Родителям
будущих первоклассников:
«Готов ли ваш ребенок
к школе?»
Понятие «готовность ребенка к обучению в школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Важны любознательность и познавательная активность ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи, положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач, навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и т.д.
Психологическая готовность
к обучению в школе состоит из:
интеллектуальной готовности
(развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);
коммуникативной или социальной готовности
(потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать, что не все зависит от желаний);
эмоционально-волевой готовности
(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);
мотивационно-личностной готовности
(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней).
Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения?
Внимание
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Математика
Знать состав чисел первого десятка.
Цифры от 0 до 10.
Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
Арифметические знаки: «+», «-», «=».
Соотносить цифру и число предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
Память
Запоминание 10-12 картинок.
Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
Пересказ текста из 4-5 предложений.
Окружающий мир
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты, явления природы и так далее.
Называть свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес.
Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность).
Мышление
Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», и т. п.
Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
Определять последовательность событий, что было сначала, а что потом.
Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Складывать пазлы без помощи взрослого.
Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
Мелкая моторика
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Выполнять аппликации.
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии.
Правильно переносить простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Речь
Составлять предложение с заданным словом.
Понимать и объяснять смысл пословиц.
Составлять рассказы по картинке и серии картинок.
Выразительно рассказывать стихи.
Определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Отвечать на вопросы и задавать их.
Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение.