СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие развитие творческих способностей на уроках математики, приводятся примеры задач и упражнений, способствующие активизации творческого потенциала учащихся, а также – принципы и условия проведения урока математики, направленного на развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников. Также представлены решения практических и творческих задач в соответствии с выбранной темой.  Урок математики в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках математики»

Рутчина Лидия Васильевна,

учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 6»,

г. Радужный, ХМАО

mail: Lidia.27@mail.ru

Развитие творческих способностей на уроках математики.

Аннотация. В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие развитие творческих способностей на уроках математики, приводятся примеры задач и упражнений, способствующие активизации творческого потенциала учащихся, а также – принципы и условия проведения урока математики, направленного на развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников. Также представлены решения практических и творческих задач в соответствии с выбранной темой. Урок математики в 6 классе.

Ключевые слова: математическое мышление, развитие творческих способностей, проблемное обучение, познавательный интерес, логическое мышление, творческие задания, координатная плоскость, координаты, рисунки

Математика - одна из основных наук. Правильное её изучение приводит не только к умению считать, но и к умению логически мыслить. Творческая деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).

Решение собственно учебных задач имеет для ученика глубоко личностный смысл и в результате позволяет овладеть ему качественно новыми методами ориентации в мире, в людях, в самом себе, приводит к развитию деятельности, сознанию, личности к развитию творческого мышления.

В.В. Давыдов

Творчество – непосредственная и главная задача учебного процесса. Элементы творчества или точнее, система творческих заданий и упражнений помогают полнее развить способности, сформировать умения и навыки учащихся. Активизация творческой деятельности учащихся помогают раскрыть творческий потенциал ребенка (включая исследовательскую работу, проектную деятельность, моделирование, составление кроссвордов, тестов и викторин, написание эссе, работа с координатной плоскостью ит.д.) делает процесс приобретения знаний интересным и эффектным. Приобщение к самостоятельному творчеству воспитывает способность к многогранному восприятию, помогает готовить не просто грамотного, а творчески развитого гражданина. Для развития творческой личности на уроках математики необходимо всячески разрабатывать творческую самостоятельность и творческие способности школьников, перестроив учебно-воспитательный процесс на принципах общения, когда каждый ученик выступает не только и не столько как объект, но и как субъект учебной деятельности. В современных условиях требуется шире применять формы, методы и приемы обучения и учения специфичные для уроков математики, позволяющие достигать данных конкретных условиях наилучших результатов. [1]

Качество образования – главное требование к современной школе. Учитель обязан создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной творческой активности учащихся, руководствуясь девизом: «развивать сильного, помочь слабому». Современный урок должен быть творческим в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единое целое, единый ансамбль, в котором обе стороны выполняют свои функции.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
                                                                                          Л.Н. Толстой

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для максимально возможного развития интеллектуальных, творческих способностей, учащихся в сочетании с накоплением социального опыта и формированием умения самостоятельно оценивать информацию и принимать решения.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса, обучающегося к предмету;

- активизация творческой деятельности учащихся;

- сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения;

- обеспечение душевного и эмоционального здоровья ребенка.

Более двадцати пяти лет работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Л.Н.Толстого, всегда будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. [2]

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая, творческая активность, познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно.

Любое математическое задание, ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. 

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение решением, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. [3]

Классная и внеклассная работа, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике,  но и способствовать развитию креативности,  мыслительной деятельности личности -  умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.  

Развитию креативности способствует и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) влево – вправо, вверх - …

2) сумма – сложение, частное - …

3) квадрат – куб, круг - …

4)  уменьшаемое – вычитаемое, делимое …

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

      Классификация - следующий прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. Например, найдите “лишнее” число: -1,5; -3;2; -2,8; -0,6

     Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

Например, дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

а) прямоугольник, ромб, квадрат– это…

б) 2 и-2; 3 и -3; -1,5 и 1,5– это…

в) отрезок, луч– это…

   Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности.  При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. [4]

