СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы, формы и средства в соответствии с поставленной целью. 

Просмотр содержимого документа
«Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов»

Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов

Нуркаева Раушания Нафисовна,

преподаватель обществознания

филиал ГАПОУ «ЛПК» в г. Азнакаево

В современных условиях все больше появляется творчески работающих педагогов. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога – выявить задатки каждого ученика.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться абсолютно нетронутым. Резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога скрываются в нем самом. Только личное желание и готовность к росту позволит найти рациональные пути их использования. Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-педагогических условий: стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и профессионального становления и развития; проектирование и организация образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей.

Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

По мнению Ю. Н. Кулюткина для успешного развития творческого потенциала человека необходимы некоторые важные качества: творческая активность; оригинальность; способность и стремление к внесению новизны; комбинирование идей; перевоплощение мобилизации сил и прошлого опыта; наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости.

Развитие творческого потенциала педагога исходит из того, что целью современного педагогического образования является усвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а также формирование самодеятельностного субъекта, способного реализовать свою высокую интеллектуальность, творчество и нравственный потенциал, а так же развитие сущностных сил педагога, его интеллектуальных способностей не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы преобразования.

Творческий труд начинается там, где педагог рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.

Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы, формы и средства в соответствии с поставленной целью. Модификация требований общества к учителю, знакомство с передовым педагогическим опытом, достижениями коллег запускают процессы самоидентификации, сопоставление собственных достижений с достижениями окружающих, качество удовлетворенности ими. В процессе самоопределения происходит выбор значимых целей, понимание путей их достижения и собственно происходит самореализация. В итоге ее вероятные возможности интеллектуальные, творческие, организаторские модифицируются в деятельность, направленную на достижение выбранных целей. На этом этапе педагог накапливает достаточную информацию, творчески ее видоизменяет, реализует в своей деятельности, анализирует результаты.

При создании условий для творческой активности педагога в образовательном учреждении особое внимание должно уделяться внутренней среде педагогического коллектива. Это комфортные взаимоотношения в коллективе и создание благоприятной среды для творчества, самовыражения, творчества педагогов. Ведь для творческой личности очень важно, чтобы то, чем она занимается, приносило радость, удовлетворение, востребованность окружающих людей. Немаловажную роль в создании условий играет оборудованность кабинета и методическая база образовательного учреждения, согласно современным требованиям времени.

Обучение творчеству также связывается с повышением уровня квалификации педагога. У каждого педагога должна быть реальная возможность для общего развития и профессионального роста. Этому способствуют и различные формы участия на семинарах, конференциях, мастер-классах, методических объединениях, конкурсах педагогического мастерства и т.д.

Одной из целей работы методического объединения кураторов и классных руководителей является создание условий для становления и развития творческого потенциала педагогов.

Работа методического объединения по развитию творческого потенциала педагога должна быть систематической. Разработанная структура развивающих форм работы, позволит учитывать триединую функцию знания, на основе которой они должны нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Систематическая работа, организованная в методическом объединении с педагогами по повышению творческого потенциала поможет вывести их на более высокий уровень.

Поэтому мы проводим так называемые интеллектуальные часы, направленные на развитие интеллектуально – креативного потенциала педагогов, развитие их творческого мышления, стимулирование творческой активности в работе с детьми.

В начале проводится предварительная работа, где выявляется, что такое творческий потенциал. Может проводится в виде теста с вопросами такими как:


1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей Вас среды:

3. верно ли, что некоторые из Ваших идей довольно прогрессивны в сфере Вашей деятельности и могут принести Вам успех:

а) да – 3 очка

б) да, при благоприятных обстоятельствах – 1 очко

в) в некоторой степени – 2 очка

и т.д. затем выдается домашнее задание, например ответить на вопрос: Каким должен быть педагог?

Следующий этап проверка домашнего задания, просим представить свои мысли, педагоги представляют свои ответы на вопрос: оформление в виде стихотворения (четверостишие), схемы, рисунка и т.д. таким образом они сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог! А что не хватает нашему коллективу для того, чтобы соответствовать нашему идеалу? Каких качеств? Так вот наша сегодняшняя цель это развитие и становление креативного потенциала у педагогов, развития их творчества.

Проводим игру в ассоциации, в данном случае связанную с главными понятиями нашей встречи: творчество, креативность. Ассоциации, которые возникают у педагогов, они должны написать, например слова, которые начинаются с букв этого слова. Можне поделить педагогов на 2 группы. У каждой подгруппы свое понятие, затем их можно сравнить с понятиями из большого психологического словаря.

Из определений будет видно какими качествами должен обладать педагог. Предлагаете педагогам таблицу с качествами, которые они должны проанализировать и представить результаты в таблице по местам: что для вас на первом месте из перечисленных качеств и т.д. просим свой выбор обосновать. Появляется новая общая таблица качеств творческого педагога.

По итогам делаем общий вывод; что нужно посмотреть исходя из этих моментов; рекомендации коллективу, на какие качества больше всего обратить внимание и т.д

И в конце своего выступления хочу вспомнить слова Ян Амос Коменского, что школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя. А чтобы нам дойти до этой цели, надо, прежде всего, идти. Ведь в каждом человеке есть солнце, а дать возможность ему светить – потребен гений, потребна сильная душа. А такая душа у нашего педагогического коллектива есть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!