СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Регуляторы швейной машины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Регуляторы швейной машины»


ШВЕЙНАЯ МАШИНА

Тема: РЕГУЛЯТОРЫ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ 6 кл.

Цели: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки; научить устранять дефекты плохой строчки; воспитывать эстетический вкус, внимательность; приви­вать навыки аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, набор руч­ных инструментов, кусочки различной ткани, плакаты, образцы плохих строчек.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы для закрепления:

1) По каким признакам можно определить лицевую и изна­ночную стороны ткани?

2) У какой ткани лицевая сторона определяется так же, как у гладкокрашеной?

3) Перечислите, какие ткацкие дефекты относятся к основ­ным?

4) Дайте определения: «утолщенная нить», «непропечатанные места».

III. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение правил по технике безопасности и сани­тарно-гигиенических требований при работе на швейной машине. Вопросы для повторения:

- Как должен падать свет при работе на швейной машине?

- Как правильно сидят за швейной машиной?

- Что предшествует началу работы на швейной машине?

- Чего следует опасаться во время работы на швейной машине?

- Что вы должны сделать по окончании работы на швейной машине?

- Как правильно организовать свое рабочее место?

2. Ознакомление учащихся с историей развития швей­ной промышленности.

- Слушаем сообщения учащихся об истории возникновения швейных машин.

Швейная машина соединяет детали одежды ниточным швом, выполняет декоративную строчку, вышивку, обметывает края ма­териала и т. п.

Первая швейная машина создана в Великобритании в 1755 году.

Различают швейные машины челночной (двухниточной) и цепной (однониточной) строчки; стежок может быть видимым или потайным.

Швейная промышленность в России получила широкое рас­пространение в 1977 году и составила на этот период 20,6 млрд. рублей.

Среди зарубежных стран швейная промышленность раз­вита в Германии, США, Польше, Венгрии, Великобритании, Франции и др.

- С какими основными приемами работы на швейной маши­не вы знакомы?

- Какие операции вы выполняли на швейной машине?

IV. Изучение нового материала.

Объяснение учителя по теме «Регуляторы швейной машины»:

1) Ознакомление учащихся с регуляторами длины стежка, ре­гулятором натяжения верхней (игольной) нити, регулятором натя­жения нижней (челночной) нити.

2) Характеристика правильной, качественной машинной строчки.

Учитель. Перед тем как выполнить машинные работы, необходимо проверить качество строчки (показывает образец ка­чественной строчки).

- Какую строчку можно назвать качественной, глядя на этот образец?

Качественной считается такая строчка, у которой переплете­ние нижней и верхней ниток происходит между соединяемыми ма­териалами.

- Давайте попробуем выполнить образец машинной строчки на ваших рабочих местах.

- Рассмотрите полученные строчки, охарактеризуйте их, проанализируйте, почему у некоторых из вас оказались некачест­венные строчки. Определите причину. (Не отрегулировано натя­жение верхней или нижней ниток.)

3) Показ учащимся образцов плохой строчки: слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху. Вы­яснение причин возникновения дефектов строчек и объяснение пу­тей устранения этих дефектов.

V. Работа по учебнику (§ 4, с. 21-23).

1. Вопросы и задания для коллективного обсуждения.

- Рассмотрите и назовите по рис. 19 на с. 21 расположение регуляторов на корпусе швейной машины.

- Что можно сделать с помощью регулятора длины стежка? Для чего это нужно? Л

- Как сочетается длина стежка с тканью? (Чем толще ткань, тем больше длина стежка.)

- Расскажите по рис. о действии регуляторов натяжения верхней и нижней ниток.

- Как добиться качественной строчки?

2. Работа в парах по таблице 4 «Причины возникнове­ния и способы устранения дефектов машинной строчки».

Учащиеся совместно рассматривают учебный материал, ос­ваивают практические способы устранения дефектов, проверку знаний и умений осуществляют в процессе взаимного опроса.

VI. Практическая работа № 5 «Регулировка качества машинной строчки».

Изученный материал закрепляется практической работой.

VII. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос.