     Развитие креативности, умения самостоятельно конструировать свои знания лежит и в основе метода проектов. Первыми проектами для них становится домашнее задание, которое они готовят для своих одноклассников. Например, при прохождении темы «Координаты точки» в 6- 7 классе, я на уроке рисую с ними какой-нибудь рисунок (животных, людей, корабль и т.д.) потом задаю дома сделать свой рисунок и отдельно выписать координаты каждой точки, а на уроке каждый ученик получает 2 задания: написать координаты точек по рисунку и по координатам построить рисунок, таким образом у каждого индивидуальное задание, можно проверить как дети поняли тему «Координаты точки» и увидеть интересные картинки. Полезность таких творческих заданий, заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

    Применять различные средства и методы обучения для формирования креативности необходимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся.  Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика очень увлекательна и интересна.

Формы подачи исторического материала, могут быть различными, начиная от простых (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему, решение исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет) до более глубоких и сложных - таких, как историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики.

 Обучение и познание – сложные процессы, они предполагают, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащегося. Поэтому учитель даёт не только научную информацию по своему предмету, но он и планирует, организует, контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышление (в том числе и креативное), способности, умения применять знания на практике – всё то, что поможет учащемуся добиться успеха на своем жизненном пути, ведь на протяжении всей жизни человек может и должен развивать имеющееся у него творческое начало. [5]

На уроках нужно применять как можно больше развивающих задач. К развивающим задачам относятся: задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации; задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. Эффективными формами работы в формировании интереса к предметам являются уроки, которые содержат какие-то неожиданные повороты, оригинальные ракурсы. Поэтому в учебной деятельности я провожу уроки различных видов: урок– игра, урок - сказка, урок – путешествие, брейн–ринг, конкурс кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков к отдельным темам и т.д.

Главным результатом является повышение интереса учащихся к урокам и стабильный уровень качества обученности. Систематическая работа учителя по развитию и организации творческой деятельности, учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, интерес к математике, потребность в знаниях.

Математика – предмет, наиболее эффективный для развития творческого потенциала учащихся, этому способствует и логическое построение курса, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики.

Развитие творческого потенциала необходимо для любого человека, т.к. он становится более самостоятельным в своих суждениях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, имеет более высокую работоспособность. Но мне, кажется, самое главное – это то, что у ребенка развиваются чувства, его эмоциональная сфера.

Каким бы по форме и содержанию не был урок, главным в нем является работа – организованная, результативная, творческая. Увлекаясь, ученики не замечают, что учатся, - познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, зрительную память. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим желанием, прикладывая усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Процесс игры, ее результаты часто заставляют некоторых учащихся задуматься, какие пробелы есть в их знаниях и как их ликвидировать.

Опишу некоторые фрагменты тех занятий, на которых, удалось хорошо продвинуться в этом направлении.

Урок математики в 6 классе

Организационная информация Таблица 1.

Тема урока

Координатная плоскость

Предмет

Математика

Класс

6 класс

Учебно-теоретическое:

Математика 6 класс / авт. сост. И.И. Зубарева_, А.Г. Мордкович. -12-е изд., испр. и дополненное, М.: Мнемозина, 2013

Автор урока (ФИО, должность)

Рутчина Лидия Васильевна, учитель математики первой квалификационной категории

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 6», г. Радужный, ХМАО

Город

г. Радужный, ХМАО



Методическая информация Таблица 2.

Тип урока

Урок закрепления материала

Цели урока

Образовательные:

формирование навыков построения и нахождения точек по заданным координатам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Развивающие:

развитие творческих способностей, развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; логического мышления

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету, настойчивости, дисциплинированности, аккуратности.

Задачи урока

Закрепить у учащихся понятия: координатная плоскость, система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), абсцисса и ордината точки; начало координат, единичный отрезок, четверти.

