Автор: Суворова Л.В.
№ | Название слайда | Комментарий |
| Титульный | Современная педагогика ориентирует науку и практику на переход от кибернетических (управляемых) к синергетическим (самоорганизующимся) способам развития образования. |
| Проектная деятель-ность | Метод проектов, широко используемый сейчас на всех ступенях образования, способствует развитию предметных, общеучебных, коммуникативных умений и навыков, а также формированию обучающегося, готового к сотрудничеству, обладающего компетенциями самостоятельной конструктивной работы и целенаправленной интеллектуальной деятельности. Меня заинтересовала тема проектной деятельности обучающихся и захотелось проанализировать уровень их самостоятельности при работе над созданием и реализацией проекта. |
| Цель исследо-вания | Исследование длилось два учебных года подряд. В нём принимали участие одни и те же дети в возрасте 11-12 лет в количестве 12 человек. Суть проектов заключалась в организации и проведении новогодних представлений для детей дошкольного возраста в хореографическом коллективе «Веснушки». |
| Самостоя-тельность | Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. |
| Этапы исследова-ния | На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление преобладающего типа мышления обучающихся, уровня способности к самоутверждению школьников и на выявление их отношения к самостоятельной деятельности. |
| Преобла-дающий тип мышления | 12 человек у троих (25%) преобладает логический тип мышления. Человек, обладающий им, оптимист, большую часть своих проблем решает самостоятельно. В работе и житейских делах больше полагается на расчет, чем на интуицию. Ему легче даются виды деятельности, требующие логического мышления (например, математик). Двое обучающихся являются обладателями художественного склада мышления (16,7%). Представители этого типа склонны к некоторому пессимизму, предпочитают полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Их ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению (художник, актер, архитектор, врач, воспитатель). При равном результате (Л=П) следует считать, что человек обладает признаками логического и художественного мышления в равной степени. Перед ним открыто широкое поле деятельности, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Таковых в нашем случае оказалось 7 человек (58,3%) – чуть больше половины. |
| Способ-ность к самоу-твержде-нию | 33,3 % подростков обладают честолюбием, стремятся быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. 58,1% подростков имеют средний уровень способности к самоутверждению. В ситуации выбора обучающийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. 8,3% (1человек) убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит. |
| Отгноше-ние к самостоя-тельной работе | На этом этапе оказалось, что все обучающиеся исследуемой группы положительно относятся к самостоятельной работе |
| Что привлекает в самостоя-тельной работе? | Половину обучающихся в самостоятельной работе привлекает возможность пополнить и углубить свои знания. Четверть обучающихся выделяют возможность проявить самостоятельность. Радует тот факт, что среди ответов не было ни одного из серии «ничего не привлекает». Это значит, что у детей есть интерес к самостоятельной работе |
| Какие виды самостоя-тельной работы в период проектной деятель-ности Вы выполняли с интересом? | На графике чётко прослеживается возрастание интереса обучающихся к планированию деятельности по проекту, поиску информации через источники интернет и дополнительную литературу, подбору музыки, игр, костюмов. А вот интерес к разработке сценария, режиссёрской и репетиционной деятельности снижается. Причиной этому стало то, что в прошлом году дети создавали два проекта для разных групп дошкольников, т.е. половина исследуемых создавала свой проект, который назывался «Происшествие под Новый год», а остальные – свой, который назывался «Новогодняя сказка». В этом учебном году дети делали один общий проект |
| Какая помощь необходи-ма была Вам при выполне-нии самостоя-тельной работы над проектом? | При анализе ответов на вопрос «Какая помощь необходима была Вам при выполнении самостоятельной работы над проектом?» выяснилось, что в этом учебном году обучающиеся уже меньше стремились к помощи педагога. Это объясняется опытом работы над предыдущими проектами. А это значит, что дети стали более самостоятельными в достижении поставленных целей. |
| Оцените по 10 бальной системе свой уровень самостоятельности при создании и реализации проекта: | Диаграммы показывают, что уровень самооценки своей самостоятельности при работе над проектом у обучающихся вырос. |
| Вывод | Делая вывод по данному вопросу можно сказать, что большая часть обучающихся исследуемой группы при повторной работе над проектом более осознанно подходит к самостоятельной деятельности. Дети готовы взять на себя персональные обязательства при создании проекта. Для обучающихся, работающих над социальным проектом, немаловажную роль сыграл тот факт, что они работали в группе. Если проанализировать уровень воспитанности данной группы за этот исследуемый период времени, то можно отметить, что в этом году он более высокий – 4,8 балла при максимальной границе 5 баллов. А признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. |
| Спасибо за внимание! | |