Вопросы для закрепления (по вопросам молено сделать карточки):

1) Какая строчка считается качественной?

2) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет сверху?

3) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет снизу?

VIII. Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали об устройстве швейной машины и спо­собах работы на ней?

- Объясните, как будете устранять различные дефекты ма­шинной строчки.

Домашнее задание. § 4; знать основные понятия по теме урока; ответить на вопросы 1-4 (с. 24). В рабочей тетради выпол­нить таблицу 4 «Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки», с. 23.
























Дата:


Тема:. УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА МАШИННОЙ

ИГЛЫ. ПОДБОР ИГЛЫ И НИТОК В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ВИДА ТКАНИ

Цели: научить учащихся правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки ее в маши­ну; ознакомить с разновидностью и номерами швейных ниток; вос­питывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать память, техническое мышление, коорди­нацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, набор руч­ных инструментов, плакаты, образцы номеров иголок и швейных ниток, лоскуты любой ткани, семь лоскутов из хлопчатобумажной ткани.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. Сегодняшний урок хочу начать со стихотворе­ния, которое, на мой взгляд, характеризует и правильное отноше­ние каждого человека к трудовой деятельности, и отражает важное значение инструментов и материалов в швейном деле.

Нитка и иголка

Хвалилась нитка средь заплат:

«Я с вас не требую зарплат,

Все делаю бесплатно,

Смотрите: все залатано.

К мешку, рубашке иль белью

Из вас любую я пришью,

А без меня бы никогда

Вы не годились никуда».

Тут в стороне иголка

Отозвалась негромко:

«Ты, правда, дырки зашиваешь,

Да только, жалко, забываешь,

Что, если б не было меня,

Какая польза от тебя?»

В жизни бывают типы людей:

Один поскромнее, другой понаглей.

Итоги работы зависят у них

От вклада усилий и тех и других.

Но скромный работник не любит хвалиться.

Он добросовестно будет трудиться,

А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга

Припишет себе и чужие заслуги.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

- Покажите на доске графическое изображение дефектов: 1) тугая строчка; 2) строчка петляет снизу; 3) слабая строчка; 4) строчка петляет сверху. (Двое учащихся чертят па доске, ос­тальные следят и комментируют выполнение.)

- Какие причины вызывают эти дефекты машинной строчки?

- Какими способами будете их устранять?

- Охарактеризуйте качественную строчку.

- Как отрегулировать натяжение челночной (нижней) нитки?

- От чего зависит длина стежка?

III. Изучение устройства и установки машинной иглы.

1. Ознакомление учащихся с видами машинных игл,

их назначением, изучение строения машинной иглы, правил подбо­ра номеров игл и ниток в зависимости от ткани и выполняемых работ, правил установки иглы в машину; показ основных не­поладок, возникающих из-за дефектов иглы и неправильной ее установки.

Следующая часть объяснения нового материала практиче­ская. Совместно с учащимися учитель пользуется таблицей 5, с. 26, рассказывает и показывает правила подбора номера иглы и ниток в зависимости от свойств ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ (сколько деталей сразу соединяют).

Затем учитель объясняет и показывает, как правильно уста­новить иглу, рассказывает о назначении желобков, а также об обра­зовании стежка, взаимодействии иглы и челнока и как происходит переплетение верхней и нижней нитей.

2. Разбор с учащимися неполадок в работе швейной маши­ны из-за неправильной установки иглы и ее неисправностей по таблице 7 (учебник, с. 28).

Учитель. Если игла тупая, она может прорубать ткань, выдергивать нити из ткани и по этой же причине может быть про­пуск стежков. Если игла погнута, то она может сломаться или про­изойдет обрыв нити (из-за трения ее о края игольной пластины), пропуск стежков. Если игла имеет зазубрины, заусеницы, тоже мо­жет произойти обрыв нити.

3. Объяснение и показ последовательности и правильных приемов установки иглы в иглодержатель:

1) поворотом махового колеса поднять игловодитель в край­нее верхнее положение;

2) снять ногу с педали; ослабить винт иглодержателя;

3) установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая пра­вильность установки и направления короткого и длинного желоб­ков иглы, закрепить винт с помощью отвертки. (Можно сделать опорные карточки с разъяснением такой последовательности и раз­дать их учащимся для выполнения практической работы).