Закрепить у учащихся умения и навыки определять координаты точки, заданной в координатной плоскости, и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости;

Ставить цели и планировать деятельность по их достижению;

Уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, сеть Internet), передавать ее;

Совершенствовать навыки работы в группах, в парах, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

Вносить посильный вклад в достижение общего результата;

  • Умение брать на себя ответственность при руководстве мини-группой;

  • Развивать навыки самостоятельной творческой работы;

  • Учить грамотно использовать в речи математические термины;

  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;

  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят другие ученики в ходе урока

Знать основные понятия: система координат, координатная плоскость, оси координат (ось абсцисс, ось ординат), абсцисса и ордината точки. Знать: свойства точек координатной плоскости, уметь определять координаты точки, уметь задавать координаты точки в заданной в координатной плоскости. Уметь точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения; аккуратно вести записи и выполнять построения в тетради или на бумаге.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, локальная сеть, принтер, проектор, электронный практикум «Координатная плоскость», презентация, оценочный лист для занесения промежуточных оценок с автоматическим подсчетом итоговой оценки (MS Excel).

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Устный счет.

2.Работа в группах.

3.Самостоятиельная работа.

4.Фантазируем, творческие и логические задания

III. Проверка ЗУН.

1.Математический диктант.

2. «Расшифруй».

IV. Физминутка «Гимнастика для глаз».

V. Практикум.

VI. Домашнее задание.

VII.Итог урока.

VIII. Рефлексия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дидактическая задача: психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему творческому занятию, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Оценивание состояния готовности к уроку учащихся.

Таблица 3.

Компетенция

Методы

Формы

Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная


Правила поведения на уроке

Умение организовать свое рабочее место

Информационно-сообщающий.

Фронтальная

Презентация, слайд 1

Таблица 4.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приступим все к работе.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.



Приветствует учителя.

Садится за свое, закрепленное за ним, ученическое место.



II. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность уч-ся, подготовить их к закреплению материала, научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Таблица 5.

Компетенция



Методы



Формы

Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Участие в целеполагании, определении задач урока.

Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

Умение составлять схематический план.

Умение делать выводы.

Развитие речи,

выступление перед классом.

Работа с интерактивной доской.


Использование компьютера

Информационно-сообщающий.


Метод самостоятельной работы


Фронтальная,

Индивидуальная

Парная

Презентация,

Слайд

2- 7





Таблица 6.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Перед уроком учитель раздает каждому ученику заранее подготовленные материалы, оформленные в виде приложений (Приложение 1 - 2). У каждого учащегося на столе лежат задания по теме: «Координатная плоскость». В лист самоконтроля, учащиеся будут заносить результаты в баллах за каждое задание, выполненное им.


Понимание темы «Координатная плоскость» необходимо каждому человеку.

Прикладное значение данной темы велико и затрагивает все стороны нашей жизни.

В повседневной жизни вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Сигналы SOS были зафиксированы в следующим квадрате…Что означает эти выражения?


Задания:

1) Наш урок мы начнем культурной программой. Предлагаю вам посетить кинотеатр. У билетов разная стоимость. Почему? На какую информацию в билете нужно обратить особое внимание? По билету найдите место в зрительном зале.

2) Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный турнир. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать координаты шахматных фигур. Уметь определять местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы?


3) Любимая игра «Морской бой». Нужно потопить корабли противника



4) Все дети очень любят фантазировать. Придумайте систему координат для определения своей квартиры в многоэтажном доме.




Вывод: Суть координат или, как обычно говорят, системы координат - это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Привести дополнительные примеры. (Расположение города, поселка - на географической карте, координатная сетка для летчиков и моряков, игра «Морской бой», рисование портрета художником. Оценивание результатов деятельности учащихся.




5) Придумать картинку из 15 координат (творческая работа)

Сообщает тему и план урока.

Вводное слово учителя.






Побуждает к началу активной мыслительной деятельности.







Предлагает билеты разной стоимостью.

(Приложение «Билеты в кинотеатр», слайд 2)


Предлагает учащимся взять Приложение 1-2 и вписать координаты указанных шахматных фигур. (слайд 3)


Предлагает учащимся взять Приложение 3-4 и вписать координаты своего места жительства (слайд 4).










Предлагает учащимся взять Приложение 5 и изобразить на листе свою систему координат с указанием координат нескольких учащихся.







