Введение.
Английский является официальным языком для 56 стран мира. Разве это не повод его выучить? (English is an official language for 56 countries in the world. Isn't it a reason to learn it?)
Основной целью дисциплины «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладения студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях. В процессе изучения дисциплины решаются ряд задач, среди которых:
- формирование социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной адаптации выпускников на рынке труда;
- развитие у студентов умения самостоятельно приобретать знания для осуществления бытовой и профессиональной коммуникации на иностранном языке – повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию, к работе с мультимедийными программами, электронными словарями, иноязычными ресурсами сети Интернет;
- развитие когнитивных и исследовательских умений, расширение кругозора и повышение информационной культуры студентов;
- формирование представления об основах межкультурной коммуникации, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов и т.д.
Современный британский язык неоднороден и далек от классического английского, существовавшего 3 века назад. Внутри британского варианта выделяются три языковых типа:
- консервативный английский (conservative - язык королевской семьи и парламента);
- принятый стандарт (received pronunciation, RP - язык СМИ, его еще называют BBC English);
- продвинутый английский (advanced - язык молодежи) – это самый подвижный и активно вбирающий в себя элементы других языков и культур.
Варианты английского языка
Австралийский вариант английского языка, Американский вариант английского языка, Бермудский вариант английского языка, Британский вариант английского языка, Британское нормативное произношение, Канадский вариант английского языка, Консервативное британское нормативное произношение,Лондонский мультикультурный английский, Маммерсет, Мокни, Намибийский вариант английского языка, Новозеландский вариант английского языка, Пакистанский вариант английского языка, Сингапурский вариант английского языка, Шотландский вариант английского языка, Эстуарный английский, Ямайский вариант английского языка.
Роль английского языка при освоении профессий и специальностей СПО.
Обучение иностранному языку при освоении профессий и специальностей СПО направлено на: развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности студентов, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах; обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей; развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать профессиональную и иную информацию, представляющую интерес для студентов; ознакомление с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком; развитие умений представлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессе иноязычного культурного общения; использование иностранного языка в профессионально-ориентированном образовании.
Английский язык становится все более востребован в самых разнообразных направлениях человеческой деятельности. Это один из самых популярных языков мира. Во многих странах он принят в качестве второго государственного языка. Язык международной торговли, политики, Интернета и туризма.
ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ
РАЗДЕЛ 1. «MAN IS THE SEEKER OF HAPPINESS»
Тема 1.1. Знакомство
Topic 1. Read and translate the dialogues.
«Let’s get acquainted».
1.– Hello! Let’s get acquainted. My name is Nina. And yours?
– My name is Carol.
– Nice to meet you.
– Me too.
2.– Tim, let me introduce you, this is my friend. His name is Igor.
– Nice to meet you. My name is Tim.
– Nice to meet you too.
4.– Slava, is this your friend?
– Yes, it’s my friend.
– And what is his name?
– His name is Misha. And is this your friend?
– Yes, this is my friend. Her name is Olya.
5.– Good afternoon! My name is Alexey.
– Nice to meet you. Alexey, what is your last name?
– My last name is Romanov.
– And your patronymic?
– My patronymic is Petrovich. I am Alexey Petrovich Romanov.
6.– Hello! I am your teacher. My name is Patrick Brown. And what is your name?
– My name is Marina. My last name is Skvortsova.
– My name is Sergey. My last name is Kolesov.
– Nice to meet you, Marina and Sergey.
7.– Who is that?
– That’s our teacher.
– What’s his name?
– His name is Igor Sergeevich.
– What’s his last name?
– His last name is Petrov.
Vocabulary.
My name is… | Меня зовут… |
What is your last name/surname? | Как ваша (твоя) фамилия? |
What is your patronymic? | Как ваше (твоё) отчество? |
What is your name? | Как вас (тебя) зовут? |
Let’s get acquainted. | Давайте (давай) познакомимся! |
Let me introduce you… | Познакомьтесь (познакомься)… |
Meet Steve. | Познакомьтесь, это Стив. |
Nice to meet you. | Приятно познакомиться. |
How old are you? | Сколько тебе лет? |
What is your birthday? | Когда у тебя день рождения? |
What is your address? | Какой у тебя адрес? |
Who is that? | Кто это? |
Where are you from? | Откуда ты? |
What is your phone-number? | Какой у тебя номер телефона? |
What are you? | Кто ты (по роду занятия)? |
What year student are you? | На каком ты курсе? |
What is your favourite subject? | Какой твой любимый предмет? |
What is your character? | Какой ты по характеру? |
What is your hobby? | Какое у тебя хобби? |
What is your favourite book (singer, actor, food, etc.) | Какая у тебя любимая книга (певец, актер, еда и т.д.) |
What are your plans for the future? | Какие у тебя планы на будущее? |
Task 1 Соедините правильно части фраз.
My name is……………………………friends.
My last name is………………………..Bob.
Let me introduce you…………………My name is Anton.
Let’s get acquainted…………………..Foster.
This is our……………………………..this is my colleague.
These are my………………………….teacher.
Task 2 Закончите предложения.
His name is______________ . Her last name is ______________ . This is our colleague_______________ . My patronymic is _______________ . Let me introduce you, this is________________ . Let’s get acquainted________________ .
Task 3 Make up similar dialogues (Составьте аналогичные диалоги):
a) ask one another your first and last name (спросите друг у друга имя и фамилию);
b) introduce your friends to your teacher (представьте ваших друзей вашему преподавателю);
c) introduce a new colleague to your co-workers (представьте нового коллегу вашим сотрудникам);
d) introduce yourself to your new colleagues (представьтесь своим новым коллегам).
GRAMMER. The Pronouns/Местоимения
Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, и другие) указывают на признак по принадлежности определенному лицу и отвечают на вопрос чей? Абсолютная форма притяжательного местоимения в английском языке употребляются без существительного и выполняют в предложении функцию подлежащего, дополнения или именной части сказуемого.
В английском языке форма притяжательного местоимения зависит от того, имеет ли оно определяемое слово: My name is Bill. – And mine is Pete.
Меня зовут Билл. – А меня – Пит.
Объектные местоимения – это личные местоимения в косвенном падеже и отвечают на вопросы кому? кого? кем? о ком?; используются в предложении как дополнение и никогда не стоят в предложении на первом месте. Например: Lusy loves him very much. - Люси очень любит его.
Личные местоимения | Притяжательные местоимения | Возвратно-усилительные местоимения |
Именительный падеж (кто?) | Объектный падеж (кому? кого?) | Основная форма (чей?) | Абсолютная форма (без определяемого слова) |
I я you ты he он she она it он,она,оно we мы you вы they они | me мне,меня you тебе,тебя him его,ему her её, ей it его,её,ему us нам,нас you вам,вас the их,им | my мой,моя your твой his его her её its его,её our наш your ваш their их | mine yours his hers its ours yours theirs | myself yourself himself herself itself ourselves yourselves themselves |
Ex.1 Bыберите из подчёркнутых слов правильные притяжат. местоимения.
1.Is this yours / your daughter? 2. It's theirs / their problem, not our/ours. 3. It's a good idea of your / yours to go to the bar tonight. 4. Are these her / hers shoes? 5. We're going swimming with some friends of our/ours. 6. Is it yours / your article about spiders? -No, it's not my / mine. 7. We know their / theirs address but they don't know our / ours. 8. That's not my / mine wallet. Mine / my is black. 9. His cottage is bigger than her / hers but her / hers is nicer. 10. My / mine parents live in Vitebsk region, and your / yours?
Ex.2 Complete the sentences. Use the words his their her
1.This is my mum. _________ name's Jess. 2. These are my sisters. ________ names are Mary and Dina. 3. These are my parents. _________ names are Tanya and Bob. 4. This is my cousin. _________ name's Helen. 5. This is my cousin. ______ name's Fred. 6. These are my sisters. _______ names are Tina and Nina. 7. This is my aunt. _______ name's Pam.
Ex.3 Fill in the blanks with the appropriate possessive pronouns.