4. Самостоятельная работа по таблице 6 «Последо­вательность установки машинной иглы» (с. 27 в учебнике).

IV. Практическая работа № 6 «Подбор и установка ма­шинной иглы» (учебник, с. 29).

  1. Подобрать номера игл и ниток для соответствующих об­разцов ткани.

2. Рассмотреть иглу, зарисовать ее и записать названия ее частей.

3. Установить иглу в иглодержатель.

4. Сложить две детали вместе и выполнить пробную машин­ную строчку.

5. Рассмотреть полученную строчку и сделать выводы: пра­вильно ли подобраны машинная игла и нитки для данной ткани.

6. Прикрепить образец в рабочей тетради, записать свои вы­воды.

V. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы:

1) Из каких частей состоит машинная игла?

2) От чего зависит выбор номера иглы и ниток?

3) Какие неполадки в работе швейной машины вызывают плохое качество иглы и неправильная ее установка?

4) Со стороны какого желобка заправляется верхняя нить? Почему?

5) Как устанавливается игла в иглодержатель?

VI. Итог урока.

- Почему нужно уметь подбирать иглы и швейные нитки?

- Какой стержень иглы толще - у номера 90 или 120?

- Какая нитка тоньше - с номером 40 или 80?

- Проанализируйте, какие ошибки вы допустили в практиче­ской работе. А что вам удалось хорошо и благодаря чему?

Домашнее задание: § 5; выполнить таблицу 7 в рабочей тет­ради; ответить на вопросы (с. 30); уметь объяснить основные поня­тия по теме.










Дата:


Тема: УХОД ЗА ШВЕЙНОЙ МАШИНОЙ

Цели: научить учащихся правильному уходу за швейной машиной (как ее чистить, смазывать), ознакомить с инструментами и приспособлениями, которые применяются при чистке и смазке; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, масленка, щетка-кисточка, масло для швейных машин, кусочек хлопчатобумажной ткани, таблицы.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Возможен фронтальный опрос по карточкам или уст­ный опрос.

Вопросы для повторения:

1) Что надо сделать, если строчка петляет сверху?

2) Что надо сделать, если строчка петляет снизу?

3) При помощи чего регулируется натяжение верхней нити?

4) Как регулируется натяжение нижней нити?

5) Что будет, если верхняя и нижняя нити заправлены неверно?

6) Какие дефекты строчки бывают, если игла тупая или по­гнутая?

7) Как правильно установить иглу в иглодержатель?

8) Расскажите, как устроена швейная машинная игла.

9) Назовите причины поломки иглы швейной машины.

III. Изучение нового материала.

1. Ознакомление учащихся с инструментами, приспо­соблениями, маслами, которые применяют для чистки и смазки машины.

Обратить внимание учащихся на те места, где необ­ходима чистка и смазка швейной машины, определяет частоту смазки.

2. Рассказ и практический показ учителем на швейной машине мест чистки, смазки, а также технологические операции по разборке, чистке, смазке и сборке челночного устрой­ства.

3. Объяснение учителя.

Челночное устройство очень часто засоряется, и ход маши­ны становится тяжелым или совсем прекращается. Если в челноч­ное устройство попали обрывки нити или оно загрязнилось от пы­ли, его разбирают. В этом случае нельзя применять силу для вращения махового колеса, потому что могут появиться другие не­исправности машины.

Разбирают челночное устройство в следующей последовател ь ности:

1) отключить машину от электросети;

2) поднять иглу в верхнее крайнее положение;

3) откинуть корпус машины на бок от себя;

4) вытащить шпульный колпачок со шпулькой;

5) при помощи отвертки отвернуть винт прижимной пружины;

6) снять прижимную пружину и накладное кольцо;

7) снять челночное устройство;

8) при помощи кисточки хорошо очистить челночное гнездо;

9) из масленки в гнездо челнока капнуть одну или две капли масла;

10) собрать челночный комплекс в обратном порядке, как мы его разбирали.

