РЕЛЬЕФ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с природой Южной Америки; сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка.
Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки, видеофильм о современном горообразовании.
Тип урока: практикум.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин.)
Проверка домашнего задания (10 мин.) – фронтальный опрос, проверка контурных карт.
Изучение нового материала (15 мин.)
Практическая работа с контурными картами (5 мин.)
Закрепление изученного материала
Домашнее задание.
Организационный момент: учащимся сообщается план работы на уроке, а также новая тема, с которой они сегодня познакомятся.
Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
Задания на проверку знаний.
- В каком году и кто открыл Южную Америку?
- Расскажите о значении А.Гумбольдта и Э.Бонплана в изучении материка.
- Кто доказал, что открытая земля – это материк?
- О ком говорил испанский священник Лас-Касас “Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце”?
- Почему после открытия материка между испанцами и португальцами разгорелись жаркие споры? Какое событие повлияло на их примирение?
Задания на проверку знания карты:
- проверка номенклатуры;
- проверка домашнего задания в контурных картах.
Изучение нового материала.
Характеристику рельефа учащиеся дают вместе с учителем в ходе беседы.
План описания рельефа.
- Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
- Как расположены формы рельефа на материке Южная Америка?
- Каковы наибольшая и преобладающая высоты?
В процессе работы учащиеся выясняют, что в рельефе Южной Америки можно выделить два района горный Запад и равнинный Восток. Результаты оформляются в виде схемы.
Рельеф Южной Америки
Горный Запад Равнинный Восток
Схема дополняется примерами (названиями гор и равнин), которые учащиеся определяют по картам атласа.
Далее переходим к объяснению такого строения рельефа. Почему на западе материка преобладают горы, а на востоке равнины? Ответ ищем, работая с картами “Строение земной коры” (с.4-5) и “Физическая карта мира” (с.2-3). Методический прием наложения карт показывает, что в основании равнинного Востока лежит платформенная область Земли – относительно устойчивая и выровненная тектоническая структура, удаленная от границ литосферных плит, а горного Запада – современная область горообразования, расположенная в зоне схождения материковой и океанической земной коры.
Вспоминаем, какие формы рельефа мы знаем, определяем, какие из них представлены на материке и составляем схему в тетради, дополняя примерами.
Формы рельефа
Низменности Нагорья Плоскогорья Горы Вулканы
Работая в парах, учащиеся знакомятся с основными формами рельефа Южной Америки: описывают Анды или Бразильское плоскогорье по плану:
- В какой части материка расположена форма рельефа?
- В каком направлении тянется?
- Каковы приблизительные размеры?
- Какова наибольшая высота, преобладающие высоты?
- Каково происхождение формы рельефа?
( Один ученик читает вопрос, а другой отвечает. Первый ученик может дополнить или исправить ответ второго. Затем они меняются ролями.)
Полезные ископаемые Южной Америки. “Анды” на языке инков – медь, медные горы. Работая с картами атласа, учащиеся отвечают на вопросы:
- Богата ли Южная Америка полезными ископаемыми?
- Каково происхождение полезных ископаемых на материке?
- К каким тектоническим структурам приурочены магматические и метаморфические горные породы?
- Какие полезные ископаемые рудные или нерудные относятся к магматическим?
- Какие это руды?
- Где размещаются полезные ископаемые осадочного происхождения? Назовите их.
Одновременно в тетрадях заполняется схема “Полезные ископаемые”.
Полезные ископаемые Южной Америки.
Рудные Нерудные
Медные, цинковые, Нефть, газ, селитра,
Оловянные, свинцовые руды, каменный уголь, железные и
Серебро, вольфрам и др. марганцевые руды, селитра и др.
Практическая работа: показать на контурной карте основные формы рельефа и высочайшие точки материка.
Закрепление. Сравнение рельефа Южной Америки и Африки (оформляется в виде таблицы).
№ | Черты сравнения | Африка | Южная Америка |
1. 2. 3. 4. | Каков общий характер поверхности? Как расположены формы рельефа на материке? Какова наибольшая высота? Каковы преобладающие высоты? | | |
Домашнее задание: параграф 41, закончить заполнение таблицы. Подумать и ответить на вопрос: Почему Бразильское плоскогорье отличается рельефом и высотой от Амазонской низменности?