Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать внимательным"
Цели собрания:
1. Познакомить родителей с понятиями «внимание» и «внимательность», с уровнем развития внимания младших школьников.
2. Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.
3. Изучить в ходе собрания приемы, упражнения и игры по развитию внимания.
Анкета для родителей:
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
2. Можете ли вы назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Давайте в начале собрания проведем анкетирование. (Ответы родителей. Подведение итогов опроса)
Как вы поняли, тема нашего собрания -"Как помочь ребенку стать внимательным". Продолжите фразу «внимательный ребенок - это...» (Ответы родителей)
Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированное у них способности быть внимательным.
Внимание! Но что это такое - внимание?
Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.
Виды внимания
Непроизвольное: познавательная потребность, новизна.
Произвольное: цель деятельности, ориентация на конечный результат.
В ряду свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная черта, именуемая внимательностью.
Внимательность - сложное образование, определяемое направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимателен в повседневной жизни, в быту, в работе. Внимательность младшего школьника определяет весь стиль учебной деятельности учащегося.
Внимание - это динамическая сторона протекания познавательных процессов.
Традиционно выделяются следующие свойства внимания - концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.
Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.
Устойчивость проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Плохо концентрируемое, неустойчивое внимание проявляется в рассеянности.
Объем определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен (не более 3-4 предметов у детей).
Распределение предполагает наличие в процессе работы не одного, а по крайней мере двух фокусов сосредоточения, существующих одновременно.
Переключение характеризует способность человека сознательно и намеренно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой.
Если внимание устойчиво, хорошо концентрируется, распределяется, переключается и имеет большой объем, мы говорим, что свойства внимания хорошо развиты.
В младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, прямо определяющих успешность обучения.
Таким образом, у внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение - от устойчивости внимания.
Пути развития внимания:
1. Систематическая тренировка свойств внимания.
2. Познавательная мотивация.
3. Организованность внимания.
4. Заинтересованность школьника в учении.
5. Формирование волевых привычек.
Для развития внимательности как устойчивой характерологической особенности школьника наиболее важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю.
Первая гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, которые учащиеся получают в школе и дома.
Вторая позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.
Активная жизненная позиция учащегося, стремление к самосовершенствованию, к максимальному расширению своих возможностей выступают в качестве фактора, определяющего и формирование внимания.
Классный руководитель сообщает о том, что взрослые часто говорят детям: «Сосредоточься!», «Соберись!», «Не отвлекайся!», «Смотри внимательно!», «Ты совсем невнимательный!» Дети выполняли бы это с удовольствием, но что именно надо для этого сделать? На какую такую кнопку нажать, чтобы невнимательность - раз! - и превратилась во внимательность?
Нет такой кнопки. Но зато есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.
Найди отличия
Эффективное упражнение направлено на развитие способности к переключению, увеличивает объем внимания.
Сравнивая два изображения, ребенок должен найти отличия между ними. Если он никак не может найти все, обсудите вместе способ поиска мелких деталей. Часто дети ищут отличия, перемещая взгляд по картинкам хаотично, бессистемно. Подведите малыша к идее целенаправленного поиска, например, посоветуйте просматривать все элементы картинки по очереди, допустим, слева направо.
Перепутанные линии
Это упражнение направлено на развитие концентрации внимания. Задание чрезвычайно простое: необходимо найти, где какая линия начинается и заканчивается. Но если линий много, то взгляд ребенка может соскользнуть с той линии, за которой он следил, на близлежащую.
Ниже дается шкала сложности в порядке упрощения заданий.
1. Ребенок следит за линией только глазами.
2. Ребенок следит за линией, ведя по ней палочкой или пальцем.
3. Ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).
Корректор
Развитие устойчивости внимания.
Игра «Корректор» является самым эффективным упражнением для помощи детям с ярко выраженными проблемами в области внимания. Обращаться к этому упражнению рекомендуется регулярно.
Цель задания - вычеркнуть буквы или значки в соответствии с образцом. Обе составляющие упражнения - выполнение и контроль - одинаково важны для развития внимания. Поэтому, если вы сами будете выполнять задание, а ребенок лишь проверять вас, это тоже даст прекрасный эффект. Если при проверке ребенок пропустит ошибку, не указывайте ему на нее прямо, а предложите малышу вернуться чуть-чуть назад и еще раз просмотреть значки и буквы.
Выполнению задания следует поначалу посвящать одну минуту, лишь постепенно увеличивая время занятий до трех-четырех минут. Время же проверки не ограничено.
А теперь проверь, все ли ты правильно сделал. Напиши, сколько значков просмотрено, сколько значков зачеркнуто правильно
Числовые цепочки
Развитие внимания и памяти.
Посмотри, какая интересная цепочка здесь нарисована. Давай попробуем ее заполнить.
Правило будет такое:
если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2,
если в квадрат, то увеличивается на 1,
если в кружок, то уменьшается на 4.
Таким образом, существует несколько способов развития внимания у младших школьников.
Решение собрания:
1. Помочь детям стать внимательными.
2. Использовать необходимые книги для развития внимания.
3. Играть вместе с детьми в игры, развивающие внимание.
4. Учить детей быть наблюдательными.
5. Играть в шашки и шахматы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Найди отличия
Найди все пять отличий между этими картинками. Чтобы не сбиться, ставь, найдя очередное отличие, под картинками галочку. Теперь раскрась картинки - обе одинаково или каждую по-своему.
Перепутанные линии
Помоги Красной Шапочке выбрать тропинку, по которой она не попадет к волку. Тропинку выдели красным карандашом.
Корректор
Просмотри внимательно на все строчки, буква за буквой. Зачеркни букву «а», обведи в кружок букву «у». Время выполнения этого задания - одна минута.
проасивчакутвьпураосмувпенкраутвжюыбчьстапуарувтамосаровлынарвпсичруол
лунэщпуздаолмутсьапвурсовтегпрмивоаудвбсьмтоуплафуыдлаовэрситчакуцоырв
А теперь проверь, все ли ты правильно сделал. Напиши, сколько значков просмотрено, сколько значков зачеркнуто правильно._______________________________________________________________
Числовые цепочки
Посмотри, какая интересная цепочка здесь нарисована. Попробуй ее заполнить.
Правило будет такое:
если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2,
если в квадрат, то увеличивается на 1,
если в кружок, то уменьшается на 4.
А в следующих двух цепочках правило будет другое:
если число попадает в квадрат, то оно уменьшается на 2,
если в треугольник, то увеличивается на 1,
а если следующая фигура такая же, как и предыдущая, то число остается неизменным, таким же, каким и было.
Таблица цифр
Найди и назови по порядку цифры от 1 до 25.