IV. Практическая работа «Чистка и смазка швейной ма­шины».

Практическую работу можно организовать по группам или по парам. Каждый учащийся от учителя получает индивидуальное задание. (Оно зависит от уровня подготовленности класса, осна­щенности мастерской и индивидуальной работы учителя.)

В конце работы учитель проверяет готовность машины к ра­боте, качество чистки и смазки, чистоту пробных строчек, оценива­ет выполненную работу.

V. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

1) Почему нельзя смазывать швейную машину растительным и животным маслом?

2) Как производят чистку и смазку деталей, расположенных под фронтальной доской?

3) Какие детали смазывают и чистят под игольной пласти­ной?

VI. Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует действия учащихся, делает необхо­димые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.

VII. Итог урока.

- Сделайте вывод о том, что обеспечивает швейной машине правильная эксплуатация и систематический уход.

Домашнее задание. § 6. Принести ткань для выполнения об­разцов (желательно хлопчатобумажную и однотонную), нитки швейные № 40, набор ручных инструментов. Ответить на вопросы 1-3 (учебник, с. 32).
















































Дата:



Тема: МАШИННЫЕ ШВЫ

Цели: ознакомить учащихся с машинными швами, необхо­димыми для изготовления юбки; научить выполнять соединитель­ные и краевые швы с соблюдением технологии и правил техники безопасности; воспитывать эстетический вкус, дисциплинирован­ность, внимательность; прививать навыки культуры труда и акку­ратности; развивать координацию движений рук.

Оборудование: швейная машина, учебник, рабочая тет­радь, набор ручных инструментов, ткань для выполнения образцов, плакаты, образцы готовых швов.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Вопросы для закрепления:

1) Какие правила техники безопасности необходимо соблю­дать при шитье на швейной машине?

2) С какой стороны должен падать свет на рабочую поверх­ность?

3) Как надо сидеть за швейной машиной?

4) Каким маслом производится смазка швейной машины?

5) Что применяют для чистки и смазки машины?

6) В какой последовательности выполняется разборка чел­ночного устройства?

7) Как подготовить машину к работе?

8) Перечислите дефекты машинных строчек и пути их устра­нения.

III. Изучение нового материала.

1.Введение в новую тему.

Повторение материала, известного из курса 5 класса, о со­единительных швах.

Вопросы для повторения:

1) Какие соединительные швы вы помните?

2) В какой технологической последовательности они выпол­няются?

3) Для чего применяются соединительные швы?

2. Объяснение учителя.

Перед началом объяснения о том, как выполняются машин­ные швы, учитель должен обратить внимание учащихся на пра­вильную посадку за швейную машину, расположение ног, пра­вильное положение рук. При выполнении работ на машине участвуют обе руки. Положение кистей рук зависит от выполняе­мой работы. Учитель показывает правильное положение рук.

Расширить зна­ния учащихся о соединительных швах, которые необходимы для изготовления юбки. Сообщить, что кроме стачного шва к соединительным относятся: накладной, настрочной, расстрочной, запошивочный и другие.

Зарисовать на доске постепенный порядок выполнения швов:

1) изобразить слои ткани

2) затем обозначить строчки

3) достроить проекции образца шва

Учитель рисует на доске все выполняемые швы, одновремен­но учащиеся зарисовывают швы в рабочую тетрадь. Учитель пока­зывает выполнение соединительных швов - стачного и настрочно-го, краевых швов: шов вподгнбку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым, срезом.. (В зависимости от уровня подго­товленности класса показ выполняется как индивидуально, для ка­ждого учащегося, так и для всех вместе.)

3. Рассказ учителя.

Машинные швы условно делятся на три группы: соедини­тельные, краевые и отделочные.

Давайте рассмотрим назначение некоторых машинных швов и перечислим операции, выполняемые с их применением.

На основе стачного шва выполняется расстрочной и настроч­ной швы: 1) сначала выполняют два стачных шва; 2) один из них разутюживают, а другой - заутюживают; 3) прокладывают строчки. Более сложны в обработке накладной и запошивочный швы. На их выполнение следует обратить особое внимание. Соединительные швы

Соединительные швы служат для прочного соединения дета­лей швейного изделия между собой.

