В настоящее время в нашем учреждении занятия физической культурой и физкультурные досуги проводятся совместно с учителем физической культуры и кл. руководителем. От активного участия кл. руководителя, его взаимопонимания и взаимодействия с учителем по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя. Для кл. руководителя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого учитель по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты. Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача кл. руководителя - помогать учителю по физической культуре, осуществлять страховку учащихся, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. К педагогу предъявляются те же требования, что и к учащимся: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит кл. руководителю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. В ходе вводной части занятия физической культурой кл. руководитель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега. В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, учащиеся должны усвоить показанное учителем по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция кл. руководителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то учитель по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а кл. руководитель - в задних рядах. Также кл. руководитель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены. При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и кл. руководитель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом учитель по физической культуре занимается с одной группой, а кл. руководитель с другой. Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и кл. руководителя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой кл. руководитель и учитель по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. 5. Во время проведения подвижных игр кл. руководитель, как и учитель по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие кл. руководителя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой учащихся, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов кл. руководитель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. 6. Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе учителя по физической культуре и кл. руководителем может быть следующим: специалист занимается с ослабленными детьми, кл. руководитель с остальными (и наоборот); специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, кл. руководитель с остальными (и наоборот); специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, кл. руководитель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью; специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, кл. руководитель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой; специалист занимается с более успешными детьми, кл. руководитель с остальными; учитель по физической культуре и кл. руководитель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений. Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность кл. руководителя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям учителя по физической культуре, кл. руководитель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных воспитанников. Для совершенствования двигательных навыков кл. руководитель в тесном контакте с учителем по физической культуре организует в группах и на территории МОУ «Ветютневской СШ» развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь учитель по физической культуре должен оказывать помощь кл. руководителям по различным вопросам физического развития учащихся: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность учащихся в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для кл. руководителей по организации двигательной деятельности детей в школе. |