Речевая деятельность
Речь
- универсальное средство общения
- сложная специфически организованная форма сознательной деятельности
- участие двух субъектов — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его
Значения термина «речь»
деятельность, процесс ораторский жанр
продукт речевой деятельности
Речевая деятельность
Процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности (трудовой, игровой, познавательной)
А. А. Леонтьев
Активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности в процессе общения
И.А. Зимняя
Структура речевой деятельности
- Побудительно-мотивационная фаза : мысль – мотив речи
- Ориентировочно-исследовательская фаза : планирование, программирование, смысловая и языковая организация
- Исполнительная фаза : реализация или восприятие и понимание речевых высказываний, контроль за осуществлением деятельности и ее результатами
Психологические основы РД
- одна из самых сложных форм высших психических функций
- характеризуется многозначностью, многоуровневой структурой, подвижностью, связь со всеми другими психическими функциями
- обеспечивается рядом сложных психологических механизмов (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя): осмысления, речевой памяти, упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования)
Механизм осмысления
- обеспечивает мыслительный анализ содержательной стороны речи, ее структурной организации и языкового оформления
- позволяет осознавать мотивы и цели речевой коммуникации, способствует ориентировке в условиях осуществления РД
- осуществляет планирование и программирование, контроль за протеканием РД и ее результатами
Реализуется через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга на основе задействования всех основных умственных действий и операций
Механизм речевой памяти
обеспечивает все стороны речевого процесса: «содержательный аспект» речи, аспект ее языкового выражения
Функции:
- актуализация знаний и представлений о способах реализации РД
- актуализация знаний о социальных правилах речевого общения в различных ситуациях реализации РД
- актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний
- актуализация речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности
Механизм упреждающего анализа и синтеза
осуществляет выбор стратегии речевого поведения, различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи
Этапы:
- восприятие и оценка ситуации
- определение направлений развития ситуации в результате активности
- необходимые действия
- Необходимые методы
Речемыслительная деятельность
- Мыслительная деятельность, осуществляемая (осознанно или неосознанно) с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, представленная с использованием алфавита соответствующего естественногоязыка
- мышление и речь - принадлежность сознания человека
- ментальное единство механизмов мышления и речи
- речь не является обязательной основой мыслительных процессов в сознании человека
Лингвистические основы РД
Язык - система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли
Единицы языка:
- Звук – элемент произносимой речи, образуется органами артикуляции
- Фонема – звук речи, выступающий в его смыслоразличительной функции, позволяющей различать одно слово от других слов
- Морфема – сочетание звуков, обладающее определенным, «грамматическим» значением
- Лексема (слово) – устойчивый звукокомплекс, обладающий значением; фиксированное сочетание морфем
- Предложение - сочетание слов, в законченном виде передающее какую-либо мысль
Язык и речь
- Не тождественные понятия
- Существуют в единстве, как две стороны одного феномена
- Неразделимы: одно без другого теряет всякий смысл
- Сближены функциями языка:
1. Информационная – средство познания, сбора и оформления знаний
2. Коммуникативная – осуществление межличностного общения
3. Эмотивная – выражение эмоционального отношения к объектам и событиям
4. Формирование и выражение мысли
Виды речевой деятельности
Внешняя устная речь
- Говорение – озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический
- Аудирование – кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код
Внешняя письменная речь
- Письмо – процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код
- Чтение – кодовый переход с графического кода – напечатанного или написанного текста – на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода
Внутренняя речь
Внутренняя речь – это вербализованное мышление, осуществляющее процесс познания
Основное значение: подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний
Представлена в ситуациях:
- решения задач в уме
- слушания собеседника
- чтения про себя
- мысленного планирования своей деятельности
- целенаправленного запоминании, припоминания
Основные направления развития речи
- Воспитание звуковой культуры речи – звукопроизношение, звуковосприятие, интонация, просодика
- Развитие лексической стороны речи - обогащение, уточнение, активизация словаря
- Формирование грамматической стороны речи - нормы образования, изменения слов и способы их соединения в предложении
- Формирование разговорной (диалогической) речи - умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать, владение культурой диалога
Основные направления развития речи
- Обучение рассказыванию (монологической речи) – владение связной речью
- Обучение грамоте – формирование навыков чтения и письма
Актуальное направление развития речи обучающихся МБОУ Афонинская СШ
Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию
Т.Г.Винокур
Специфические особенности:
- четкое структурное построение
- целостность и взаимосвязь его частей
- существенный объем
- приближенность к книжной речи
- выразительность и образность
Виды монологической речи (О.А.Нечаева)
- описание — модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру
- повествование —тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений
- рассуждение — особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику
Методы развития монологической речи у детей
Модели монологов
наглядное средство для формирования и развития полноты и последовательности монологической речи
Модель описания игрушки (Т.А. Ткаченко)
- цветные бесформенные пятна - цвет
- геометрические фигуры в виде контуров - форма
- контуры большого и маленького мячей - величина
- прямоугольники - материал, из которого сделана игрушка пирамидка и ее кольца - строение игрушки, ее части
- кисть руки - действия с игрушкой
Модели монологов
Модели описания предметов с передачей лучевой межфразовой связи (Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева)
Модели монологов
Картинно-схематическая модель повествования (Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко)
Поступательное движение сюжета показано стрелками, соединяющими «рамки». Действующие лица и место действия зарисовываются условными символами или выкладываются на стол, лист бумаги. Позже вводятся обобщенные заместители в виде геометрических фигур, фигуры могут быть разного цвета.
Модели монологов
Модель, отражающая межфразовую последовательную связь (В.К.Воробьева)
Каждое новое «предложение» начинается с «новой строки». Окончание предыдущего предложения (картинка в правом квадрате) связывается стрелкой с началом последующего предложения (такой же картинкой правого квадрата).
Модели монологов
Модели речи-рассуждения (Н.В.Семенова)
серединка ромашки — это тезис, каждый лепесток — один из аргументов
Доказатель
ство
Тезис
Вывод
Картины как средство развития монологической речи
- описание картин по вопросам, образцу, плану (Э.П.Короткова, В.В.Гербова)
- составление сюжетных рассказов по картинам
- составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин (Е.А.Смирнова, В.В.Гербова)
- составление повествовательных монологов по пейзажной картине (Н.Ф.Виноградова, Н.В.Любимова)
- построение речи-рассуждения по картинам (В.В.Гербова)
- сравнение двух, трех картин со сходными пейзажами
- выбор картины, подходящей к содержанию стихотворения с аргументацией
- упражнения: «Найди небылицы в картинках», «Подскажи художнику», «Найди отличия», «Одинаковые картинки или нет»
Художественно – речевая деятельность в развитии монологической речи (О.М.Дьяченко)
- Пересказ литературных произведений
- Придумывание повествований на основе литературного образца
- Изменение конца сказки
- Изменение сюжета сказки
- Перестановка событий внутри одной сказки
- Придумывание сказки «наизнанку»
- Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей
Литература
1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Просвещение, 2000.
4. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. – М.: Просвещение, 2015.
5. Медведева Т.П. Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 65–73.
6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. 2- изд. - М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1995.
7.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.В.В. Давыдова, Т.А.Нежновой. -М.: ИНТОР, 1998.