Актуализация | А скажите пожалуйста в какие игры в детстве играли вы? Хорошо Итак, младший школьный возраст (6-10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребёнка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшие психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человек к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (то есть рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека. Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического развития ребёнка. Поэтому у детей этого возраста должны ещё оставаться игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного досуга и совместных игр. Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовало развитию рефлексивной способности, это должна быть: - игра по правилам или с правилами; - коллективная, партнёрская игра, в которой партнёрами могут быть как сверстники, так и взрослые; - в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; - в игре должна ставиться цель - выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра достижения) Уважаемые родители, а может кто-нибудь знает, какие материалы могут быть использованы в играх младшего школьника? Да, вы совершенно правы. Давайте я вас поближе познакомлю с видами игр. Действуем в уме Возможность думать, размышлять в уме, считать «про себя», а не вслух – это компонент рефлексивной способности человека. Для тренировки действий в уме лучше всего использовать специальные игры, среди которых игры-лабиринты и игры с поворотами, они интересны и для детей, и для взрослых. Лабиринты В играх-лабиринтах важно не только найти верный путь, но и «держать в уме» правило выхода из лабиринта. Каждый раз альтернатива выбора следующего входа надо соотносить с правилом. Получается, что глазами "бежать" легко и быстро, но теряется "дорога", а трудно в уме удерживать правило, постоянно при каждом выборе направления возвращаться к нему. Игра с поворотами Игры с поворотами ставят играющего в ситуацию необходимости действовать в уме: мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определенным правилам, планировать свои действия и их последовательность, то есть разрабатывать стратегию решения задачи. Важно при выполнении задания учитывать поворот фигуры или её частей, а также изменения положения в пространстве самого играющего. Наличие образца (исходной картинки) даёт возможность проконтролировать правильность своих действий в уме. Например, на рисунке один предлагается раскрасить кошку по образцу при изменении её расположения в пространстве (лёжа на спине, на животе и т.п.) Партнёрские игры Задача прогнозирования и планирование своих действий в зависимости от действия партнёра по игре ставится ребёнком уже в 6-7 лет. Формируется это умение в игровой деятельности в партнёрских играх. Это все разновидности игр с правилами: настольные, настольно-печатные и подвижные игры (например, домино, лото, шашки, шахматы, конструирование, догонялки, игры-бродилки и т.п.). Игры с картинками В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умения строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служит 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы "nemo", "Алладин", "ледниковый период"), 20 из них - команда положительных героев, остальные 20 - команда отрицательных героев сюжета. Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определённую численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначенное числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них. Играют двое, каждый выбирающий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз. Одновременно оба игрока откладывают и выкладывают на середины верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья картинка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки. После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов в каждом игроком, выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов. Итак, а сейчас я хочу поговорить об играх со словами. Кому-нибудь может знакомы такие игры? Совершено верно. Сейчас я вам расскажу поподробнее об играх со словами. Игра «Колесница слов» Играть могут двое и более игроков. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из 4х букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «Что?»). Второй называет четырёхбуквенное слово, начинающееся с буквы, который заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжает следующий играющий и так далее. Повторять слова нельзя. Тот, кто не сможет придумать нужное слово, проиграл. Игра развивает знание слов, различные букв, память и находчивость. «Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задаётся слово (обычно длинное), например «остановка». За определённое время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачёт идут только те варианты, которые ещё не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово. «Угадай фразу» Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время заданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает балл. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть. Эта игра учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова. Ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать «недосказанное», то вы лучше будете понимать окружающих людей и их поступки. «Каркас» Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, К, Н, Т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву Й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат» …). Побеждает тот, кто придумал последнее слово. - Дорогие родители, сейчас я предлагаю вам сыграть в игру на запоминание слов. Я вам прочитаю слова, а ваша задача написать на листах все то, что вы запомнили. Слова я читаю 1 раз. Итак, апельсин, слон, магнитофон, настоящая игра, компьютер, арбуз, фиалка, радио, жираф, урок. Написали? - Давайте же проверим кто сколько слов написал. - Такие игры полезно проводить, т.к. у ребенка лучше развивается память. | Резиночку, казаки разбойники, салки и т.д. - Речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры. - Да и нет не говорите, Черное и белое не надевайте, Вы поедете на бал? - Наверное - А на чем вы поедете? - На карете - А с кем пойдете? - Со своим любимым - Наверное на вас будет очень красивое платье? - Да ОЙ!!! Да |