения, учитывая способность первоклассников понимать их и соотносить с необходимыми творческими и техническими действиями для разучивания песни.