Предлагает привести дополнительные примеры. (слайд 5-12)









Предлагает внести в оценочный лист результаты. (файл «Оценивание»)










Ученик рассуждает…, анализирует







Выбирает билет, показывает свое место в зрительном зале на интерактивной доске

(остальные учащиеся проверяют правильность указанного места).

Вписывает координаты шахматных фигур, обменивается заданиями для взаимопроверки (работа в парах)

Вписывает координаты звездочки и человечка с последующей самопроверкой (ответ на интерактивной доске).







Изображает на листе свою систему координат с указанием координат нескольких учащихся. Защищает свою работу. Оценивает работу других учащихся в этом задании.





Приводят примеры










Вносит в оценочный лист результаты 4-х заданий, сохраняет.



III. Проверка ЗУН.

Дидактическая задача: Проверка знаний по определениям координатной плоскости, оси абсцисс, оси ординат, начала координат; установить, усвоены ли учащимися закономерности, содержащие данные понятия. Устранение обнаруженных пробелов.

Таблица 7.

Компетенция

Методы

Формы

Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Умение слушать ответы и анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

Умение сотрудничать, оказывать помощь

Использование компьютера

Метод самостоятельной работы

Индивидуальная

Презентация, слайд 13- 15


Тренажер «Координатная плоскость»

Таблица 8.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Чтобы выявить уровень знаний, проведем:

1.Математический диктант, состоящий из 3-х теоретических вопросов.




Чтобы выявить уровень умений, отправимся на экскурсию в зоопарк. Ваша задача: определить какое это животное. Нужно правильно расставить координаты. Учащиеся, кто определит трех животных, ставят себе «5», за двух животных получают «4», за одного ставят «3», за 0 ставят «2 балла».

2.Тренажер «Координатная плоскость».



Вывод: Знание определений координатной плоскости, осей абсцисс и ординат, свойства точки, знание правила, по которому отмечается точка на координатной плоскости, позволяет успешно справиться с творческим заданием. В нашем случае, ребята, у которых не было ошибок в математическом диктанте, определили наибольшее количество животных; значит, без ошибок определяли координаты точек.




Занесение результатов в оценочный лист.

Предлагает учащимся ответить на вопросы (самопроверка). (слайд 16)



Предлагает уч-ся тренажер «Координатная плоскость». Объясняет правила определения животных. (слайд 17)





Предлагает проанализировать полученные результаты. (Приложение 2)







Предлагает внести в оценочный лист результаты 2-х заданий. (Файл «Оценивание»)

Отвечает на вопросы диктанта (самопроверка).



Работает с тренажером «Координатная плоскость», отмечает точки и соединяет последовательно линиями.



Подсчитывает свой результат.

Рассуждает о результатах заданий, анализирует (пытается выявить причинно – следственные связи).


Вносит в оценочный лист результаты 2-х заданий, сохраняет



IV. Физминутка «Гимнастика для глаз».

В виде музыкальной презентации

Дидактическая задача: Снятие напряжения и усталости глаз.

Рисунок 1. Занимательная физминутка «Цветик-семицветик».

V. Практикум.

Дидактическая задача: отработка навыков построения точки по заданным координатам с использованием свойств точки, с применением опорных схем; умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению; умение добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, сетью Internet), передавать ее; совершенствование навыков работы в команде; умение высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Таблица 9.

Компетенция


Методы


Формы


Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Умение выделять главное, составлять план.

Умение делать выводы.

Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации. Умение строить коммуникации в группе для получения общего результата,

оказывать помощь. Умение вести диалог, развитие речи. Умение выступать перед классом.

Использование компьютера.

Использование Internet. Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.

Практический, частично-поисковый, проблемный, метод самостоятельной работы.

Групповая,

индивидуальная.

Тренажер «Координатная плоскость», презентация,

Слайд 17

Индивидуальные карточка

Таблица 10.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Творческая работа в группах (придумать свой персонаж) и составить рассказ






2. Взаимообмен заданий (между группами)









3. Защитить работу всей группы.













Вывод: Знания помогли правильно, без ошибок построить выбранные фигуры как на бумаге, так и на компьютере. Группа, в которой четко были распределены обязанности каждого члена, в которой наблюдалось переживание за общий конечный результат, в которой была взаимопомощь, справилась с заданием лучше и быстрее.