Расстрочной шов применяют при соединении плечевых, бо­ковых рельефных срезов, лифа с юбкой и т. д.

Технологическая последовательность выполнения расстроч-ного шва:

1. Сложить две детали лицом внутрь, совместив линии швов.

2. Сколоть детали булавками или сметать их.

3. Стачать детали, выполняя закрепки в начале и в конце шва.

4. Приутюжить шов и разложить припуски шва с изнаночной стороны.

5. Расстрочить, то есть проложить отделочные строчки с ли­цевой стороны по обе стороны от стачного шва. Расстояние шва зависит от модели. Шов приутюжить.

Накладной шов применяют при соединении мелких деталей с изделием.

Технологическая последовательность выполнения накладного шва:

1. Заметать на изнаночную сторону припуск на шов мелкой детали, перегибая его по копировальным стежкам.

2. Наложить мелкую деталь на изделие, совместив копиро­вальные стежки, и наметать.

3. Проложить машинную строчку вдоль сгиба верхней дета­ли. Расстояние зависит от модели. Готовый шов приутюжить.

Двойной шов применяется при соединении отдельных час-гей изделия из шелковых прозрачных тканей и тонких хлопчатобу­мажных материалов, а также для шитья постельного белья. Технологическая последовательность выполнения двойного шва:

1. Сложить детали изнаночными сторонами внутрь, сметать и стачать на расстоянии 8 мм от среза.

2. Приутюжить, срезать припуски до ширины 4 мм, разутю­жить припуски швов.

3. Вывернуть, сметать, располагая шов на сгибе. Проложить машинную строчку на расстоянии 7 мм от сгиба. Приутюжить.

4. Развернуть детали и заутюжить шов на одну сторону. Запошивочный шов применяется при изготовлении белья,

женских блуз рубашечного покроя, мужских сорочек. Припуски на швы у обеих деталей - 15 мм.

Технологическая последовательность выполнения запоши-вочного шва.

1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, сметать, ста­чать.

2. Срезать припуск верхней детали до ширины 12 мм, при­пуск нижней детали -до 6 мм.

3. Заутюжить припуски шва в сторону нижней детали.

4. Подогнуть припуск верхней детали до ширины 7 мм, наме­тать и настрочить в край. Приутюжить.

Краевые швы К краевым швам относятся: обтачной шов, окантовочный шов с закрытым срезом, окантовочный шов с тесьмой. Краевые швы служат для обработки краев и срезов и предохранения их от осыпания.

Обтачной шов применяется при обтачке бортов, клапанов и т. д.

Технологическая последовательность выполнения обтачного шва:

1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь так, чтобы линии швов совпали.

2. Сметать детали.

3. Обтачать детали, то есть проложить машинную строчку по контуру детали точно по линии шва, ставя закрепки в начале и в конце строчки.

4. Срезать припуски швов до 5 мм, срезать уголки, на закруг­лениях - рассечь. 5. Вывернуть детали на лицевую сторону.

6. Выметать шов. Сделать это можно тремя способами: с распо­ложением шва на сгибе, с образованием переходного канта и в рамку.

7. Готовый шов приутюжить.

Окантовочный шов с закрытым срезом применяется при обработке срезов горловины, различных отделочных деталей.

Технологическая последовательность выполнения оканто-вочного шва с закрытым срезом:

1. Вырезаем полоску для окантовки под углом 45 ° или попе­речную. Ширина полоски зависит от ширины окантовки и равна ширине окантовки, умноженной на 4, плюс 2 мм.

2. Накладываем полоску на лицевую сторону основной дета­ли, приметываем и притачиваем швом шириной З^- мм.

3. Отворачиваем полоску в сторону срезов и, обогнув их, за­крепляем на изнаночной стороне. Для этого с лицевой стороны ря­дом со швом притачивания прокладывают машинную строчку.

Окантовочный шов с тесьмой применяется аналогично окантовочному шву с закрытым срезом, только вместо полоски ис­пользуют готовую тесьму.

