СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родитетлей «Речевое дыхание. Дыхательные упражнения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родитетлей «Речевое дыхание. Дыхательные упражнения».»

«Речевое дыхание. Дыхательные упражнения».

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, т.к. дети вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, дети вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием.

Правила выполнения упражнений:

  • Выполняйте упражнения в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года – на улице.

  • Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.

  • Выдыхая воздух, следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на звук [х], значит, ребёнок дует неправильно.

  • Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению, поэтому достаточно 3-5 повторений.

  • После каждого упражнения необходимо давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволяет предупредить возникновение простудных заболеваний!

Упражнения:

«Дудочка»

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

«Загони мяч»

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота».

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

«Вертушка»

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

«Сдуй снежинку»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделать вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуть ват­ный шарик – «снежинку» с ладо­ни. Повторить 3 - 4 раза (сле­дить, чтобы ребенок не надувал щёки и произно­сил звук, похожий на звук [ф], а не на звук [х], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


При выпол­нении дыхательных упражнений возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио­нальная деятельность всех орга­нов и систем организма.

Дыхательные упражнения:

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на жи­вот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу­бокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается впе­ред, а нижняя часть грудной клет­ки расширяется, что контролиру­ется одной или другой рукой). Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

«Наклоны»

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед вверх).

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад):

Тук, тук,тук,тук,тук,тук

(руки вперед, вверх).

Пауков найдет он тут

(руки вниз назад).

Упражнение выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх - глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отве­дя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

«Повороты»

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот - вдох, вправо - выдох.

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).