Занесение результатов в оценочный лист.

Предлагает образовать группы и выбрать капитана.




Оказывает помощь








(Слайд 17)













Предлагает учащимся в группах оценить вклад каждого.







Внести в оценочный лист результат. (Файл «Оценивание»)

Занимает место в своей группе, выбирает капитана (сам становится капитаном).

Увлеченно работает

выполняет построение на листе-заготовке по данным координатам,

составляет рассказ, о животных и птицах, людях

Защищает работу группы: выступает в роли экскурсовода, рассказывает о животном или птице, демонстрирует рисунок, сделанный от руки, оценивает вклад каждого члена группы.



Вносит в оценочный лист результат, сохраняет.













VI. Домашнее задание.

Дидактическая задача: Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Таблица 11.

Компетенция


Методы


Формы

Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Умение выбрать уровень сложности домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей.

Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации, устной коммуникации.

Использование компьютера.

Использование Internet. Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.

Информационно-сообщающий.

Фронтальный

Презентация

слайд 18





Таблица 12.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Домашнее задание:

1. На листе А4 (миллиметровой бумаге) изобразить по координатам любимое животное или птицу. Составить рассказ. Творчество и фантазия только приветствуются.

Раздает учащимся карточки с дифференцированными заданиями на дом.

(Приложение 3).



(Слайд 18)


Записывает домашнее задание.



VII. Итог урока.

Дидактическая задача: Подвести итог урока. Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Таблица 13.

Компетенция


Методы


Формы

Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Умение делать выводы.

Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.


Умение оформлять свою мысль в форме устной коммуникации.


Информационно-сообщающий.

Фронтальный

Презентация, слайд 19.







Таблица 14.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Закончился урок,

1.Подведение итога:

2.Что вас заинтересовало на уроке?

3.Что показалось необычным на уроке?

Какой вид деятельности понравился больше всего?


Выставление оценок в журнал.

Задает вопросы






Просит подвести итог своей работе, выставить конечную оценку в дневник, дать дневник на роспись.

Отвечает на вопросы





По листу самоконтроля смотрит итоговую оценку, которую поставил компьютер, ставит оценку в дневник, подает дневник на роспись.



VIII. Рефлексия.

Дидактическая задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Таблица 15.

Компетенция


Методы


Формы


Используемые ЦР

Разрешения проблем

Коммуникативная

Информационная

Умение делать выводы.

Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

Умение оформлять свою мысль в форме устной коммуникации.

Использование интерактивной доски

Информационно-сообщающий.

Фронтальный

Презентация, слайд 19



Таблица 16.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне бы

Домашнее задание мне кажется


(Слайд 19)






Заключительное слово

Одним-двумя словами выражает свое эмоциональное состояние





Урок закончен.

Тренажер «Координатная плоскость» 6 класс.

Таблица 17.

Слонёнок

1) (2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5), (0; 8),
(2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3).


2) (4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7) (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1), (- 14; - 3),
(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5).


3) Глаза: (2; 4), (6; 4).

Волк

1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4),
(9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1),
(- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).

2) Глаз: (- 6; 5)

Бегун

1) (- 8; 1), (- 6; 2), (- 2; 0), (1; 2), (5; 1), (7; - 4), (9; - 3).

2) (- 2; 6), (0; 8), (3; 7), (5; 5), (7; 7).

3) (1; 2), (3; 9), (3; 10), (4; 11), (5; 11), (6; 10), (6; 9), (5; 8), (4; 8), (3; 9).

Сорока

1) (- 1; 2), (5; 6), (7; 13), (10; 11), (7; 5), (1; - 4), (- 2; - 4), (- 5; 0), (- 3; 0), (- 1; 2),
(- 2; 4), (- 5; 5), (- 7; 3), (- 11; 1), (- 6; 1), (- 7; 3), (- 5; 0), (- 6; 0), (- 10; - 1), (- 7; 1),
(- 6; 0).

2) Крыло: (0; 0), (7; 3), (6; 1), (1; - 3), (0; 0).