Технологическая последователъност выполнения окаптовоч-ного шва с тесьмой:

1. Обогнуть срезы детали тесьмой, наметать ее так, чтобы по обе стороны от сгиба ширина тесьмы была одинакова.

2. Проложить машинную строчку, которая должна захватить оба края тесьма.

IV. Практическая работа № 7 «Выполнение образцов ма­шинных швов».

Учащиеся выполняют практическую работу (соединительные и краевые швы), пользуясь инструкцией в учебнике (с. 29-30, таб­лица 8 «Машинные швы»).

Готовим крой для выполнения образцов швов - 6 деталей размером 7 х 15 для соединительных (4 образца) и 10 х 15 для краевых (два образца). Сначала учащиеся выполняют соединитель­ные швы: стачной, настрочной. Затем краевые: шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом.

V. Целевой обход учителя.

Во время практической работы учитель делает обход рабочих мест, следит за правильностью выполнения приемов работы на машине, соблюдением техники безопасности, технологии выполнения, соблюдением правильной посадки и положений рук. А так­же учитель обращает внимание на аккуратность в работе, бережное отношение к оборудованию, экономное расходование ниток.

VI. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

1) Для чего служат соединительные швы?

2) В какой последовательности выполняется настрочной шов?

3) Расскажите о последовательности выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.

4) Что является основой для настрочного и расстрочного швов? Чем они отличаются друг от друга?

5) Как классифицируются машинные швы?

6) Какие швы относятся к соединительным?

7) Какие швы относятся к краевым?

VII. Анализ и оценка урока.

Показ лучших работ учащихся.

Учитель обращает внимание учащихся на качество строчек, делает замечания при частом повторении ошибок, выставляет оценки за выполненные образцы швов.

Домашнее задание. Изучить машинные швы по таблице 8 на с. 30 в учебнике. Прикрепить образцы швов в рабочей тетради. Подготовить краткие сообщения об истории появления юбки в рус­ском народном костюме.
























Дата:



ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

Тема: ОДЕЖДА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ. ЮБКА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Цели: ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляются к одежде; дать определение терминам «одежда» и «проектирование», познакомить с историей юбки в русском народ­ном костюме; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логи­ческое мышление, исполнительские умения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, ри­сунки с изображением юбок.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы для повторения:

1) Какие швы относятся к соединительным?

2) Какие швы относятся к краевым?

3) Для чего применяются соединительные швы?

4) Для чего применяются краевые швы?

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя о назначении и видах одежды, классификации одежды по назначению.

Одежда - это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся:

1) повседневная одежда-для повседневного ношения;

2) торжественная одежда - для ношения в торжественных случаях;

3) домашняя одежда - для работы и отдыха в домашних ус­ловиях;

4) рабочая одежда - для работы в бытовых условиях (вид до­машней одежды);

5) спортивная одежда - для занятий спортом;

6) национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.

Производственная одежда - предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. К производственной одежде относятся:

1) специальная одежда - предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов; 2) санитарная одежда - одежда для защиты человека от за­грязнений.

Комплект одежды - это одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

Гигиенические требования.

Где бы мы не находились, наша одежда выполняет гигиениче­ские функции, защищает тело человека от механических и химиче­ских повреждений, от воздействия неблагоприятных факторов окру­жающей среды (холода, жары, дождя и т. п.), поддерживает тело человека в чистоте, обеспечивает нормальную жизнедеятельность ор­ганизма (кожное дыхание, газообмен, выделение пота и т. п.).

Выполнение таких функций возможно при условии содержа­ния одежды в чистоте.

Чтобы одежда служила как можно дольше, за ней надо пра­вильно ухаживать. Причиной изнашивания тканей является дейст­вие различных факторов: механических (истирание, растяжение, кручение и др.) и физико-химических (действие света, влаги, тем­пературы, моющих средств). Однако изнашивается одежда пре­имущественно от истирания особенно на локтях, коленях, внизу брюк, по краям карманов, по низу рукавов.

Большое значение для увеличения износостойкости тканей имеет правильный уход за одеждой. Свойства тканей определяют способы ухода за одеждой, сшитой из них.

