СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий родительского собрание с презентацией и раздаточным материалом

Просмотр содержимого документа
«буклет приложение 3»

Как готовить

домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.


Требования к уровню

чтения в 4 классе


- осознанное, правильное, выразительное чтение;

- самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
- самостоятельное нахождение ключевых слов;
- самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулирование основной мысли текста;
- составление простого и сложного плана текста;
- написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.




Интернет

на пользу чтению!


  • wereadbooks.info

  • www.papmambook.ru

  • www.adme.ru

  • www.web-landia.ru

  • www.hrono.ru

  • www.deti-lit.ru

  • www.bibl-140.blogspot.ru

  • www.cofe.ru

















Как обсуждать с ребенком прочитанное

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем?

  • Что нового он узнал?

  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

  • Какие слова и выражения запомнились?

  • Чему научила книга?

  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.


«Как вырастить читающего и мыслящего человека»


Советы родителям





Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. 
В.А. Сухомлинский





Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Обсуждайте прочитанную детскую книгу.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.




Просмотр содержимого документа
«сценарий собрания»

Родительское собрание

«Традиции семейного чтения,

или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»


Цель: осмысление родителями важности и ценности семейного чтения как средства образования и воспитания школьника.

Задачи:

  • познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;

  • активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;

  • вовлечь каждого родителя в решение проблемы семейного чтения и развития.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: значение книг в жизни младшего школьника; как развивать читательский интерес ребёнка; культура чтения школьника.

Подготовительная работа: анкетирование родителей, анализ читательских интересов учащихся, подготовка буклета, аудио и видео интервью, создание презентации.

Участники: родители обучающихся начальной школы, классный руководитель.


Ход собрания

I. Вводный этап.

Вступительное слово ведущего круглого стола (классный руководитель).

- Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый, из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок умел и любил читать. «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад (слайд 2).

Тема нашего собрания «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?» (слайд 1).

Знакомство родителей с целью и задачами собрания.


II. Основной этап.

1. Результаты анкетирования родителей.

- Ещё недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Долгое время существовало мнение о России как о самой читающей стране мира. Во многих семьях создавались домашние библиотеки. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Дети и многие взрослые потеряли интерес к чтению. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Перед собранием была проведено анкетирование (слайд 4), приложение 1.

Получены следующие результаты (слайд 5):

  • 24% опрошенных считают, что их дети не любят читать;

  • время, проведенное за книгой в течении дня, не велико, в основном это выполнение заданий по чтению и окружающему миру;

  • 89% опрошенных всячески поощряют читательские стремления ребенка;

  • только 50% родителей читают книги своему ребенку, многие родители ссылаются на большую занятость и отсутствие свободного времени;

  • все родители 100% считают, что нужно в школе проводить консультации по проблеме детского чтения.

2. Список книг, любимых родителями учеников в детстве.

- Был составлен список книг, которые нравились родителям в младшем школьном возрасте (слайд 6).

  • Александр Пушкин. Сказки.

  • Петр Ершов. «Конек-Горбунок»

  • Русские народные сказки

  • Михаил Зощенко. Истории про Лелю и Миньку

  • Жюль Верн. «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан».

  • Памэла Треверс. «Мэри Поппинс»

  • Алан Александр Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (полная версия, в переводе Бориса Заходера)

  • Николай Носов. «Незнайка и его друзья»

  • Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура»

  • Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» и все остальные книги про Элли и ее друзей

  • Корней Чуковский. Стихи.

Исследование Центра социологии образования показало, что нынешние тинейджеры читают вчетверо меньше, нежели их ровесники в 70- е годы... 42% девятиклассников, опрошенных "Левада - центром", признаются, что "берут в руки книги лишь потому, что этого требуют учителя и родители", каждый пятый заявляет, что "ненавидит читать", а каждый десятый - что "чтение сейчас никому не нужно".

В 2017г. в городе Ярославле состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с общественностью. Детская писательница Анастасия Орлова поделилась с главой государства печальным наблюдением, что современное поколение родителей не читает и не прививает эту привычку детям. Хотя современная литература для ребят очень высокого качества.

«Нужно и родителям прививать этот вкус, - согласился президент РФ Владимир Путин. - Они точно все хотят, чтобы их дети росли грамотными, интересными, поэтому им нужно тут помочь».

«Сегодня конкуренция за человека, за душу, за внимание молодых особенно, очень большая, мне кажется, сумасшедшая. Интернет дает возможность одним кликом добраться куда угодно», - заметил президент.

И проводником по этому морю информации могут быть морально-нравственные принципы, которые вырабатываются в семье на основе чтения.

3. Видео интервью.

