6
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования центр творчества «Правобережный»
«Результаты деятельности учебно-воспитательного процесса ЦТ «Правобережный»
Подготовила методист Колодкина Н.А.
Липецк
Дополнительное образование, несмотря на специфику его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса - оно должно иметь цели, задачи и результат. Перед Центром встает необходимость создания собственной системы контроля качества обучения обучающихся в объединениях. В научной литературе не существует единства мнений и подходов относительно определения и классификации контроля такого вида деятельности.
Контроль за образовательным процессом в Центре является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования качества дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческого решения.
Контроль способствует созданию оптимальных психолого-педагогических условий для реализации основных и дополнительных услуг, эффективному проведению учебно-воспитательного процесса, координированию программно-методической деятельности, в целом повышению результативности работы Центра.
Чтобы эффективно управлять деятельностью ЦТ «Правобережный» необходимо компетентно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые обучающимися.
Факторами, влияющими на результативность и качество работы Центра, являются: грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом, эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Одним из важных аспектов в работе методической службы является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.
Столкнувшись с проблемой отслеживания результатов образовательной деятельности в объединениях, администрация совместно с педагогами объединений разработала и постоянно совершенствует механизм контроля качества обучения и воспитания обучающихся в объединениях.
В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы Центра сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, вызывающих ту или иную проблему.
Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. В МБУ ДО ЦТ «Правобережный» одной из форм организации оперативного контроля является проведение диагностики.
Целью проведения является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогических работников, перевод на качественно новый уровень организации педагогического коллектива.
Диагностика ведется по различным аспектам:
С обучающимися:
в сентябре проводится диагностика обучающихся объединений по выявлению уровня способностей;
в течение года проводится диагностика личностных качеств и изменений обучающихся, произошедших с ними в объединениях, особенности развития одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
С педагогами:
Анализ результатов диагностики помогает подобрать педагогам индивидуальные программы обучения обучающихся с последующим анализом задач и методов работы с ней на каждое полугодие, своевременно оказать необходимую помощь педагогам Центра в организации образовательного процесса и сориентировать педагогический коллектив на гармоничное развитие межличностных отношений.
Важным в работе методической службы является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.
Собрать наиболее полную информацию, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива помогает тематический контроль.
Необходимо ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Тематический контроль в Центре направлен на улучшение результатов учебно-воспитательного процесса.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса методической службой Центра была проанализирована и пересмотрена программно-методическая база Центра.
Педагогический контроль над реализацией образовательных программ в Центре осуществляется с целью отслеживания результатов образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучения, поощрения обучающихся.
В ЦТ «Правобережный» работает следующая технологическая схема педагогического контроля за освоением обучающимися образовательных программ:
Диагностика проводится по итогам первого полугодия и в конце учебного года, если обучающийся переходит на следующий год обучения.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения направления и формы индивидуальной работы с каждым обучающимся. В объединениях используются разнообразные формы промежуточной аттестации.
Для проверки теоретической части педагоги применяют тестовые задания разного рода сложности, кроссворды, загадки и т.д. Результаты, полученные при аттестации, позволяют выявить уровень усвоения учебного материала в сравнении с предыдущими годами обучения и подобрать индивидуальные маршруты работы с обучающимися.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации объединений являются соревнования, выставки.
Однако это не всегда дает полной картины оценки работы обучающихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся объединений, а наиболее одаренные и занимающиеся не первый год. Поэтому педагоги Центра при проведении итоговой аттестации на занятиях применяют следующие формы познавательной деятельности: деловые игры, викторины, конкурсы, аукционы знаний и т.д.
В ходе исследования особый интерес у нас вызвала проблема разработки методик изучения особенностей личности ребенка. Оценить личностную сферу обучающегося намного сложнее, так как обычно этот результат остается вне поля зрения.
К «внутренней» сфере деятельности обучающихся относятся:
воспитанность;
мотивация к занятиям;
развитие творческих способностей, творческой активности обучающихся;
самооценка обучающихся;
психическое и физическое самочувствие обучающихся.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены четкие приоритеты в организации образовательного процесса. В качестве первоочередной задачи выдвигается «приоритет здоровья человека и свободного развития личности». При изучении личностной сферы обучающегося педагоги уделяют большое внимание таким критериям как психическое и физическое самочувствие обучающихся. При исследовании данных параметров применяются методы наблюдения, тестирования, оценки динамики мыслетворческой свободы обучающихся на занятиях, методы анализа базовых психомоторных функций. По данной проблеме педагоги систематически осуществляют взаимодействие с родителями, классным руководителем. В целях формирования в Центре здоровьесберегающего образовательного пространства педагоги применяют на занятиях здоровьесберегающие технологии обучения. При организации образовательного процесса педагоги учитывают индивидуальные особенности физического и психического состояния обучающихся, подбирают наиболее эффективные с точки зрения валеологии формы и методы обучения, формируют у обучающихся мотивацию здорового образа жизни; включают в процесс обучения информацию о факторах риска, осуществляют работу по профилактике наиболее распространенных заболеваний среди подростков, поддерживают в объединениях благоприятный психологический климат.
Система контроля и оценки достижений обучающихся дает нам возможность проследить динамику развития каждого ребенка, выявить наиболее одаренных, создать условия для их дальнейшего формирования и развития. Выделяют несколько этапов развития творческого потенциала личности.
Первый этап - это адаптация ребёнка к новым условиям, содействие психическому и физическому здоровью, раскрытие индивидуальности, коррекция разного рода затруднений. На этом этапе важно создать обучающимся благоприятные условия для самовыражения. Результат достигнут, когда ребёнку комфортно в коллективе.
Второй этап - образовательный. Здесь происходит усвоение обучающимися содержания преподаваемого материала, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес. Здесь результат состоит в свободном владении различными материалами, в умении выражать свои чувства, в желании создавать изделия и удивлять других.
Третий этап - этап развития творческих способностей и творческой активности обучающихся. На этом этапе развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть, замечать всё прекрасное, умение увидеть красоту в простых вещах. Педагогом поощряется желание обучающихся творить, самовыражать свои мысли и чувства в материале. Здесь всё более отрабатываются различные технические умения.
Результат состоит в создании необыкновенных творческих работ, в росте мастерства владения разными приемами. Время пребывания конкретного обучающегося на каждом этапе индивидуально.
Четвёртый этап - это этап подготовки педагога и обучающихся к инновационной деятельности.
Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого потенциала обучающихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.
Управление качеством образования и воспитания - проблема, требующая своего решения постоянно. Грамотно продуманная система контроля за учебно-воспитательным процессом может эффективно отразится на качестве образования и воспитания, изменив таким образом позиции педагога на данный аспект деятельности. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений показатели качества образования, тем не менее, во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий результат деятельности педагога и обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.
Чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:
Информация, полученная в ходе контроля, должна быть приведена в систему. Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в Центре (система мониторинга).