Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014»
Родительское собрание в 4 классе.
Тема: Развитие творческих способностей учащихся в семье и школе.
Цель: выявить представления родителей о способностях детей и показать родителям как развивать способности .
Задачи:
- познакомить с понятиями «способности», «творческие способности»;
- рассказать родителям о творчестве учащихся класса;
- показать, как нужно развивать творческие способности у ребенка;
- учить выявлять и развивать творческие способности у детей.
Оборудование: мультимидийная установка, презентация к собранию, поделки родителей, учащихся, раздаточный материал: разноцветные карточки, фломастеры, корзина – желаний, корзина – пожеланий; памятки с играми, тест.
Ход собрания.
Родители при входе в класс выбирают цветную карточку и занимают место за соответствующем по цвету столом. (методика « Цветная»)
1.Учитель. Добрый день. Ребенок, который испытал радость творчества
даже в самой минимальной степени, становится совсем другим человеком. Создайте ему ситуацию успеха, вовремя протяните руку помощи, чтоб потом он мог сказать слова благодарности. Хочу поведать вам одну притчу.
Гуляла в лесу семья и сбилась с дороги. Видят - киоск на поляне. На нем надпись: « Нас есть все» Купили они папе пилу для камней, маме платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочку куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил.
«Опять не понадобились шлем для творчества, самолет для полетов во сне и наяву, машина времени». Опять придется только пыль с них вытирать.
Очень часто мы не замечаем самые интересные факты, вещи. Они кажутся нам обыденными. Но стоит посмотреть на них через определенную призму, и они откроются нам совсем в другом измерении.
Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно.
Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьников.
Без развитого воображения нет мыслительной деятельности. Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память, некоторые операции мышления.
Как только человек начинает осознавать себя, он выделяет себя как личность из окружающего мира, и тут у него возникают вопросы: «Кто я?», «На что я способен?»
А что такое способности? (Предполагаемые ответы родителей?)
Совершенно верно, это свойства личности, которая обеспечивает человеку успешное выполнение какой- либо деятельности. В педагогике существует несколько версий происхождение и развитие способностей: способности даны человеку от природы; способности- это результат обучения. Считается, что каждый здоровый ребенок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» способность трактуется как индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся
условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.
Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности. Мы поддерживаем их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой – либо одной, а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание, дающее один и тот -же результат.
2. Творчество в семье.
Обратите внимание на нашу выставку. Вы видите творческие работы родителей нашего класса. Это и куклы, и картины вышитые крестиком, бисером; оригами. А это уже фотографии: на них можно увидеть, чем папы занимаются в свободное время. На одной видим резьбу по дереву, на другой - фотографии природы.( Приложение1.)
3. Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Вспомните, пожалуйста, чем вы любили заниматься в детстве?
Предполагаемые ответы родителей.
Не случайно мы сегодня разбились на группы. Давайте сейчас вернемся на несколько лет назад. Попробуем стать теми мальчиками и девочками. Каждой группе даю карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание, обсудите его в группе и выполните.
Первой группе: игра « Изобретатель».
Второй группе : игра «Рифмоплет».
Третьей группе: игра «Музыка». (Приложение 2.)
Предполагаемый результат родителей.
Учитель. Подскажите, а трудно вам было сейчас работать? А интересно? Нужны ли для этого способности? ( Предполагаемы ответы родителей).
Какие творческие собрались родители. Как активно они вжились в эти игры, быстро справились с заданиями. Результат не заставил себя долго ждать.
- Уважаемые родители. А сейчас я хочу предложить вам тест, чтобы вы могли проверить свои способности индивидуально. Приложение 4.
Я думаю в той или иной степени вы согласны со своим творческим потенциалом.
4. У таких творческих родителей и творческие дети! Я хочу пригласить вас посмотреть творческую мастерскую своих детей. Приложение 1
Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Я для каждого присутствующего приготовила памятки игр. Но прежде, чем раздать я хочу предложить вам одну из них:
« Предложите своему ребенку объяснить на что похожи:
- облака;
- солнце;
- яблоко;
- кривая линия;
- окно;
-треугольник».
Предполагаемы ответы родителей. Учитель раздает памятку с играми. ( Приложение3).
Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается, и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе к учебной. Я раздала вам памятки с играми, чтоб вы смогли дома поиграть со своими детьми.
5. «Корзина – желаний»
Каждый ребенок уникальный. Кто-то очень хорошо лепит, другой рисует, третий – строит корабли и дома из спичек. Как вы знаете, у нас в классе есть традиция: «корзина – желаний». На этот раз ваши дети написали желания, чему бы они хотели научиться. Я вам зачитаю несколько примеров:
Очень хочется научиться рисовать воду;
Хочу попросить у мамы купить настоящие камни, чтобы сделать деревце;
Хочу выступать на конкурсе «РЭПКА-2013» и занять первое место;
Хочу принять участие в конкурсе рисунков;
Хочу новую большую пачку пластилина. И так далее.
Вы внимательно прослушали желания своих детей, постарайтесь помочь им в исполнении своих желаний.
6. «Корзина – пожеланий»
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Вот и заканчивается наше с вами собрание. Вы сегодня узнали, больше о своих детях, их сокровенные мечты. А теперь я хочу предложить вам: для вас я приготовила «корзину пожеланий». На столах заготовлены листочки, пожалуйста, напишите пожелания своим детям.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Литература:
Лысогорская М.В. «Азбука воспитания». – Саратов: Изд-во Научная книга, 2005. стр. 30
Г.А. Коноплева, Развитие творческих способностей у ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/612190/
Приложение 1.
Фотографии совместное творчество учащихся и родителей.
Фотографии работ учащихся.
Фотографии творчества родителей.
Приложение 2.
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
Приложение 3.
Упражнения для развития воображения учащихся дома.
Упражнение.
Начинайте с ребенком читать какой-нибудь рассказ и прервите его чтение спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнить свой рассказ с прочитанным.
Упражнение.
Назовите ребенку пару слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Затем называется еще одно слово, к которому нужно подобрать другое слово, находящееся в том же отношении к заданному слову, что и первые слова. Например: Ухо- слышать, зубы - ?, чай-сахар, суп - ?
Упражнение.
Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например: жук - стул, рыба – пожар, кит - сигарета, мухомор - диван.
Упражнение.
Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать и дать ему название.
Приложение 4.
Тест "Ваш творческий потенциал"
Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
20
Левина Анна Николаевна