СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по работе с «Трудными детьми»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по работе с «Трудными детьми»»

Трудный ребёнок.  Способы и приемы работы  с «трудными детьми».      Подготовила: Горлова Г.И.

Трудный ребёнок. Способы и приемы работы с «трудными детьми». Подготовила: Горлова Г.И.

Кто такие «трудные дети»? 1.  Ребёнок с плохим поведением и неумением контролировать себя. 2.  Не способный отвечать за свои действия. 3.  Совершающий необдуманные и импульсивные поступки. 4.  Легко возбудимый и вспыльчивый. 5.  Довольно трудно идущий на контакт со взрослыми, не признающий даже явных авторитетов. 6.  Отличающийся дерзостью, жестокостью и мстительностью. 7.  Часто провоцирующий драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Кто такие «трудные дети»?

  • 1. Ребёнок с плохим поведением и неумением контролировать себя.
  • 2. Не способный отвечать за свои действия.
  • 3. Совершающий необдуманные и импульсивные поступки.
  • 4. Легко возбудимый и вспыльчивый.
  • 5. Довольно трудно идущий на контакт со взрослыми, не признающий даже явных авторитетов.
  • 6. Отличающийся дерзостью, жестокостью и мстительностью.
  • 7. Часто провоцирующий драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.
Почему ребенок стал таким «трудным»?   Психические заболевания в семье. Конфликты между родителями. Пренебрежение и жестокое обращение. Отсутствие любви и заботы. Развод родителей. Нереализованная потребность в любви, принятии, принадлежности, ценности и нужности родным и близким.

Почему ребенок стал таким «трудным»?

  • Психические заболевания в семье.
  • Конфликты между родителями.
  • Пренебрежение и жестокое обращение.
  • Отсутствие любви и заботы.
  • Развод родителей.
  • Нереализованная потребность в любви, принятии, принадлежности, ценности и нужности родным и близким.
Признаки трудного ребенка:   У него существуют проблемы с обучаемостью. Ребенок скандалист и хулиган. Ребенок спит на уроках. С трудом находит общий язык с одноклассниками и учителями. Ребенок ищет «нишу», где он будет значимым (социально значимая группа, дворовая команда, бандитская группировка). Он не желает помощи со стороны других людей. Становится замкнутым и необщительным. Интернет-общение преобладает над реальным общением.

Признаки трудного ребенка:

  • У него существуют проблемы с обучаемостью.
  • Ребенок скандалист и хулиган.
  • Ребенок спит на уроках.
  • С трудом находит общий язык с одноклассниками и учителями.
  • Ребенок ищет «нишу», где он будет значимым (социально значимая группа, дворовая команда, бандитская группировка).
  • Он не желает помощи со стороны других людей.
  • Становится замкнутым и необщительным.
  • Интернет-общение преобладает над реальным общением.
Современные молодежные направления и группировки Молодежные группировки НЕ являются деструктивными ЯВЛЯЮТСЯ деструктивными  Ванильки  Группы смерти  Ворка́ут Арестантский уклад един  Файер-шоу Геймеры  Историческое реконст-е

Современные молодежные направления и группировки

Молодежные группировки

НЕ являются деструктивными ЯВЛЯЮТСЯ деструктивными

Ванильки Группы смерти

Ворка́ут Арестантский уклад един

Файер-шоу Геймеры

Историческое реконст-е

Как можно распознать, что ребенок попал под влияние группировки?   Нарушение сна, питания. Резкие изменения в поведении подростка. Снижение успеваемости в школе, прогулы уроков. Ребёнок пропадает где-то долгое время и на вопрос

Как можно распознать, что ребенок попал под влияние группировки?

  • Нарушение сна, питания.
  • Резкие изменения в поведении подростка.
  • Снижение успеваемости в школе, прогулы уроков.
  • Ребёнок пропадает где-то долгое время и на вопрос "Где ты был?" отвечает неохотно, скорее всего, лжёт.
  • Утрата интереса к прежним увлечениям – чтению, спорту, играм.
  • Появление странных знакомств, о которых ребёнок скрывает.
  • Появление скрытности и замкнутости в поведении.
  • Ребёнок перестал общаться со своими прежними друзьями, одноклассниками.
  • Становится агрессивным, выдвигает обвинения в адрес взрослых.
  • Частые перепады настроения.
  • Ребёнок перестаёт делиться с родителями, учителями новостями и переживаниями.
  • Ребёнок отказывается от семейных традиций, совместных ужинов, выездов на природу, походов в кино, театр и т.д.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям? Не осуждать, не вступать в конфронтацию. Постараться разговорить ребёнка, наладить с ним эмоциональную связь, вывести на откровенный разговор. Сохранять спокойствие и предлагать поддержку. Поощрять полную откровенность. Больше слушать, чем говорить.

Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?

  • Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
  • Постараться разговорить ребёнка, наладить с ним эмоциональную связь, вывести на откровенный разговор.
  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
  • Поощрять полную откровенность.
  • Больше слушать, чем говорить.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям? Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия. Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психолога или психиатра. Получать сведения от учителей и друзей об изменениях в поведении ребёнка, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях. Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые. Важно ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания .

Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?

  • Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
  • Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психолога или психиатра.
  • Получать сведения от учителей и друзей об изменениях в поведении ребёнка, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
  • Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.
  • Важно ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания .
Что должен сделать педагог для того, чтобы помочь трудному ребенку?      Составить психолого-педагогическую характеристику (какой ребенок в классе является отверженным, изгоем, из неблагополучной семьи) на класс и трудного учащегося совместно с психологом и социальным педагогом. Побеседовать в непринужденной обстановке и наладить контакт с таким ребенком. Пообщаться с родителями и выяснить причину такого поведения. Посещать трудных учащихся на дому. Здесь вам может помочь социальный педагог. Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся. Контролировать занятость трудных учащихся  в общественной работе класса и школы.

Что должен сделать педагог для того, чтобы помочь трудному ребенку?  

  • Составить психолого-педагогическую характеристику (какой ребенок в классе является отверженным, изгоем, из неблагополучной семьи) на класс и трудного учащегося совместно с психологом и социальным педагогом.
  • Побеседовать в непринужденной обстановке и наладить контакт с таким ребенком.
  • Пообщаться с родителями и выяснить причину такого поведения.
  • Посещать трудных учащихся на дому. Здесь вам может помочь социальный педагог.
  • Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
  • Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
  • Контролировать занятость трудных учащихся

в общественной работе класса и школы.

Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками: Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное.  Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:

  • Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное.
  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  • Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками: Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать  их идеал Я.

Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:

  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  • Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  • В личных беседах усиливать целенаправленную

жизненную ориентацию подростков и развивать

их идеал Я.

Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:      1 . Не отказывайте ребёнку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела! 2. Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с ребёнком. 3. Разговаривайте с учащимся на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». 4. Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним. 5. Никогда не обсуждайте личность ученика и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. 6. Никогда не оскорбляйте ребёнка.

Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:  

  • 1 . Не отказывайте ребёнку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
  • 2. Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с ребёнком.
  • 3. Разговаривайте с учащимся на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми».
  • 4. Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним.
  • 5. Никогда не обсуждайте личность ученика и его поступки в

присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.

  • 6. Никогда не оскорбляйте ребёнка.
Рекомендации психолога по общению с трудными детьми: 7. На какой-либо проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его. 8. Ребёнка необходимо поддерживать. 9. Обеспечьте возможность трудному ребёнку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). 10. Помните, что наиболее восприимчивы трудные дети к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.). 11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих  неудовлетворенность по поводу учебных затруднений. 12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного  физического и психологического давления на трудных детей.

Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:

  • 7. На какой-либо проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
  • 8. Ребёнка необходимо поддерживать.
  • 9. Обеспечьте возможность трудному ребёнку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
  • 10. Помните, что наиболее восприимчивы трудные дети к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).
  • 11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих

неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

  • 12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного

физического и психологического давления на трудных детей.

Помните:   Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть . Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности . Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым . Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины . Если ребенок растет в терпимости , он учится принимать  других . Если ребенка подбадривают , он учится верить  в себя . Если ребенка хвалят , он учится быть благодарным . Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым . Если ребенок живет в безопасности , он учится верить в людей . Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя . Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится находить  любовь в этом мире.

Помните:

  • Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть .
  • Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности .
  • Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым .
  • Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины .
  • Если ребенок растет в терпимости , он учится принимать других .
  • Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя .
  • Если ребенка хвалят , он учится быть благодарным .
  • Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым .
  • Если ребенок живет в безопасности , он учится верить в людей .
  • Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя .
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится находить любовь в этом мире.
  Успехов в новом учебном году!      Спасибо за внимание!

Успехов в новом учебном году! Спасибо за внимание!