СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как этап современного занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны основные виды рефлексии. Приведены подробные примеры использования приемов рефлексии

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как этап современного занятия»

Рефлексия деятельности



«Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.



«Дерево цели»

Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цели, частично или полностью


«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.



«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.








«Лесенка успеха»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки. 

                                                                                   Комфортно

                                               Уверен в своих силах

                                   Хорошо

                        Плохо

Крайне скверно

Ожидаемый результат предполагает рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Благодаря различным формам приемов наблюдается рост активности каждого учащегося.





























Рефлексия эмоционального состояния


Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рассмотрим некоторые приемы этой группы рефлексии.


Прием «Пятерочка»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.



Образная рефлексия

Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка), нарисовать его. Можно объяснить словами



Прием «Слон»

Учащиеся получают задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются педагогом для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Затем учащимся устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

Необходимо посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

Данные приемы используются для формирования благоприятного микроклимата на занятии, снижение уровня психологических и физиологических проблем у учащихся.



Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.


Тест Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.


«Дерево успеха»

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.


«Светофор»

Учащиеся в начале занятия выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После занятия или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.

Красный – нет (не понравилось, ошибки),

желтый – не совсем (сомнения, трудности),

зеленый – да (понравилось, получилось).



Сигнальные карточки



Зелёной – побольше таких дел,                поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно,

Красной – дело не понравилось,                скучно.






Рефлексия содержания учебного материала


Данный вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (клише),  пословицы,  подбора афоризма, «дерево целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа: «Я не знал… - Теперь я знаю…»), выбор афоризма, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.

Обычно в конце занятия организуется обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:


  • Сегодня на уроке я научился…

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • А особенно мне удалось …

  • Я понял, что …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Для меня стало открытием, что …

  • Мне показалось важным …


«Итог занятия»

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на занятии, в дальнейшей жизни?

  • Что нового вы узнали на занятии?

  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

  • Что я делаю?

  • Зачем я делаю?

  • Как я делаю?

  • Что нового я узнал?

  • Каким способом я это узнал?

  • Чему я научился?






«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).



«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наше занятие, вокруг нее планеты – части занятия или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно увидеть всю картину занятия и сделать соответствующие выводы. «Звездой» может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, педагог на занятии. В качестве «результатов» могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

Как результат использования вышеперечисленных приемов – улучшение развития речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.












Рефлексия как способ обратной связи


Рефлексия как способ обратной связи, т.е. подведения итогов занятия может начинаться словами педагога: «Наше занятие, мероприятие, игра и т.д. подошли к концу, и я хочу сказать…». Для подведения итога занятия можно использовать тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, прием многоточия, открытого финала и др.


Прием «Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.



Прием «Уборка в доме»

Получение обратной связи от учеников от прошедшего занятия, определение каждым учащимся, что было полезным, а что было бесполезным.

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

Листы прикрепляются к стене. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с занятия или семинара, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.


Прием «Комплимент»

Для того чтобы закончить занятие на позитивной ноте и для передачи способов коммуникации, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент»: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант завершения занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Применение таких видов рефлексии приводит к стимулированию речемыслительной деятельности учащихся. Дает возможность нового взгляда учащихся на проблему, формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся.


Прием «Горячий стул»

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на занятии, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.



Эмоционально-художественная рефлексия

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.



Эмоционально-музыкальная рефлексия

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.



Прием «Что ты чувствуешь сейчас?»

Учащиеся 3-4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания педагог может предложить опорный конспект, использование которого также способствует расширению лексического запаса.









Прием «Фразеологизмы»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова.


Прием «Анкетирование»

1. На занятии я работал

2. Своей работой на занятии я

3. Занятие для меня показалось

4. За занятие я

5. Мое настроение

6. Материал заняти мне был



7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным