ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ №70 г.Краснодара
Карепановой Виктории Юрьевны
Материал к родительскому собранию
в начальной школе
«Ваш воскресный день с ребенком»

Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. От этого зависят их дальнейшие успехи в обучении.
Как правило, мы сталкиваемся с проявлением полярных отношений родителей к детям с задержкой в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят, как на несчастного. Вся жизнь семьи подчинена этому ребенку: его лелеют, за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Ребенок привыкает к полной бездеятельности. Окруженный подобной опекой, он не владеет элементарными навыками самообслуживания, не испытывает потребности и не понимает необходимости трудиться вместе с семьей, с классом. Неуверенность в своих силах, полная безынициативность, отсутствие необходимых умений – вот к чему приводит всеохватывающая семейная забота.
Не менее вредной для становления личности ребенка оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей непомерно завышаются, к ним предъявляются требования, без учета их психофизического состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и срывы в поведении. Сформированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать (вплоть до возникновения агрессивных проявлений), теряет веру в свои силы.
Иногда сталкиваешься с таким отношением семьи к ребенку, когда родители считают, что из него «все – равно ничего не выйдет» и не уделяют ему элементарного внимания. Опыт работы показывает, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено, если выработать единую линию работы учителя с детьми и семьей.
Помощь родителей должна быть разумной и иметь коррекционную направленность. Необходимо единство в использовании мер воспитательного воздействия. Но для оказания полноценной помощи ребенку, родителям необходимо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития детей с ЗПР, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности.
Предложу вам примерный режим дня общения с ребенком в семье.
Воскресенье! Вы встаете вместе с ребенком и начинаете день с зарядки. (Возможно, вашему ребенку нужны специальные упражнения. Проконсультируйтесь заранее с врачом и учителем физической культуры). Это могут быть прыжки попеременно на каждой ноге, сгибание и разгибание пальцев и т.д. Благодаря такой гимнастике, у ребенка развивается ловкость, координированность движений, он начинает быстрее ориентироваться в частях тела, направлениях. Затем проследите, чтобы он умылся и оделся к завтраку.
Пока Вы хлопочите у плиты, попросите ребенка накрыть на стол. Если он сам затрудняется, перечислите все необходимые действия. Не забудьте упомянуть, что вилка должна лежать слева от тарелки, а нож – справа. Тем самым, Вы еще раз отработаете левую – правую стороны. Во время еды неназойливо поговаривайте о посуде (чайной, столовой), овощах, фруктах, молочных, мясных продуктах и т.п.
Закончив завтрак, вместе уберите со стола. Затем, пока Вы будете мыть посуду, попросите ребенка подмести пол и протереть посуду, пыль на мебели. Прежде, чем отправиться на прогулку, Вам необходимо приготовить обед. Не пренебрегайте помощью ребенка. Доверьте ему нарезать овощи для супа или прокрутить в мясорубке мясо для котлет. Эти, не требующие от Вас специальных усилий, занятия очень полезны ребенку (и сточки зрения не только приобретения бытовых навыков, но и столь необходимого вам обоим общения).
Выходите на совместную прогулку. Конечно, пусть Ваш ребенок на улице отдается своим любимым занятиям: качели, велосипед, снежки и т.д., но когда он подбегает к Вам, чтобы рассказать, что он сейчас делал, поделиться своим эмоциональным состоянием, выслушайте его и ответьте на все вопросы. Если вы в лесу, парке, сквере, то обратите внимание ребенка на окружающую природу. Учите детей сравнивать, обобщать. Вспомните вместе, какие животные живут в лесу, а какие называются домашними. Для развития глазомера попробуйте определить расстояние до березы, сосны и т.д.
Дети очень любят игры типа «Сладкое дерево». Ребенок закрывает глаза, Вы вешаете на одно из деревьев конфетку, а затем предлагаете ему найти то дерево по Вашим указаниям: сделай два шага вперед, поверни направо, пройди пять шагов вперед и др. Вернувшись с прогулки, начинайте рассказывать о проведенном времени членам семьи. И Ваш ребенок непременно подхватит заданную Вами тему, а Вы неназойливо поможете ему.
Наступило время обеда. Пока Вы разогреваете обед, пусть ребенок накроет на стол. Затем, поев и убрав со стола, после непродолжительного отдыха можно позаниматься. Заинтересуйте его предстоящей работой. Очень хороши для всестороннего развития всех психических процессов занятия с картинками. Пусть ребенок опишет, что на ней нарисовано. Учите его последовательному рассмотрению, с выделением главных частей картинки. Подытожьте, что изображено, пусть озаглавит, уточните время года, как он определил. Попросите ребенка вспомнить и прочитать наизусть стихотворение, относящееся к картинке, загадке. Если Вы чувствуете, что сын (дочь) устал и начал отвлекаться, переключите на другие занятия (упражнения, игры на внимание, слушание музыки и т.д.).
Это лишь небольшая часть одного выходного дня, проведенного Вами вместе с ребенком. А как много можно дать ему, если регулярно продумывать предстоящие занятия!