- А любят ли читать ваши дети?

Видео интервью.

Ведущий включает запись, где дети отвечают на вопрос «Любите ли вы читать? Какие книги?»

4. Работа в группах. Обмен мнениями.

- Давайте вместе ответим на вопрос «Почему умение хорошо читать – это важно?» (слайд 7). Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ученик достигает, если становится активным читателем.

Выслушиваются ответы участников круглого стола.

- Предлагаю объединиться в небольшие группы и попытаться предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.

Варианты советов:

1.В доме обязательно должна быть библиотека, книги из которой служат источником радости, удовольствия.

2.Поддерживайте интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, удивляться, выслушивать мнение ребёнка о том или ином событии, факте, прочитанном в книге. Но при этом не забывать о том, что чрезмерное вмешательство в процесс детского чтения так же вреден, как и пассивное наблюдение за чтением.

3. Воспитывайте читателя личным примером.

4. Используйте «маленькие хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда, нужно готовить обед!» После чтения следует поблагодарить ребёнка, обсудить с ним прочитанное.

5. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

6. Советуйте прочитать те книги, которые сами читали в детстве.

7. Можно, посмотреть фильм (мультфильм), снятый книге, а потом попросить прочитать данную книгу.

8. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

10. Запаситесь терпением, не упрекайте ребенка за то, что он медленно или невнятно читает, хвалите за маленькие «шажки» вперёд.

5. Интересные факты (слайд 8)

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;

  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;

  • Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

6. Работа с ситуациями (приложение 2)

- На карточках представлены ситуации, попробуем их разобрать.


Ситуация:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила. Кто так читает? Смотри, как надо!” Ребенок втягивает голову в плечи, замыкается. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод: Будем терпеливы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, и читать медленно, тихо. Не всем чтение дается легко. Постараемся не отбить у ребенка желание читать. Похвалите ребенка за правильно прочитанное. Пусть он гордится удачей в преодолении трудностей.


Ситуация:

Немного прочитав, Миша устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, ты еще плохо читаешь!"- требует мать. "Ну, мам,"- умоляет Миша. "Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не хочу, не буду!" – не отступает сын. Как избежать конфликта?

Вывод: Если ребенок читает без удовольствия, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок читает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д. Можно использовать прием переменного чтения: часть текста читает взрослый, продолжает ребенок и т.д.


Ситуация: придя с работы, мать застает ребёнка в слезах. Поговорив с ним, понимает, что он не хочет выполнять домашнее задание по чтению. Ребёнок абсолютно уверен в том, что у него это не получится читать хорошо. Кроме того, его уже давно ждут друзья. Как помочь ребёнку, не сломав его?

Вывод: Составить режим дня, где четко определить время на подготовку домашних заданий и отдых, учить ребенка соблюдать режим, чередовать работу и отдых. Поощрять за хорошее чтение.


7. Тренинг «Приобщение к чтению» в рамках коучинг-технологии.

- Познакомимся с некоторыми упражнениями, которые помогут приобщить вашего ребенка к чтению.

  • Упражнение «Молния». Начинаем читать в комфортном режиме затем переходим на максимально доступную скорость.

  • Упражнение «Сочиняем рассказ или сказку» открываем любой журнал на любой странице и, не глядя, попадаем пальцем в любое слово. Первый рассказчик читает слово и придумывает фразу, в которой будет это слово. Следующий игрок проделывает все тоже самое, но придуманная им фраза должна продолжить рассказ. И так, пока все игроки придумывают по фразе, складывается интересная история.

  • «Литературный аукцион» – ведущий называет фамилию какого-нибудь известного писателя, а играющие по очереди называют произведения, написанные им.

  • «Узнай героя» – участникам игры предлагается по описанию отгадать героев произведения.


III. Заключительный этап.

Рефлексия.

Каждый может высказать свое мнение о собрании, сделать замечания и задать вопросы.

- Свое выступление хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!» (слайд 9).

Нам всем хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому предлагаем вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями!

Буклет «Как вырастить читающего и мыслящего человека» в подарок родителям. (приложение 3).


Решение круглого стола

  1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

  2. Каждой семье организовывать вечера семейного чтения.

  3. Систематически посещать детскую библиотеку.

  4. В конце года провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья», вручить призы победителям.



Список литературы



1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.: Вербум-М, 2001. – 80 с.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: Вако, 2003. – 240 с.

3. Жукова Т., Виноградова Н. Нарушения письма и чтения у школьников. //Начальная школа (приложение к газете “Первое сентября”). 1998. №19.

4. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. СПб., 1997.

5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.

6. Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание школьников. 2002. - №9. С. 15-17.

7. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. – 315 с.

8. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.

9. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.

10. festival.1september.ru › articles/581125/



Приложение 1

Анкета для родителей



1. Любит ли Ваш ребенок читать?



2. Сколько времени он проводит за книгой?



3. Какие книги читает Ваш ребенок?



4. Назовите книги, которые нравились Вам в младшем школьном возрасте.



5. Советуете ли Вы ребёнку книги своего детства и юности?



6. Как Вы поощряете его читательские стремления?



7. Читаете ли Вы книги своему ребенку? Как часто? Если нет, то что Вам мешает?



8.Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанные книги, просмотренные телепередачи?



9. Являетесь ли Вы примером для своего ребёнка в чтении книг?



10. Нужно ли в школе проводить консультации родителей по проблеме детского чтения?





Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила. Кто так читает? Смотри, как надо!” Ребенок втягивает голову в плечи, замыкается. Как вы оцениваете поведение матери?






Немного прочитав, Миша устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, ты еще плохо читаешь!"- требует мать. "Ну, мам,"- умоляет Миша. "Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не хочу, не буду!" – не отступает сын. Как избежать конфликта?







Придя с работы, мать застает ребёнка в слезах. Поговорив с ним, понимает, что он не хочет выполнять домашнее задание по чтению. Ребёнок абсолютно уверен в том, что у него это не получится читать хорошо. Кроме того, его уже давно ждут друзья. Как помочь ребёнку, не сломав его?




Приложение 2



Карточки с ситуациями для обсуждения на родительском собрании.

Просмотр содержимого презентации
«презентация к собранию»

Родительское собрание  «Традиции семейного чтения,  или Как вырастить читающего и мыслящего человека?» Т.В. Кошарская Т.А. Шелудько

Родительское собрание «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»

Т.В. Кошарская

Т.А. Шелудько

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Дани Дидро

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Дани Дидро

Цель : осмысление важности и ценности семейного чтения как средства образования и воспитания школьника.

Цель : осмысление важности и ценности семейного чтения как средства образования и воспитания школьника.

Анкета для родителей   1. Любит ли Ваш ребенок читать? 2. Сколько времени он проводит за книгой? 3. Какие книги читает Ваш ребенок? 4. Назовите книги, которые нравились Вам в младшем школьном возрасте. 5. Советуете ли Вы ребёнку книги своего детства и юности 6. Как Вы поощряете его читательские стремления? 7. Читаете ли Вы книги своему ребенку? Как часто? Если нет, то что Вам мешает? 8.Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанные книги, просмотренные телепередачи? 9. Являетесь ли Вы примером для своего ребёнка в чтении книг? 10. Нужно ли в школе проводить консультации родителей по проблеме  детского чтения?

Анкета для родителей

 

1. Любит ли Ваш ребенок читать?

2. Сколько времени он проводит за книгой?

3. Какие книги читает Ваш ребенок?

4. Назовите книги, которые нравились Вам в младшем школьном возрасте.

5. Советуете ли Вы ребёнку книги своего детства и юности

6. Как Вы поощряете его читательские стремления?

7. Читаете ли Вы книги своему ребенку? Как часто? Если нет, то что Вам мешает?

8.Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанные книги,

просмотренные телепередачи?

9. Являетесь ли Вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

10. Нужно ли в школе проводить консультации родителей по проблеме

детского чтения?

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

  • 24% опрошенных считают, что их дети не любят читать;
  • время, проведенное за книгой в течении дня, не велико;
  • 89% опрошенных поощряют читательские стремления ребенка;
  • только 50% родителей читают книги своему ребенку, многие родители ссылаются на большую занятость и отсутствие свободного времени;
  • все родители 100% считают, что нужно в школе проводить консультации по проблеме детского чтения.
Книги, любимые с детства

Книги, любимые с детства

  • Александр Пушкин. Сказки.
  • Петр Ершов. «Конек-Горбунок»
  • Русские народные сказки
  • Михаил Зощенко. Истории про Лелю и Миньку
  • Жюль Верн. «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан».
  • Памэла Треверс. «Мэри Поппинс»
  • Алан Александр Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (полная версия, в переводе Бориса Заходера)
  • Николай Носов. «Незнайка и его друзья»
  • Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура»
  • Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» и все остальные книги про Элли и ее друзей
  • Корней Чуковский. Стихи.
Почему умение хорошо читать – это важно?

Почему умение хорошо читать – это важно?

Интересные факты

Интересные факты

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
  • Очень быстро читали Ж. Руссо, А. Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А. Горький, Л. Толстой, А. Энштейн, А. Луначарский.
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». В. А. Сухомлинский

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!».

В. А. Сухомлинский

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!