СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков рассказывает о внедрении ключевых идей Программы 7 модулей на уроке русского языка в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по уроку»

Рефлексивный отчет по 3 уроку

Тема «Отрицательные местоимения» 6 класс


Цель: создать условия для знакомства с новым разрядом местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать понятие об образовании, правописании и изменении отрицательных местоимений

  2. Развивающая: развивать умения критически мыслить, выделять главное, делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры учебного труда, культуры общения в паре, группе, уважения к чужому мнению.

Ключевая идея: использование приемов критического мышления развивает у учеников навыки самообразования и саморефлексии, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует более глубокому осмыслению и пониманию изучаемого материала.

Урок был построен по технологии критического мышления и сопровождался мультимедийный презентацией.

Стадия вызова началась с деления на группы. В отличие от двух первых уроков, где группы были сформированы учителем, на данном занятии ребятам было предложено разделиться в зависимости от выбора фигурки животного. С одной стороны, смена групп и использование игрового момента вызвало положительные эмоции у учащихся, но с другой стороны – выполнение заданий на этапе вызова, связанных с актуализацией изученного материала, прошло недостаточно эффективно, так как выбранные фигурки отвлекали детей, внимание было рассеянно. То есть это говорит о том, что многие учащиеся в данном возрасте не всегда могут контролировать внимание и сопротивляться отвлекающим факторам (эмоциональный аспект саморегуляции развит недостаточно – это необходимо учитывать). Вследствие этого, при использовании приема критического мышления «Верные-неверные утверждения» многие учащиеся допустили ошибки. Для оценки степени понимания изученного материала учащимся было предложено назвать неправильные суждения и объяснить, с чем они не согласны и почему. Поставленные вопросы требовали не только знаний, но и активизировали умения анализа и оценки предложенных суждений, дали учащимся возможность осознать глубину знания и понимания предмета разговора, обобщить и резюмировать свои мысли и, тем самым, привели к правильному пониманию допущенных ошибок. В данном случае очень хорошо сработала техника «20 секунд».

Если стратегия «Верные и неверные утверждения» была направлена на проверку теоретических знаний учащихся, то прием «Грамматическая зарядка» предусматривал использование данных знаний на практике. Учащимся было предложено записать примеры к изученным в течение нескольких уроков разрядам местоимений. Для выполнения задания ребятам были озвучены критерии оценивания: подбор одного примера к каждому разряду – 3 балла, двух примеров – 4 балла, трех и более – 5 баллов. Правильность выполнения задания осуществлялась путем взаимопроверки в группе. Несколько вариантов ответов были зачитаны в классе, при возникновении спорных вопросов путем обсуждения и диалога приходили к правильному ответу. Также в данном задании была заложена «ловушка» (возвратное местоимение – всего одно в русском языке), которую многие учащиеся сразу отметили. Таким образом, на данном этапе урока удалось пронаблюдать, что учащиеся ориентируются в изученном материале, осмысленно относятся к выполнению задания, стараются продемонстрировать свои знания. Использованная диалогическая беседа на этапе вызова позволила ученикам «размышлять, развивать и расширять свое мышление».

На этапе осмысления активность ребят выросла, так как была использована индивидуально-групповая работа. При вводе в тему был проведен лингвистический эксперимент. Перед ребятами были поставлены задачи: 1) сравнить два предложения и объяснить, чем они различаются; 2) определить слова, с помощью которых передается отрицание; 3) попытаться сформулировать определение «отрицательные местоимения». При использовании конструктивистского подхода (опора на собственные знания и наблюдения) и пошагового выполнения задания, ученики успешно вышли на формулировку понятия и заполнили первую колонку таблицы Донны Огл «ЗХУ». Если на предыдущих уроках целеполагание осуществлялось всем классом, то на этом уроке каждый ребенок попытался индивидуально поставить перед собой учебные цели, заполняя вторую колонку таблицы «ЗХУ». Зачитав несколько работ, мы сформулировали общие цели для изучения нового материала.

При изучении нового материала работа в таблице была продолжена, далее шла работа в группе по заполнению матрицы «Цветок лотоса». Учащимся необходимо было критически осмыслить информацию учебника и определить 8 ключевых идей по теме «Отрицательные местоимения». Смоделированная ситуация активизировала поисковую деятельность учащихся, стимулировала их на высказывание своей точки зрения и ее аргументацию. Кроме того групповая работа способствовала тому, что каждый ребенок имел эмоциональную и содержательную поддержку одноклассников, возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, а также проявить свои лидерские качества.