3) (1; - 4), (1; - 7).

4) (- 1; - 4), (- 1; - 7).

5) Глаз: (- 5; 3).

Страус

1) (0; 0), (- 1; 1), (- 3; 1), (- 2; 3), (- 3; 3), (- 4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; - 7), (3; - 8), (0; - 8), (0; 0).

2) Глаз: (3; 10).

Ракета

1) (1; 5), (0; 6), (- 1; 5), (0; 4), (0; - 8), (- 1; - 10), (0; 1), (0; - 8).

2) (- 4; - 6), (- 1; 10), (0; 12), (1; 10), (4; - 6), (- 4; - 6).

3) (- 3; - 6), (- 6; - 7), (- 2; 1), (- 3; - 6).

4) (2; 1), (3; - 6), (6; - 7), (2; 1).

Верблюд

1) (- 9; 6), (- 5; 9), (- 5; 10), (- 4; 10), (- 4; 4), (- 3; 4), (0; 7), (2; 4), (4; 7), (7; 4),
(9; 3), (9; 1), (8; - 1), (8; 1), (7; 1), (7; - 7), (6; - 7), (6; - 2), (4; - 1), (- 5; - 1), (- 5; - 7),
(- 6; - 7), (- 6; 5), (- 7;5), (- 8; 4), (- 9; 4), (- 9; 6).

2) Глаз: (- 6; 7).

Лис

1) (- 8; - 9), (- 6; - 7), (- 3; - 7), (1; 1), (1; 3), (4; 7), (4; 4), (7; 2,5),
(4; 1), (6; - 8), (7; - 8), (7; - 9), (5; - 9), (3; - 3), (1,5; - 6), (3; - 8), (3; - 9), (- 8; - 9).

2) Глаз: (4; 3).

Конь

1) (14; - 3), (6,5; 0), (4; 7), (2; 9), (3; 11), (3; 13), (0; 10), (- 2; 10), (- 8; 5,5), (- 8; 3), (- 7; 2), (- 5; 3), (- 5; 4,5), (0; 4), (- 2; 0), (- 2; - 3), (- 5; - 1), (- 7; - 2), (- 5; - 10),
(- 2; - 11), (- 2; - 8,5), (- 4; - 8), (- 4; - 4), (0; - 7,5), (3; - 5).

2) Глаз: (- 2; 7).

Парусник

1) (0; 0), (- 10; 1), (0; 16), (- 1; 2), (0; 0).

2) (- 9; 0), (- 8; - 1), (- 6; - 2), (- 3; - 3), (5; - 3), (10; - 2), (12; - 1), (13; 0), (- 9; 0).

3) (0; 0), (0; 16), (12; 2), (0; 0).

Лисица

1) (- 3; 0), (- 2; 1), (3; 1), (3; 2), (5; 5), (5; 3), (6; 2), (7; 2), (7; 1,5), (5; 0), (4; 0),
(4; - 1,5), (3; - 1), (3; - 1,5), (4; - 2,5), (4,5; - 2,5), (- 4,5; - 3), (3,5; - 3), (2; - 1,5),
(2; - 1), (- 2; - 2), (- 2; - 2,5), (- 1; - 2,5), (- 1; - 3), (- 3; - 3), (- 3; - 2), (- 2; - 1),
(- 3; - 1), (- 4; - 2), (- 7; - 2), (- 8; - 1), (- 7; 0), (- 3; 0).

2) Глаз: (5; 2).

Гусь

1) (- 3; 9), (- 1; 10), (- 1; 11), (0; 12), (1,5; 11), (1,5; 7), (- 0,5; 4), (- 0,5; 3), (1; 2),
(8; 2), (10; 5), (9; - 1), (7; - 4), (1; - 4), (- 2; 0), (- 2; 4), (0; 7), (0; 9), (- 3; 9).

2) Крыло: (1; 1), (7; 1), (7; - 1), (2; - 3), (1; 1).

3) Глаз: (0; 10,5).

Мышонок

1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5), (3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9), (- 1; 7), (- 1; 6),
(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7), (- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5), (1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),
(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).