Удаление с одежды пыли, пятен, пота и т. п. достигается в обычных условиях стиркой или протиркой загрязненных мест щет­кой, куском ткани с бензиномыльным раствором. Для придания одежде опрятного вида ее приутюживают, соблюдая режим влаж­но-тепловой обработки в зависимости от типа волокна, вида отдел­ки ткани.

При уходе за одеждой надо пользоваться символами, кото­рые обычно даны в памятке, прикрепленной к готовому изделию. Существуют международные обозначения условий, которые необ­ходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и утюжки тек­стильных изделий и трикотажа. Предприятие-изготовитель всегда маркирует выпускаемые им изделия. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изна­ночной стороны. Эксплуатационные требования.

1) Удобная конструкция, то есть удобная в носке одежда и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов.

2) Повышение прочности изделия (износостойкость) за счет специальной обработки ткани (нанесение аппретов, пропиток).

3) Укрепление отдельных узлов с помощью прокладки, бор­товки, подкладки, т. е. устойчивость к деформации.

4) Надежность.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда должна: 1) быть красивой; 2) соответствовать современно­му направлению моды; 3) учитывать индивидуальные особенности телосложения, возраста и внешности человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть доступной, недорогой по стоимости. Эконо­мичность изделия зависит от конструкции изделия, то есть от рас­хода ткани на изделие, так как в себестоимости изделия стоимость материала составляет 85-90 %.

Одежда не только защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но имеет социальное, психологи­ческое и эстетическое значение. Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента.

Ассортимент - это изделия, объединенные в самостоятель­ные группы по определенным признакам: по назначению, материа­лам и др.

Всю одежду можно разделить на бытовую, которую мы но­сим повседневно, и производственную, предназначенную для вы­полнения определенных работ.

Бытовая одежда делится на верхнюю (пальто, плащи, куртки, пелерины и др.), легкую (платья, юбки, брюки, пиджаки и др.) и белье (трусы, майки, ночные сорочки, пижамы, боди, комбидресы и др.).

Из производственной одежды можно выделить ведомствен­ную, строго регламентированную по форме, цвету, фасону (одежда военных, милиции, железнодорожников, школьная форма), техно­логическую и специальную, отвечающую определенным требова­ниям, необходимым для выполнения работы (одежда рыбаков, по­лярников, космонавтов, сталеваров, медиков, поваров), и рабочую(домашняя рабочая одежда, одежда продавцов, официантов, рабо­чих многих специальностей).

Ассортимент легкой одежды характеризуется не только большим наименованием изделий, но и разнообразием форм, по­кроя, характерных конструктивных особенностей.

Платье может быть цельновыкроенным или состоять из нескольких соединенных между собой частей (отрезное платье по линии талии, бедер и др.).

Платье может быть с застежкой, не доходящей до низа, по переду, сбоку или спинке, или без нее, с воротником и рукавами или без них, с поясом или без него.

Халат обязательно должен иметь разрез сверху донизу (спереди, сзади, сбоку). Он может быть с застежкой или просто с большим запахом, с поясом или без него, с воротником и рукавами или без них.

Сарафан напоминает платье, но в отличие от него без ру­кавов, иногда на бретелях, обычно без воротников; носят с блузка­ми, свитерами. Летние сарафаны носят как отдельный вид одежды.

Блузка по форме и крою похожа на верхнюю часть платья. Может быть с рукавами и без них, с воротником и без него, с за­стежкой и без нее. Носят блузки заправленными в юбку, брюки или поверх них.

Жилет - разновидность жакета, но без рукавов, различной длины. Спереди с застежкой и без нее; носят с блузками, свитера­ми, платьями.

2. Работа по учебнику (§ 7, с. 33-25).

Дальнейшее изучение темы возможно совместно с учащими­ся. Учащиеся пользуются учебником и определяют вместе эстети­ческие, гигиенические, эксплуатационные требования.

В заключение учитель делает вывод: любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было надевать. Поэтому при создании разных моделей одежды конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы ее деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку. IV. Ознакомление учащихся с историей юбки в русском народном костюме.

