СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие произвольного внимания на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Развитие произвольного  внимания на уроках математики. Важное условие эффективности учебно – воспитательного процесса – умение учителя организовать на уроке внимание детей. К. Д. Ушинский считал внимание основным условием успешности обучения.     Внимательно слушая объяснение на уроке, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению соответствующих классных и домашних заданий. Нет ни одной умственной работы, которая осуществлялась бы без достаточного волевого напряжения в виде произвольного внимания.      В своей работе наряду с решением ряда других воспитательных задач я уделяю  большое значение воспитанию произвольного внимания у учащихся. Конечно, воспитание внимания в первую очередь определяется чёткой организацией урока, подготовкой к нему, тщательному продумыванию методов и форм работы,  тем не менее я постоянно включаю в урок специальные упражнения и задания на развитие внимания.     Особенно важно организовать внимание детей в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для мобилизации внимания учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры. Например, в 1 классе предлагаю игру «Заметь всё!». На мультимедийной доске демонстрирую 7-8  картинок с изображением предметов (мячик, домик, слон, гриб и т.д.). Предлагаю детям в течение 10 секунд рассмотреть и запомнить все картинки. После этого скрываю слайд и прошу перечислить предметы, которые они запомнили. Игра имеет несколько вариантов. Можно, например, попросить детей назвать последовательность показанных картинок; можно поменять местами несколько картинок и спросить, что изменилось; можно убрать одну картинку и спросить, какая картинка исчезла, попросить её описать и т.д. Игру «Заметь всё!» можно проводить с теми же заданиями, но заменить предметные картинки геометрическими фигурами.     Часто при письменном  умножении  и при вычислении выражений на порядок действий ученики допускают  в  решении из-за невнимательности. Они пропускают отдельные операции, смешивают арифметические действия, допускают ошибки при списывании с доски, учебника. Для предупреждения указанных ошибок я включаю в устный счёт специальные упражнения на внимание. 1.    Выставляю на наборном полотне карточки с цифрами 4,5,8,9,7,1,3,2. Дети в течение 6-10 секунд смотрят на числа, затем полотно закрывается. Задаю вопросы: -Какие цифры запомнили? Назовите соседей числа 3, 5. 7. Сколько всего цифр выставлено? Какие первые две цифры? и так далее. 2.    Вывешиваю плакат с числами 2  4   6    8    10  12 4  7  10  13  16  19  1  3   5    7    9    11 Предлагаю внимательно рассмотреть ряды чисел и найти закономерности. При выполнении такого задания не все ученики сначала замечают закономерности и просто стараются запомнить числа. Но постепенно, после нескольких повторений, они не только запоминают числа, но и анализируют их последовательность. 3.В таблицу записываю 25 чисел в произвольном порядке от 1 до 40. Нужно за     короткое время записать все эти числа в порядке возрастания (убывания). Как вариант можно записать все пропущенные числа в этом числовом отрезке. Количество чисел и числовой отрезок, в котором они записаны можно менять.  При решении задач я часто включаю в условие лишнее данное или пропускаю важное слово в задаче. Такие задачи я включаю в устный счёт.  Например: «Для полива огорода Витя принёс  5 раз по 2 ведра и 1 лейку. Сколько вёдер воды принёс Володя?  «девочка купила 10 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку.  За каждую тетрадь она заплатила по 3 рубля. Сколько уплатила девочка за тетради в клетку? При изучении темы «Нумерация многозначных чисел» использую на уроках игру «Какая пара победит?». Во время устного счёта на столах каждой пары лежат карточки с числами, которые соответствуют  значениям записанных на доске выражений. У каждой пары ответы на карточках одинаковые. Учитель в хаотичном порядке читает выражения: 137-37                  241-121              180-50 150-30                250-120              280-200 169-69                  134-34              196-116 Каждая пара быстро поднимает карточку с правильным ответом. Та пара, которая быстрее поднимает карточки с ответом и ни разу не ошибается, объявляется победителем. на уроках, где целью является закрепление чтения, записи и образования  шестизначных чисел, закрепление умения сравнивать эти числа, закрепление разрядного и классового состава чисел, использую такие упражнения: Записываются столбики чисел 1)    236070        2)  35999        3)  547005        4)  1100    10010 236670             35909             547050            999999    9999 236600             35090             547500           400090    100001 -Чем похожи числа в столбике №1, 2, 3? Чем они  отличаются? Назовите соседей  каждого числа в столбике №4. При работе с уравнениями прошу, не вычисляя, быстро дать ответ, чему равно неизвестное. Например,         х+4=4+5         5-х=5-3         х-8=9-1 В классе, как правило, есть дети, с которыми  необходимо работать индивидуально. Дифференцированный подход в этом случае важен не только в плане усвоения знаний, умений и навыков по предмету, но и в плане формирования внимания. Таким детям я стараюсь предлагать задания на карточках индивидуально. Конечно, выполнение любого задания требует внимания,  и тем не менее, на каждый урок  я стремлюсь составлять упражнения на развитие внимания. Мои ученики очень любят задания, в которых им приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Любят  они упражнения на внимание, а это ведёт к выработке устойчивости внимания, его концентрации, к увеличению объёма внимания, что, естественно, не может не сказаться на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании универсальных учебных действий. Из этого напрашивается вывод: развивая определённые свойства внимания можно повысить успеваемость школьников.