Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по работе с «Трудными детьми»»
Трудный ребёнок. Способы и приемы работы с «трудными детьми». Подготовила: Горлова Г.И.
Кто такие «трудные дети»?
- 1. Ребёнок с плохим поведением и неумением контролировать себя.
- 2. Не способный отвечать за свои действия.
- 3. Совершающий необдуманные и импульсивные поступки.
- 4. Легко возбудимый и вспыльчивый.
- 5. Довольно трудно идущий на контакт со взрослыми, не признающий даже явных авторитетов.
- 6. Отличающийся дерзостью, жестокостью и мстительностью.
- 7. Часто провоцирующий драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.
Почему ребенок стал таким «трудным»?
- Психические заболевания в семье.
- Конфликты между родителями.
- Пренебрежение и жестокое обращение.
- Отсутствие любви и заботы.
- Развод родителей.
- Нереализованная потребность в любви, принятии, принадлежности, ценности и нужности родным и близким.
Признаки трудного ребенка:
- У него существуют проблемы с обучаемостью.
- Ребенок скандалист и хулиган.
- Ребенок спит на уроках.
- С трудом находит общий язык с одноклассниками и учителями.
- Ребенок ищет «нишу», где он будет значимым (социально значимая группа, дворовая команда, бандитская группировка).
- Он не желает помощи со стороны других людей.
- Становится замкнутым и необщительным.
- Интернет-общение преобладает над реальным общением.
Современные молодежные направления и группировки
Молодежные группировки
НЕ являются деструктивными ЯВЛЯЮТСЯ деструктивными
Ванильки Группы смерти
Ворка́ут Арестантский уклад един
Файер-шоу Геймеры
Историческое реконст-е
Как можно распознать, что ребенок попал под влияние группировки?
- Нарушение сна, питания.
- Резкие изменения в поведении подростка.
- Снижение успеваемости в школе, прогулы уроков.
- Ребёнок пропадает где-то долгое время и на вопрос "Где ты был?" отвечает неохотно, скорее всего, лжёт.
- Утрата интереса к прежним увлечениям – чтению, спорту, играм.
- Появление странных знакомств, о которых ребёнок скрывает.
- Появление скрытности и замкнутости в поведении.
- Ребёнок перестал общаться со своими прежними друзьями, одноклассниками.
- Становится агрессивным, выдвигает обвинения в адрес взрослых.
- Частые перепады настроения.
- Ребёнок перестаёт делиться с родителями, учителями новостями и переживаниями.
- Ребёнок отказывается от семейных традиций, совместных ужинов, выездов на природу, походов в кино, театр и т.д.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
- Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
- Постараться разговорить ребёнка, наладить с ним эмоциональную связь, вывести на откровенный разговор.
- Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
- Поощрять полную откровенность.
- Больше слушать, чем говорить.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
- Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
- Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психолога или психиатра.
- Получать сведения от учителей и друзей об изменениях в поведении ребёнка, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
- Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.
- Важно ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания .
Что должен сделать педагог для того, чтобы помочь трудному ребенку?
- Составить психолого-педагогическую характеристику (какой ребенок в классе является отверженным, изгоем, из неблагополучной семьи) на класс и трудного учащегося совместно с психологом и социальным педагогом.
- Побеседовать в непринужденной обстановке и наладить контакт с таким ребенком.
- Пообщаться с родителями и выяснить причину такого поведения.
- Посещать трудных учащихся на дому. Здесь вам может помочь социальный педагог.
- Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
- Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
- Контролировать занятость трудных учащихся
в общественной работе класса и школы.
Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
- Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную
жизненную ориентацию подростков и развивать
их идеал Я.
Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
- 1 . Не отказывайте ребёнку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
- 2. Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с ребёнком.
- 3. Разговаривайте с учащимся на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми».
- 4. Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним.
- 5. Никогда не обсуждайте личность ученика и его поступки в
присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.
- 6. Никогда не оскорбляйте ребёнка.
Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
- 7. На какой-либо проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
- 8. Ребёнка необходимо поддерживать.
- 9. Обеспечьте возможность трудному ребёнку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
- 10. Помните, что наиболее восприимчивы трудные дети к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).
- 11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих
неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
- 12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного
физического и психологического давления на трудных детей.
Помните:
- Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть .
- Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности .
- Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым .
- Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины .
- Если ребенок растет в терпимости , он учится принимать других .
- Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя .
- Если ребенка хвалят , он учится быть благодарным .
- Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым .
- Если ребенок живет в безопасности , он учится верить в людей .
- Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя .
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится находить любовь в этом мире.
Успехов в новом учебном году! Спасибо за внимание!