2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).

3) Глаз: (- 1; 5).

Лебедь

1) (2; 7), (0; 5), (- 2; 7), (0; 8), (2; 7), (- 4; - 3), (4; 0), (11; - 2), (9; - 2), (11; - 3),
(9; - 3), (5; - 7), (- 4; - 3).

2) Клюв: (- 4; 8), (- 2; 7), (- 4; 6).

3) Крыло: (1; - 3), (4; - 2), (7; - 3), (4; - 5), (1; - 3).

4) Глаз: (0; 7).

Лисичка

1) (- 7; 6), (1; 8), (3; 11), (4; 8), (6; 8), (5; 6), (5; 5), (2; 0), (- 7; 6).

2) (- 4; 0), (8; 0), (5; - 3), (8; - 9), (- 3; - 9), (0; - 3), (- 4; 0).

3) Хвост: (6,5; - 6), (10; - 6), (11; - 8), (11; - 9), (8; - 9).

4) Платок: (- 4; 0), (- 9; - 4), (- 3; - 4), (- 4; 0).

5) Глаз: (1; 6).

Кит

1) (- 10; - 4), (- 10; - 3), (- 7; 6), (1; 6), (8; - 2), (11; 2), (11; - 4), (- 10; - 4).

2) (- 6; 1), (- 6; 3), (- 4; 3), (- 4; 1), (- 6; 1).

3) (- 5; 10), (- 5; 11), (- 1; 11), (- 1; 10).

4) (- 3; 6), (- 3; 11).

5) (- 10; - 2), (- 5; - 2), (- 5; - 4).

6) (- 10; - 3), (- 5; - 3).

Самолёт

1) (- 7; 0), (- 5; 2), (7; 2), (9; 5), (10; 5), (10; 1), (9; 0), (- 7; 0).

2) (0; 2), (5; 6), (7; 6), (4; 2).

3) (0; 1), (6; - 3), (8; - 3), (4; 1), (0; 1).

Вертолёт

1) (- 5; 3), (- 3; 5), (6; 5), (10; 3), (10; 1), (9; 0), (- 2; 0), (- 5; 3).

2) (- 5; 3), (- 10; 7), (- 3; 5).

3) (5; 0), (5; - 1), (6; - 2), (8; - 2), (9; - 2,5), (8; - 3), (- 3; - 3), (- 4; - 2,5), (- 3; - 2),
(- 1; - 2), (- 2; - 1), (- 2; 0).

4) (- 12; 5), (- 8; 9).

5) (- 6; 7), (10; 7).

6) (2; 5), (2; 7).

7) (- 1; 1), (- 1; 4), (2; 4), (2; 1), (- 1; 1).

8) (5; 5), (5; 2), (10; 2).

Настольная лампа

(0; 0), (- 3; 0), (- 3; - 1), (4; - 1), (4; 0), (1; 0), (6; 6), (0; 10), (1; 11), (- 2; 13),
(- 3; 12), (- 7; 12), (0; 5), (0; 9), (5; 6), (0; 0).

Грибок

1) (6; 0), (6; 2), (5; 1,5), (4; 3), (2; 1), (0; 2,5), (- 1,5; 1,5), (- 2; 5), (- 3; 0,5), (- 4; 2),
(- 4; 0).

2) (2; 1), (2,2; 2), (2,3; 4), (2,5; 6), (2,3; 8), (2; 10), (6; 10), (4,8; 12), (3; 13,3), (1; 14), (0; 14), (- 2; 13,3),

(- 3,8; 12), (- 5; 10), (2; 10).

3) (- 1; 10), (- 1,3; 8), (- 1,5; 6), (- 1,2; 4), (- 0,8;2).

Ссылки на источники:

  1. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 35 с.

  2. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

  4. Маренникова Т.С., Финогеева И.С. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики в 5-9 классах. / Известия ПГПУ им.В, г.Белинского 2011. №24 с.724-725

  5. Дозморова Е.В., Гельфман Э.Г. Возможности вопроса в развитии творческого мышления обучающихся на уроках математики в МКШ. 2009



17