Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к программе по профилактике аддитивного поведения у детей»
Рекомендации к программе по профилактике аддиктивного поведения у подростков
1. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддикций и аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения должна являться превентивной деятельностью всех участников образовательного процесса и должна быть направлена на формирование продуктивных копинг-стратегий и протективных копинг-ресурсов поведения учеников с участием всех участников образовательного процесса, а именно: учителей, волонтеров, родителей, поскольку профилактика способствует повышению факторов протекции и значительно снижает факторы риска развития аддиктивного поведения в будущем.
2. Факторами протекции аддикций у учащихся прежде всего должны выступать преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, высокий уровень эмпатии, возможно более адекватная самооценка, продуктивные копинг-стратегии поиска поддержки и решения проблем, «полезный» уровень тревожности. Факторами риска аддиктивного поведения подростков выступают, безусловно, неадекватная самооценка, , невысокий уровень эмпатии, низкая либо, напротив, высокая тревожность, преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успехов, копинг-стратегии ухода от реальности и избегания.
3. Система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения учащихся в условиях средней школы должна быть выстроена последовательно и обязательно должна включать в себя:
1) изучение и системный мониторинг состояния копинг-стратегий и копинг-ресурсов учащихся;
2) целенаправленное формирование продуктивных копинг-стратегий и протективных копинг-ресурсов поведения школьников с участием всех участников образовательного процесса: волонтеров, учителей, родителей;
3). Система первичной психолого-педагогической профилактики аддикций и аддиктивного поведения учащихся в условиях средней школы должна включать четыре основных направления работы:
1) работа с учащимися младшего подросткового возраста (5-6 классы);
2) работа с педагогическим коллективом и сотрудниками школы ( с администрацией школы, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами-организаторами, специалистами социально-психологической и медицинской службы);
3)работа с родителями учащихся;
4) работа с волонтерами – учащимися старших классов школы №6
4. Эффективность системы первичной психолого-педагогической профилактики аддикций и аддиктивного поведения учащихся в условиях средней школы должна обеспечиваться применением комплексного личностно- ориентированного подхода с обязательным соблюдением принципов системности, последовательности и гуманности психолого-педагогического воздействия; наличием разработанной, продуманной, научной теоретической основы; реалистичностью и четкостью постановки целей и задач; применением тренинговых и интерактивных методов работы; соответствием возрастной категории учащихся; долгим сроком воздействия; контролем и мониторингом над эффективностью работы.
5. Результаты эксперимента доказывают необходимость внедрения правильно организованной и эффективной системы психолого-педагогического воздействия как средства первичной профилактики аддиктивного поведения учащихся в условиях средней школы.