КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЯБОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках химии в рамках проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Автор: учитель химии и экологии
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31
г.Тамбова»
Левчук Ольга Николаевна
ТАМБОВ
2019 год
Британский политический деятель Уильям Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
В книге по психологии я однажды прочла, что в профессии учителя соединяются около 30 ролей – от шута до просветителя. На высокую просветительскую роль мои коллеги охотно соглашаются. На низкую шутовскую – пожимают плечами: что-то, мол, не то. Но разве, работая с детьми, мы не встречаемся с самими собой, как бы выглянувшими из детства, с проделками и забавами, которые вдруг обретают новое качество, становятся профессиональными приёмами?
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребёнка, его родителей, общества, государства.
Методические принципы современного урока:
Субъективизация
Метапредметность
Деятельностный подход
Коммуникативность
Рефлексивность
Импровизационность
Принятие нового ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свёрнутой формуле: «деятельность-личность», т.е. какова деятельность, такова и личность вне деятельности нет личности.
Современный урок – это конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.
Роль учителя отличается тем, что НА ПЕРВОМ МЕСТЕ стоит создание условий для воспитания социально активной личности. Сейчас много говорят и пишут о личности учителя, его таланте… Но природа нашей профессии состоит из коммуникации: один учитель, как бы талантлив он ни был, всех проблем решить не может. Ему так или иначе приходиться соотносить свои действия с коллегами по школе, с родителями, а главное, с учениками. Школа должна быть разновозрастным единым коллективом единомышленников, где дети и взрослые живут одними идеями, у них есть общая деятельность и общая мера ответственности. Для них школа – это дом. Чувство школы как дома, как общности является сейчас ключевым в воспитании настоящего человека.
Очевидна элементарная истина: школа существует для тех, кто в ней учится и кто воспитывается. Если ребёнку в школе хорошо, значит, уже многое достигнуто.
Учитель должен научить ученика учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Цель современного урока – формирование универсальных учебных действий, т.е. способность учащегося самостоятельно ставить цель урока, искать методы решения проблемы, последовательность выполнения действий
Задача учителя – организовать активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. На уроках можно использовать различные формы, методы, средства, например: работа с текстом учебника, составление сравнительных таблиц, блок-схем, синквейнов, фишбоунов, логико-смысловых моделей и т.д. Работа может быть как индивидуальная, так и групповая, коллективная. Когда материал слишком объёмный, класс целесообразнее делить на группы, каждая получает своё задание, затем в работу вновь включается весь класс.
Часто уроки носят исследовательский характер, с проведением эксперимента, наблюдения, моделирования, работа с источниками информации (видеофрагменты, информационные плакаты, модули).
«Загадки огня»
Интегрированный урок химии и экологии 8 класс
Цель: - активизировать познавательный интерес учащихся к химической науке; сформировать знания о влиянии огня на экологическую обстановку планеты.
Оборудование: спиртовки, свечи, спички, пробирки, держатели для пробирок, предметные стёкла, свежеприготовленный раствор гидроксида кальция Са(ОН)2.
В рамках данного практического занятия даже при наличии минимального оснащения возможно провести исследовательскую работу на предмет изучения строения пламени. Учащиеся при подготовке к уроку работают с дополнительной литературой дома, оставляют каждый мини-проект, включающий в себя следующие аспекты:
- Версии появления огня на Земле.
- От костра до современной свечи (эволюция источников огня).
- Правила обращения со спиртовкой (техника безопасности).
- Строение пламени.
- Физические и химические явления, наблюдаемые при горении свечи.
- Экологические аспекты процесса горения (ТЭС, парниковый эффект, загрязнение геосфер Земли).
Так же в рамках этого занятия проводится исследование с историческим экскурсом в мир древних славян (их почитание огня как божества, обращение как к живому, легенда о Неопалимой Купине).
Использование такого приёма как синквейн в рамках проектной деятельности также весьма продуктивно. В начале и в конце занятия учащимся предлагается одно и то же слово, понятие. Синквейны же, составленные ими в начале и в конце уроке существенно отличаются.
Ещё одним из вариантов проектной деятельности учащихся на уроках химии могут быть задачи, составленные самими учащимися. Например, проработав тему «Массовая доля растворённого вещества», ученики получают задание составить задачи на нахождение данных параметров, но с одним условием: задачи должны заинтересовать учеников 5-6 классов, посещающих ЦДОД (кружок «Юные исследователи»). И здесь мы получаем массу занимательных задач, интересных по структуре, постановке вопроса и поиску проблемы и путей её решения.
Примеры занимательных задач учеников 8 Е МАОУ СОШ №31 Ивановой Ольги и Семёновой Татьяны:
1.При варке варенья из смородины на 1 кг ягод кладут 1,5 кг сахара (С12Н22О11). Машенька на 3 кг ягод положила 20 моль сахара. Хорошее ли получилось у неё варенье? Проведя соответствующие расчёты, получаем ответ – 6, 84 кг сахара на 3 кг ягод.
Вывод: варенье будет очень сладким, быстро засахарится.
2.При засолке огурцов на 3-х литровую банку кладут 60 г поваренной соли (NaCl) и 50 г сахара (С12Н22О11). Машенька положили 1 моль соли и 0.2 моль сахара Какие огурцы получились у Машеньки? Ответ: масса соли 58,5 г; масса сахара 68,4 г. Вывод: сахара немного переложили, поэтому огурцы будут сладковатыми.
3. Как то раз в школе проходила викторина «Юный химик». Желающих принять участие было очень много, так как все спешили продемонстрировать свои знания. Одна из задач звучала так: какова масса соляной кислоты в растворе массой 200 г, с массовой долей 35%? Самое минимальное время решения этой задачи составило 2,5 минуты. Давайте попробуем побить этот рекорд.
Подобные методы обучения, в системе с индивидуальной работой, в полной мере способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Данный приём позволяет создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха.
ВЫВОД: успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.
Ученик должен уйти из школы с памятью о тех делах, в которых участвовал, о тех традициях, в которых испытывал душевный подъём. А ориентировать его должен учитель – то в роли шута, то в роли просветителя. Именно поэтому я стремлюсь заразить детей добротворчеством, воспитать потребность делать добро.
Говорят, учителя – мечтатели. Нет, мне кажется, учителя – небывалые реалисты. И рационалисты. Но именно оттого, что по природе своей учитель – реалист, он пытается искать выход сейчас, не дожидаясь запланированных на отдалённую перспективу перемен. Ведь учить ребят надо сегодня. Учить достойно, учить современно.
УЧИТЕЛЬ, ЧТО ВЕДЁТ УРОК
Душа Ребёнка, как цветка росток
Спешит листочки к солнцу поднести.
И ты, Учитель что ведёт урок,
Её обязан к Доброте вести.
И как бы ни был горек и тернист сей путь
Тобой он выбран не случайно.
Душа Ребёнка словно чистый лист
Открыта и светла необычайно.
И лишь Учитель, что ведёт урок,
Её наполнить красками сумеет.
Укажет к солнцу тысячу дорог
И как никто другой в неё поверит.
Проходят годы и всему свой срок
Ведут по жизни детские мечты.
Так пусть Учитель, что ведёт урок,
Собой являет Гений Доброты!
(Автор стихов – Левчук О.Н.)