ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей общественно-гуманитарного цикла Протокол от «30» августа 2022г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Е.В. Жарикова «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ И.Р. Стрелковак Приказ от «31» августа 2022 г. № 85 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ:
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
(ВАРИАНТ II)
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Матевосян Н.Н..
учитель начальных классов
2022
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрес-сивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на форми-рование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказыва-ния. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средст-вами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Введение данной программы в школе связано со спецификой социальной адаптации умственно отсталых детей, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой психо-физической и социальной защиты.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока- занятия, с учетом уровня развития речи детей. В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образо-вания положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире. Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания уроков, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы.
Наиболее уместны такие приемы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек; рассматривание картин и картинок; рассматривание пиктограмм; показ предметов, игрушек, материалов; показ процесса рисования учителем; соотнесение предметов, игрушек, картинок; наблюдения на прогулках и экскурсиях за живыми объектами и явлениями природы, предметами окружающего мира; словесные: песенка, потешка, стихотворение, чтение, рассказ, объяснение, использование художественного слова (песенка, потешка, стихотворение, чтение); практические: тактильное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение; упражнения; совместное рисование; особое место занимают игровые приемы: введение игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра и др.; игры с природными материалами, муляжами, игровыми аналогами предметов
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
Образовательные:
формирование умения слушать и понимать собеседника;
формирование умения выполнять несложные инструкции;
формирование умения отвечать на вопросы;
формирование правильной артикуляции и дикции;
формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять»,
«стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
обучение умению делить слова на слоги
обучение правильной посадке при письме;
обучение правильному захвату карандаша;
обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
развитие речи;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
воспитывать интерес к процессу обучения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в первом дополнительном классе отводится 3 часа в неделю (99 ч./ в год)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы состоит из следующих разделов:
Коммуникация. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации.
Импрессивная речь. Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова
«Экспрессивная речь. Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предло--жения, связные высказывания. Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная комму-никация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, активно работают с пиктограммами.
Чтение и письмо. Формирование навыков ручной и мелкой моторики. Формирование умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации. Расширение возможностей элементарных графо моторных умений. Развитие слухового внимания и слухового восприятия. Развитие интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся:
2.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию; - переключает взгляд с одного предмета на
другой; фиксирует взгляд на лице педагога
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени.
2.2. Личностные базовые учебные действия:
- проявление положительного отношения и поддержание доступным способом взаимодействия со знакомым взрослым,
- проявление эмоционально-двигательных средств общения, понимание значения отдельных
слов и простых выражений для поддержания и продолжения ситуации общения,
- понимание элементарных знаков (символов) для коммуникативных целей,
- использование доступных коммуникативных умений (невербальных и вербальных,
альтернативных) для решения простых житейских задач в соответствии с возрастом
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных
потребностей;
- формирование элементарных представлений о картине мира;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
2.3.Регулятивные
- базовые учебные действия:
- умение выполнять инструкции учителя;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
- использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
- умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и
достижения результата учебной деятельности.
2.4. Познавательные
- базовые учебные действия:
- выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
- алгоритмизация практического действия;
- умение слушать учебные тексты;
- освоение элементарных общих понятий.
