Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренных детей средствами современных компьютерных технологий»
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вундеркинды рождаются не каждый день. А мы, конечно, хотели бы иметь такого одаренного ребенка, с которым бы у нас не было школьных проблем и забот, а самое главное - чтобы не было плохих отметок и многочисленных ошибок в школьных работах.
В природе нет ленивых, нелюбопытных детей. Нет ни одного ребенка, который бы не имел каких-нибудь способностей. Но по-настоящему одаренных детей действительно мало.
Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Для этого образовательные учреждения должны иметь информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер. Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения информационных технологий обучения для развития способностей одаренных детей.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, что особенно важно при работе по индивидуальной образовательной траектории, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля, что становится необходимым для преподавателя.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Литература
Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.
Можаева Г.В. Дистанционное обучение в довузовской подготовке // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 2. С. 15-18.
Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.
http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml - развивающий психологический центр «Адалин»
http://www.psychology.ru/internet/ecology/03.stm - одаренные дети и компьютер