С таблицей «Цветок лотоса» 2 группы справились полностью, потому что лидеры групп – учащиеся А - проявили активность при групповом взаимодействии, продемонстрировав логичность в рассуждениях, высокий уровень навыков анализа и синтеза, и тем самым предупредили появление ошибок. При наблюдении за работой увидела, что в одной группе социальный аспект саморегуляции оказался на низком уровне: каждый ребенок пытался написать в одной из клеток, передавая листок по кругу. Вследствие недостаточного группового взаимодействия, было потеряно время и допущена ошибка в орфографическом материале. Чтобы оценить степень понимания новой темы, каждой группе было предложено представить свои наработки. При презентации работ перед ребятами была поставлена задача «активного прослушивания», и поэтому учащиеся заметили ошибку, допущенную этой группой. Для себя отметила, что необходимо говорить с учащимися о рациональном способе выполнения задания, четкой формулировке идей, которые они предлагают и обсуждают в группе.

Использованные приемы критического мышления на стадии «Осмысления» позволили мне развивать у учащихся те рефлексивные функции, которые составляют основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка), отследить степень теоретического понимания нового материала, задать уточняющие вопросы. На этом же этапе урока зафиксировала для себя, что даже при изменении состава групп, роль лидера выполняли те же ученики, лишь в одной группе произошла замена. Это говорит пока еще о присутствии школьной тревожности у робких и «медленных» детей при публичном выступлении. Поэтому поставила перед собой задачу: на последующих занятиях необходимо развивать лидерские качества у всех учащихся и организовать работу таким образом, чтобы в роли спикера побывали все учащиеся, для этого продумать для них определенные знаки отличия.

Индивидуальная работа с талантливыми и одаренными детьми на этом уроке была построена через применение дифференцированных заданий трех уровней. Оценивание понимания осуществлялось при помощи самопроверки по образцу ответа. В отличие от 1 урока, где задания А, В, С для каждого ученика были определены учителем согласно его способностям, на этом уроке каждый ребенок делал выбор своего задания самостоятельно: средний уровень выбрали 2 ученика, достаточный уровень – 9 ребят, высокий уровень – 10 человек. Прокомментировать данную ситуацию можно двояко. С одной стороны, можно отметить, что данный выбор свидетельствует о достаточно высоком развитии когнитивного и мотивационного аспектов саморегуляции, потому что учащиеся не ищут легких заданий, принимают обоснованное решение, пытаются показать, чему они научились, используя ранее изученный материал и услышанную речь в собственных целях. Но с другой стороны, можно было пронаблюдать, что учащиеся не всегда могут правильно соотнести свои потребности и возможности: некоторые ребята брали задание высокого уровня и не могли выполнить его самостоятельно, требовалась помощь учителя или одноклассников; прослеживалась и другая ситуация, когда учащиеся чувствовали неуверенность в своих силах и выбирали задания более низкого уровня. Считаю, что в данном случае систематическое использование разноуровневых заданий и критериального оценивания позволит адекватно оценивать себя, свои возможности и продвигаться вперед.

Последнее задание – выполнение теста, связанного с правописанием отрицательных местоимений, выполнялось в паре (1 вариант выписывал отрицательные местоимения с НИ, 2 вариант-с НЕ). Оценка степени понимания изученного материала была проведена с помощью взаимопроверки и самопроверки. Сравнивая свою работу с моделью ответов, предложенной учителем, 85% учащихся получили «отлично». Таким образом, прием «Беседа с партнером» помог создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а также менее уверенным в себе ученикам принять участие в обсуждении работы.

На протяжении всего урока учащиеся заполняли «Лист оценивания», в котором были представлены все виды заданий: «Верные и неверные утверждения», «Грамматическая зарядка», «Заполнение таблицы ЗХУ», «Цветок лотоса», дифференцированные задания по изученному материалу, тест «Беседа с партнером». После каждого этапа обучения учащиеся оценивали знания и умения путем самопроверки и взаимопроверки в соответствии с предлагаемыми критериями, общий балл за урок суммировали, выставляли итоговую оценку за урок. Чтобы исключить субъективный подход к оцениванию, применялся метод накопления баллов. Использование данного вида оценивания способствовало обеспечению самоконтроля и анализа своей деятельности.

В конце урока была проведена рефлексия «Цветочная поляна» (виды заданий были представлены в виде цветов, на которые ученики прикрепляли бабочку - «понравилось» и шмеля - «вызвало трудности»). Она позволила отследить не только эмоциональную сторону урока, но и выявить степень осознания содержания изученного материала и деятельности во время урока. Наибольшее количество положительных откликов вызвали групповая работа «Цветок лотоса» и работа в паре по выполнению теста. Это еще раз доказывает, что новые подходы в обучении, групповое и парное взаимодействие, осуществление постоянной обратной связи приводят к глубокому осознанию и прочному запоминанию теоретического материала, умелому использованию его в практической деятельности.

