Родительское собрание "Почему ребенок не любит читать?"
«Книги-корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бэкон
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Ход собрания
Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
Подведение итогов 2 четверти, 1 полугодия.
Организационные вопросы.
ТБ на новогодних каникулах
Подведение итогов родительского собрания.
Введение в тему: Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей.
Исследователи отмечают:
дети читают только по школьной программе
по мере взросления интерес к чтению ослабевает
круг детского чтения смыкается на детективах, комиксах, триллерах
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. И потому тревога весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. О том, почему дети не любят читать и как развить у ребёнка читательский интерес мы сегодня и поговорим.
Тема нашего родительского собрания: «Почему ребёнок не любит читать?»
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
Ознакомить родителей с динамикой техники чтения;
Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
1.Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:
Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.
Есть общие причины нежелания детей читать:
У ребёнка не достаточно развит навык чтения
Нет домашней библиотеки
Не развита культура чтения, не умеет правильно подбирать литературу для чтения
Родители дома не читают, нет примера для подражания
У ребёнка сформировалось негативное отношение к чтению (эффект принуждения)
Техника чтения. На этой неделе была проверка техники чтения в нашем классе и вот какие результаты я получила: (диаграмма с результатами техники чтения)
Навык чтения состоит из нескольких параметров:
- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.
В нашем классе дети читают в основном по слогам, но есть некоторые дети которые читают целывми словами. А также группа детей,использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.
- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).
В 3 классе норма 40-50 слов (для 1 полугодия).В норму укладываются 5человек, ниже нормы – 12 человек, остальные не укладываются в норму, читают менее 28 слов.
- Правильность, беглость чтения. Без ошибок в нашем классе читают 5 детей, остальные допускали ошибки при чтении: в ударении, в окончании слов, пропуск букв, замена букв. Самая главная ошибка при чтении: дети читают так как написано в книге, не различая звуки и буквы, читают на «о».
- Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 13 человек, у 3 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 1 на низком.
2. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?
Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось: поправлять его надо, пока оно ещё целое.
1.Наличие собственной библиотеки или просто полочки для книг.
Возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.
Приучайте ребёнка бережно относится к книгам.(не перегибать, иметь закладки, организация книжкиной мастерской, не пишите в книгах, не вырывайте страницы)Как к книгам относитесь вы, так и будут дети к ним относиться.
Научите ребёнка пользоваться библиотекой.
Дарите ребёнку книги. Совершайте совместные праздничные выходы в книжный магазин и вместе выбирайте новую книжку, советуйтесь с ребёнком .
2.Книга должна ассоциироваться у ребёнка только с удовольствием, радостью
Не форсируйте события –усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек.
3.Трудная книга выводит из терпения и злит.
Предлагайте ребёнку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребёнку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: ужастиками, детективами, романтическими историями. Ими он и сам заинтересуется, а вот Толстого и Чехова читать точно не захочет.
Что ребёнок должен уметь во 2классе и что не должен забывать дома
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
---находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Наши задачи:
учить ребенка продумывать в ходе чтения смысл каждого слова;
учить задавать вопросы и находить ответы на них в тексте;
учить поразмышлять и сопереживать;
учить элементарному анализу прочитанного;
научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.
Чтобы решить задачи важно сформировать у учащихся тип правильной читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиться высоких результатов обучения.
Итак, этапов работы с текстом будет три:
1. до начала чтения
2. в процессе чтения
3. после чтения.
КРАТКО ПОЗНАКОМИМСЯ С КАЖДЫМ
Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».
I. Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом.
Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующими главами текста.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом.
2. Рассказ учителя о писателе
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора
4. Выполнение творческих заданий.
Главный итог чтения должен состоять в том, чтобы рождался у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждалась жажда собственных литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ. ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ выжать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.
Вывод: мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст.
Ни телевизор, ни компьютер не могут заменить чтение. Так как оно было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребёнка читать, сколько развить в нём любовь и интерес к чтению.
4.Подведение итогов 2 четверти, 1 полугодия.
1.Сводная ведомость оценок за 2 четверть, на каждого ученика (раздать родителям)
2.Показ тетрадей для к/р, списывания.
3.Анализ почерка уч-ся
4.Тетради (переходи на широкую линию), ведение тетради, обложки (сказать что я сама куплю все тетради+чтобы родители принесли 10 тетрадей по математике и по русскому в школу)
5.Организационные вопросы. Выступление председателя род.комитета
Правила ПДД, ТБ на новогодние каникулы
6.Подведение итогов родительского собрания.
Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.
Возможное решение родительского собрания.
Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.