Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №7
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» город Березники.
Рабочая программа по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
для 7 класса (2 вариант АООП) учителя Шаровьевой Е.Н
на 2018-2019 уч. год.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4(15) рот 22.12.2015 г.); АООП школы и программно-методических материалов по учебному предмету ГБОУ «центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Псков,2016 год.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация представлен следующими разделами:
- «Коммуникация»;
- «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»;
- «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» включает в себя коммуникацию с использованием вербальных и невербальных средств.
Задачи по развитию коммуникации с использованием вербальных средств: формирование умений устанавливать контакт, приветствовать, прощаться, привлекать внимание, выражать желания, согласие, несогласие, благодарность обращаться с просьбой, отвечать, задавать вопросы, поддерживать диалог.
Задачи по развитию коммуникации с использованием невербальных средств: формирование умений использовать взгляд, мимику, жест, звук, предметный символ, графическое изображение, карточки с напечатанными словами, таблицу букв, компьютер.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь, экспрессию с использованием средств невербальной коммуникации.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращённую речь.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания, отвечая на вопросы по содержанию текста, составляя рассказы по последовательно продемонстрированным действиям, о прошедших событиях, о себе, по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, пересказ текста по плану, предоставленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации используется для ребёнка, не владеющего устной (звучащей) речью, чтобы научить общению, используя альтернативные средства (электронные устройства, графические изображения).
Обучение импрессивной и экспрессивной речи проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Задачи глобального чтения: научить узнавать (различать) напечатанные слова, использовать карточки с напечатанными словами как средство коммуникации.
Задачи по формированию начальных навыков чтения и письма включает: узнавание и различение образов букв, звуков в слоге и слове; называние буквы, чтение слога; написание буквы, слога, слова, предложения.
На основе данной программы составляется календарное планирование по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» (66 часов на учебный год, 2 часа в неделю).
Диагностика обучения проводится 2 раза в год (сентябрь и май).
В соответствии с поставленными задачами и ожидаемыми результатами обучения проводится обследование учащихся на предмет освоения учебного материала. Заполняется «Диагностическая карта достижения результатов освоения 2 варианта АООП для обучающихся с умственной отсталостью».
По результатам диагностики делается вывод о полном или частичном освоении материала каждым учащимся для составления адаптированной программы на следующий учебный год.