Таким образом, на данном уроке я попыталась через организацию групповой работы при помощи различных приемов создания коллаборативной среды и развития критического мышления реализовать ключевые идеи таких модулей Программы, как «Лидерство и управление», «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями». Применение дифференцированных заданий помогли внедрить идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных». Использование элементов информационно - коммуникационных технологий в качестве средства демонстрации позволило на уроке мотивировать всех учащихся к изучению и познанию темы и частично применить модуль «Информационно-коммуникационные технологии». Различные приемы рефлексии урока учащимися способствовали реализации модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и позволят мне планировать дальнейшие действия по реализации Программы.


Считаю, что цели урока были реализованы. Внедрение ключевых идей 7 модулей позволило добиться следующих результатов: создать атмосферу сотрудничества; активизировать познавательный интерес; повысить мотивацию учения; способствовало развитию коммуникативных навыков; навыков самообразования; помогло осуществить саморефлексию.


При проведении урока возникли следующие проблемы, которые я проанализировала в ходе своего выступления:

  • выбор разноуровневого задания;

  • необъективное оценивание при самопроверке и взаимопроверке;

  • роль лидера – учащиеся группы А;

  • организация группового взаимодействия.


Для решения выявленных проблем предлагаю:

  • использование в системе разноуровневых заданий;

  • развитие навыков оценивания путем определения критериев;

  • развитие лидерских качеств у всех учащихся;

  • совершенствование навыков работы в группе.


Просмотр содержимого презентации
«Алямкина В. Презентация 3»

Алямкина Вероника Александровна

Казахстанско-Российская гимназия г. Усть-Каменогорск, ВКО

Русский язык 6 класс Тема «Отрицательные местоимения»

Цель: создать условия для знакомства с новым разрядом местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.

Ключевая идея: использование приемов критического мышления развивает у учеников навыки самообразования и саморефлексии, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует более глубокому осмыслению и пониманию изучаемого материала

  • способствовать воспитанию культуры учебного труда, культуры общения в паре, группе, уважения к чужому мнению.
  • способствовать воспитанию культуры учебного труда, культуры общения в паре, группе, уважения к чужому мнению.
  • формировать понятие об образовании, правописании и изменении отрицательных местоимений
  • формировать понятие об образовании, правописании и изменении отрицательных местоимений
  • развивать умения критически мыслить, выделять главное, делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему
  • развивать умения критически мыслить, выделять главное, делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему

Развивающая:

Воспитательная:

Образовательная:

Вызов Деление на группы «Мозаика» Грамматическая зарядка ВО Верные и неверные утверждения ОдО ОО ОКМ НП

Вызов

Деление на группы

«Мозаика»

Грамматическая зарядка

ВО

Верные и неверные утверждения

ОдО ОО

ОКМ

НП

Осмысление Дифференцированные задания ЗХУ НП ВО ОКМ ОдО ОО ЛиУ Тест «Беседа  с партнером» Цветок лотоса

Осмысление

Дифференцированные задания

ЗХУ

НП

ВО

ОКМ

ОдО ОО

ЛиУ

Тест «Беседа

с партнером»

Цветок лотоса

Рефлексия Оценочный лист Цветочная поляна Верные –неверные утверждения Грамматическая зарядка Таблица ЗХУ Дифференцированные задания Цветок лотоса Тест «Беседа с партнером» Эмоциональная рефлексия Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия деятельности ОдО ОО ОКМ ВО НП

Рефлексия

Оценочный лист

Цветочная поляна

  • Верные –неверные утверждения
  • Грамматическая зарядка
  • Таблица ЗХУ
  • Дифференцированные задания
  • Цветок лотоса
  • Тест «Беседа с партнером»
  • Эмоциональная рефлексия
  • Рефлексия содержания учебного материала
  • Рефлексия деятельности

ОдО ОО

ОКМ

ВО

НП

  • создание атмосферы сотрудничества; активизация познавательного интереса; повышение мотивации учения; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков самообразования; осуществление саморефлексии.
  • создание атмосферы сотрудничества;
  • активизация познавательного интереса; повышение мотивации учения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие навыков самообразования;
  • осуществление саморефлексии.
  • выбор разноуровневого задания; необъективное оценивание при самопроверке и взаимопроверке; роль лидера – учащиеся группы А; организация группового взаимодействия.
  • выбор разноуровневого задания;
  • необъективное оценивание при самопроверке и взаимопроверке;
  • роль лидера – учащиеся группы А;
  • организация группового взаимодействия.
  • использование в системе разноуровневых заданий; развитие навыков оценивания путем определения критериев; развитие лидерских качеств у всех учащихся; совершенствование навыков работы в группе.
  • использование в системе разноуровневых заданий;
  • развитие навыков оценивания путем определения критериев;
  • развитие лидерских качеств у всех учащихся;
  • совершенствование навыков работы в группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

НП

ЛиУ

ПРОБЛЕМЫ

ОКМ

ВО

ТиО

ПЕРСПЕКТИВЫ

ОдО

ОО

ИКТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!