2.5. Коммуникативные
- базовые учебные действия:
- умение слушать и вступать в диалог;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
- владение элементарной диалогической речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Критерий | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. | Уметь устанавливать зрительный контакт с собеседником. Уметь реагировать на собственное имя. Уметь приветствовать собеседника звуком (словом, предложением). Уметь привлекать к себе внимание звуком (словом, предложением). Уметь выражать свои желания звуком (словом, предложением). | Уметь выражать благодарность (словом, предложением). Уметь отвечать на вопросы словом (предложением). Уметь задавать вопросы предло-жением. Уметь поддерживать зрительный контакт с собеседником, соблюдать дистанцию (очередность) в разговоре. Уметь прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). |
Коммуникация с использованием невербальных средств. | Уметь указывать взглядом на объ-ект при выражении своих жела-ний, ответе на вопрос. Уметь выражать мимикой согласие (несогласие), удовольствие (неудо-вольствие);приветствие (прощание) с использованием мимики. Уметь выражать жестом согласие (несогласие),удовольствие (неудо-вольствие), благодарность. Уметь приветствовать (прощаться) Уметь обращаться за помощью. Уметь привлекать внимание звучащим предметом (выражать удовольствие и неудовольствие, благодарность, обращение за помощью) | Уметь выражать согласие (несог-ласие),удовольствие(неудовольс-твие),благодарность,своих жела- ний,приветствие (прощание),об- ращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с на-печатанными словами. Уметь выражать согласие (несог-ласие), удовольствие (неудоволь-ствие),благодарность, своих же-ланий, приветствие (прощание). Уметь выражать согласие (несо-гласие), удовольствие (неудо-вольствие),благодарности, своих желаний, приветствие (проща-ние),обращение за помощью. |
Импрессивная речь. | Уметь понимать простые по зву-ковому составу слова (мама, папа, дядя и др.). Уметь реагировать на собствен - ное имя Уметь узнавать (различать) име- на членов семьи, учащихся класса, педагогов. Уметь понимать слова,обознача ющие предмет (посуда, мебель, игрушки, и др.). Уметь понимать простые предложения. | Уметь понимать слова, обознача-ющие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.). Уметь понимать слова, обозна-чающие признак предмета(цвет, величина,форма и др.). Уметь понимать слова,обознача- щие признак действия,состояние (громко,тихо, быстро,медленно, хорошо,плохо,весело,грустно и др.). Уметь понимать слова,указыва- ющие на предмет,его признак (я, он, мой, твой и др.). Уметь понимать слова,обознача- ющие число, количество предме-тов (пять,второй и др.). |
Экспрессивная речь. | Уметь называть(употреблять) отдельные звуки, звукоподража-ния, звуковые комплексы. Уметь называть(употреблять) простые по звуковому составу сло ва (мама, папа, дядя и др.). Уметь называть собственное имя. Уметь называть имена членов семьи(учащихся класса, педагогов класса). Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). | Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.). Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие признак предмета(цвет, величина,форма и др.). Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие признак действия, состояние(громко, ти-хо, быстро и др.). Уметь называть(употреблять) слова,обозначающие число,кол-личество предметов (пять,второй и др.). |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | Уметь использовать графическое изображение для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,игрушки, и др.). Уметь использовать графическое изображение для обозначения дей-ствия предмета (пить, есть, сидеть и др.). Уметь использовать графическое изображение для обозначения признака предмета(цвет,величина, форма и др.). | Уметь сообщать собственное имя посредством напечатанного слова. Уметь сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педаго-гов класса) посредством напеча-танного слова. Уметь использовать напечатан- ные слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я,он,мой,твой и др.). |
Чтение и письмо Глобальное чтение. | Уметь узнавать (различать) напе-чатанные слова, обозначающие имена людей. | Уметь использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации. |
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. | Уметь узнавать (различать) образы графемы (буквы),(А). Уметь использовать графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание буквы (А). | Уметь выполнять графические действия с использованием элементов графемы: печатание буквы (А). |
Начальные навыки чтения и письма. | Уметь узнавать звук в слоге (слове), (А). Уметь соотносить звук с буквой (А). Уметь узнавать графическое изображение буквы в слоге (А), штриховать, обводить предметы по контуру с помощью педагога. Уметь называть букву (А). | Уметь выполнять написание буквы (А), штриховать, обводить предметы по контуру. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | факт |
1 | Знакомство. Приветствие | 1 | 03.10 | |
2 | Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. | 1 | | |
3 | Моё имя. Реагирование на собственное имя | 1 | 05.10 | |
4 | Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов | 1 | | |
5 | Дай мне ответ- да или нет | 1 | 07.10 | |
6 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по словесной инструкции. | 1 | | |
7 | Упражнения для губ и языка. | 1 | 10.10 | |
8 | «Чтение» телесных и мимических движений. | 1 | | |
