Методические рекомендации
учителя – логопеда Шульдешовой О. В.
учителю при работе с детьми с ЗПР
У детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) нарушение письменной речи обусловлено задержкой речевого развития в анамнезе, и, как правило, поздними сроками начала коррекционной работы.
У учащихся с ЗПР слабо развита словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, не уравновешены процессы торможения и возбуждения, что приводит к слабости образования смысловых и ассоциативных связей (закрепления знаний и автоматизации навыков). Словарь беден, речь менее активна. Внимание не устойчиво, быстрая истощаемость, слабая произвольная сфера. То есть отсутствует фундамент обучения. Прежде, чем начать планомерное обучение школьным наукам, необходимо сформировать фундамент для успешного обучения.
Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе – создать благоприятную атмосферу для развития детей с ОВЗ, основанную на толерантности и ответственности.
Для качественного сопровождения учебного процесса нужна комплексная программа, которая соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР и включала бы следующие задачи:
активизация познавательной деятельности учащихся;
повышение уровня их умственного развития;
нормализация учебной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
социально-трудовая адаптация.
Письменная речь начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
зрительный, который подбирает соответствующую графему;
двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный (по М.А. Павловой, 2002)
Учим ориентироваться в задании, планировать свою деятельность
Прочитай предложение вслух. Проверь по смыслу.
Проверь по написанию.
Подходят ли слова друг другу?
Нет ли пропуска слов?
Читай слова вслух и выделяй чертой.
Пропуска букв нет? (Кабыльницкая С.Л.)
Первоначальное замедление и развёрнутое выполнений действий;
Опору на показ и словесные инструкции
Осознание ребёнком правильности и ошибочности произведённого действия (Обязательный анализ ошибки ребёнка со стороны логопеда)
Использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребёнка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и тд.), а также помощи по просьбе ребёнка.
Разнообразие содержания и видов деятельности (быстрая истощаемость)
Чередование напряжения и расслабления
Соблюдаем последовательный переход от одного задания к другому!
Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения…
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Развитие фразовой речи зависит от мотивации к общению (важно стараться понимать и поощрять собственную речевую активность, разрешать допускать для разговорной речи лингвистические снижения – незаконченность фразы, повторы, собственный арсенал речи (индивидуальные «словечки»)
Работая над разговорной речью, учимся односложно отвечать на вопросы. Затем организуем разговор на знакомые (любимые) темы. Учимся использовать различные средства выразительности речи.
Монологическая речь. В работе по обучению рассказу на заданную тему соблюдаем последовательность:
- научение повторять, затем самостоятельно формировать предложение, с опорой на дополнительные вопросы.
- с опорой на план. Дополнительными вопросами уточняем детали. Помогаем выделить структурные единицы рассказа – начало, основная часть, и конец повествования.
- конечная цель – самостоятельный рассказ. Обратная связь!
В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.