Учащиеся делают краткие сообщения, которые они при­готовили.

Из истории юбки

Первоначально в средние века юбкой называли присборенное у горла одеяние длиной до колен, обычно подпоясанное. Носили его как мужчины, так и женщины. Женская готическая «юбка» в XV веке разделилась на лиф и собственно юбку - это и положило начало юбке в современном понимании. Длина юбки практически была неизменной вплоть до начала XX века.

У каждого народа были свои традиции в ношении юбок. Так, русские замужние женщины обычно поверх рубахи надевали понё­ву - юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплен­ную вокруг талии шнуром - гашником. Поневу часто шили из пе­стрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.

В испанской же моде было принято надевать под верхнюю юбку несколько нижних. В период Тридцатилетней войны с вре­менным выходом из моды кринолинов количество нижних юбок увеличивается, особенно во Франции, где они имели даже различ­ные названия. Так, верхняя юбка называлась «скромницей», а средняя из трех юбок - «шалунья».

Лишь XVIII век изменяет отношение к дамской нижней оде­жде: она становится подчеркнуто эротичной. Это касается в пер­вую очередь нижней юбки, необыкновенно женственной и кокет­ливой в этот период. Верхняя нижняя юбка, которая бывает видна из-под платья, шьется из шелка и украшается кружевом. В первой половине XIX века одну из нижних юбок изготовляют из волоса, чтобы юбка на ней держалась колоколом. Количество нижних юбок в это время точно регламентируется - к элегантному платью полагалось 6 штук. Юбки были белые, цветное белье считалось не­элегантным и даже аморальным. Во второй половине XIX века нижняя юбка была такой короткой, что не закрывала ног; появля­ются также первые цветные нижние юбки, которые потом стано­вятся очень модными. Самая верхняя нижняя юбка под платьем рококо была шелковой, украшалась кружевом или вышивкой, по­тому что она виднелась, когда приподнимался кринолин. В заключение учитель конкретизирует историю возникнове­ния юбки и дополняет сведения, которые учащиеся не сообщили.

V. Закрепление изученного материала.

1.Вопросы для беседы:

- Дайте характеристику бытовой одежде.

- Какие требования к одежде считаете наиболее важными?

- Что относится к легкой одежде?

- Дайте характеристику производственной одежде.

2. Письменное выполнение задания по карточкам. Установите соответствие между группами требований к оде­жде и их свойствами (соедините стрелками).

Эстетические

Эксплуатационные

Гигиенические

Экономические

Удобство в носке, прочность; износоустойчивость; устойчивость к деформации; надежность

Обеспечение нормальной жизне­деятельности; создание благопри­ятного микроклимата; защита от внешних воздействий; легкий уход за одеждой

Доступность одежды (недорогая стоимость)

Красота; соответствие современ­ным требованиям моды; учет осо­бенностей телосложения человека, внешности, возраста

VI. Итог урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, оценивает сообщения учащихся.

Домашнее задание. Читать § 7 (учебник, с. 33-35); уметь объяснить основные понятия по теме урока; ответить на вопросы (с. 35); подготовить сообщения о видах одежды. Уроки 19-20. СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ЮБКИ

Цел и : ознакомить учащихся с мерками, которые необходи­мы для построения чертежа юбки; научить правильно снимать мер­ки; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сантиметро­вая лента, плакаты, журналы мод.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Повторение изученного материала.

1.Выполнение задания по составлению таблицы. Составьте таблицу «Классификация одежды» по образцу.

Группа одежды

Подгруп­па

Вид изде­лия

Сезонность

Назначение

одежды






2. Беседа по вопросам:

- Каким требованиям должна отвечать одежда?

- Какие изделия относятся к плечевой одежде?

- Почему они так называются?

- Что такое ассортимент?

- Охарактеризуйте гигиенические и экономические требова­ния к одежде.

- Как классифицируется женская легкая одежда?

- Охарактеризуйте эксплуатационные и экономические тре­бования к одежде.

  1. 3. Сообщения учащихся о видах одежды, значении цвета п одежде (см. дополнительный материал к уроку).