9 | Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям. | 1 | 12.10 | |
10 | Упражнения на рассматривание себя в зеркале. | 1 | | |
11 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук) | 1 | 14.10 | |
12 | Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) | 1 | | |
13 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание) | 1 | 17.10 | |
14 | Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». | 1 | | |
15 | Упражнения «Слушай и показывай ». | 1 | 19.10 | |
16 | Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут» | 1 | | |
17 | Приветствие собеседника | 1 | 21.10 | |
18 | Прощание с собеседником | 1 | | |
19 | Кто как подает голос (звукоподражание) | 1 | 24.10 | |
20 | Слушание сказки «Теремок» | 1 | | |
21 | Слушание, воспроизведение ряда слоговых комплексов: Жа-жа-жа-есть иголки у ежа. Ша-ша-ша–мама моет малыша. | 1 | 26.10 | |
22 | Слушание рассказа в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. | 1 | | |
23 | «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях: «Беги ко мне», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь». | 1 | 28.10 | |
24-28 | Упражнения «Слушай и показывай» «Слушай и делай со мной». | 5 | 07.11 09,11/11 | |
29-30 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос, выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики | 2 | 14,16/.11 | |
31-32 | Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета | 2 | 18,21/12 | |
33 | Чтение потешек и стихотворений о зиме. | 1 | 23.11 | |
34 | Игры и упражнения «Лошадка», «Вкусное варенье», «Заборчик» на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. | 1 | 25.11 | |
35-36 | Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен «Веселые гуси». | 2 | 28.11 30.11 | |
37 | Развитие слухового внимания | 1 | 02.12 | |
38 | Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. | 1 | 05.12 | |
39 | Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | 07.12 | |
40 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | 09.12 | |
41 | Узнай игрушку на ощупь и по звукам. | 1 | 12.12 | |
42 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. | 1 | 14.12 | |
43 | Сказка « Репка» | 1 | 16.12 | |
44 | Игрушки и учебные принадлежности | 1 | 19.12 | |
45 | Эмоции | 1 | 21.12 | |
46-47 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 2 | 23,26/12 | |
48 | Повторение и обобщение | 1 | 28.12 | |
49-51 | Упражнения для губ и языка по словесной инструкции. | 3 | 30.12 | |
52-53 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. | 2 | | |
54-55 | Двигательные упражнения «Покажи, как это делают…». | 2 | | |
56-57 | Понимание обобщающих понятий ( игрушки и учебные вещи) | 2 | | |
58-59 | Слушание звучания музыкальных инструментов. | 2 | | |
58-59 | Слушание звучания музыкальных инструментов. | 2 | | |
60-62 | Упражнения с пиктограммами «Семья». | 3 | | |
63-66 | Упражнения с пиктограммами «Животные». | 4 | | |
67-68 | Аудиальные упражнения «Слушай стишок и показывай». | 2 | | |
69-72 | Разучивание пальчиковых упражнений. | 4 | | |
73-74 | Показ частей тела на фотографии и на себе. | 2 | | |
75-77 | Понимание слов, обозначающих предмет. Обводка по трафарету «Круг». | 3 | | |
78-80 | Понимание обобщающих понятий (игрушки, мебель, одежда, животные). Обводка по трафарету «Флажок». | 3 | | |
81-83 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. Обводка по трафарету «Овощи». | 3 | | |
84-85 | Показ частей тела на фотографии и на себе. Обводка по трафарету «Квадрат». | 2 | | |
86-87 | Упражнения на подражание выражению лица и действиям. Обводка по трафарету « Шар». | 2 | | |
88-89 | Выполнение имитационных упражнений (волк, медведь). Обводка по трафарету «Мышка». | 2 | | |
90-91 | Выполнение имитационных упражнений по показу учителя. | 2 | | |
92-93 | Игры-имитации. Образы животных и птиц. | 2 | | |
94-95 | Прослушивание сказки «Заюшкина избушка». | 2 | | |
96-98 | Совместное слушание сказок на CD-диске. | 2 | | |
99 | Итоговый урок | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технологии обучения.
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра. Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная). Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Графические средства для альтернативной коммуникации:
- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийное оборудование;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты;
- графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;
Литература.
Кириллова Е.В. Логоредическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М: ТЦ Сфера Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕ-НОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.
Учебно-методическая:
1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя.
– М.: Просвещение, 1983.
3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подгото-вительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
Учебно-практическая:
1. Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
2. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал. - Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.
3. Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб. : Дельта, 1995. – 384 с.
4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АСАДЕМА, 200г. 200с.
1. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
3. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
4. Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В. Туманова; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.
5. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.