1. Jill and Jack write articles for ______ school newspaper. 2. Bob nodded at ____ wife as if he wanted to say «You see?» 3. Do you think they are losing ____ popularity? 4. From ____ place I could watch the people eating ____ lunch. 5. I like____ new car. I bought it yesterday. 6. He took off ______ jacket and loosened ____ tie. 7. My mum usually came to ____ office at 4 o'clock. 8. They’ve got two children but I don’t remember ____names. 9. We are going to invite all ____ friends to the party. 10. We’re staying at a very nice hotel. ____ room is very comfortable.
GRAMMER. The Numerals/ Числительные: количественные и порядковые числительные. Дроби. Обозначения годов, дат, времени, периодов.
В английском языке, как и в русском, есть два вида числительных, порядковые (ordinal) и количественные (cardinal). Порядковые числительные обозначают порядок предметов и отвечают на вопрос который (which)? Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько (how many)?
число | количественные числительные | порядковые числительные |
0 | zero | Ноль | | |
1 | one | Один | The first | Первый |
2 | two | Два | The second | Второй |
3 | three | Три | The third | Третий |
4 | four | Четыре и т.д. | The fourth | Четвертый и т.д. |
5 | five | | The fifth | |
6 | six | | The sixth | |
7 | seven | | The seventh | |
8 | eight | | The eighth | |
9 | nine | | The ninth | |
10 | ten | | The tenth | |
11 | eleven | Одиннадцать | The eleventh | Одиннадцатый |
12 | twelve | двенадцать | The twelfth | Двенадцатый |
13 | thirteen | Тринадцать,т.д. | The thirteenth | Тринадцатый, тд |
14 | fourteen | | The fourteenth | |
15 | fifteen | | The fifteenth | |
16 | sixteen | | The sixteenth | |
17 | seventeen | | The seventeenth | |
18 | eighteen | | The eighteenth | |
19 | nineteen | | The nineteenth | |
20 | twenty | Двадцать | The twentieth | Двадцатый |
21 | Twenty-one | Двадцать один | The twenty-first | Двадцать первый |
22 | Twenty-two | Двадцать два | The twenty-second | Двадцать второй |
23 | Twenty-three | | The twenty-third | |
24 | Twenty-four | | The twenty-fourth | |
25 | Twenty-five | | The twenty-fifth | |
30 | thirty | Тридцать | The thirtieth | Тридцатый |
40 | forty | Сорок | The fortieth | Сороковой |
50 | fifty | Пятьдесят и т.д. | The fiftieth | Пятидесятый, тд |
60 | sixty | | The sixtieth | |
70 | seventy | | The seventieth | |
80 | eighty | | The eighties | |
90 | ninety | | The ninetieth | |
100 | one hundred | Сто | The one hundredth | Сотый |
1000 | One thousand | Тысяча | The one thousandth | Тысячный |
1000000 | One million | миллион | the one millionth | Миллионный |
Дробные числительные (fractional numbers)
Десятичные дроби. Эти дроби в английском языке читать легко: мы просто называем все символы по порядку. «Ноль» читается как «nought» или «zero». Если нули имеются после точки, то они могут читаться как «о» [əu]:
- 0.4 — nought point four / point four
- 0.02 — nought point nought two / point nought two / point o two
Порядковые дроби. Образование этих дробей несколько сложнее. Для простых дробей здесь работает два правила:
1.Числитель читается как количественное числительное (one, two, three), а знаменатель — как порядковое (first, second, third).
2.Если числитель больше единицы, к знаменателю добавляется окончание -s.
Если в дроби имеется целая часть, то к дробной она присоединяется при помощи союза and. Примеры: ⅓ – one third / a third, ⅗ — three fifths, 1⅔ — one and two thirds
Что касается процентов, то, как и в русском языке, они обозначаются символом % (per cent): 17% — seventeen per cent, 1⅛ % — one and one eighth per cent / one and an eighth per cent, 2.02% — two point nought two per cent / two point o two per cent
Обозначение года, даты, времени, периодов, глав, страниц и т.д.
Важно помнить, что в США и Великобритании даты пишут в разных форматах:
США, Канада: месяц / день / год. 03/05/2016 – пятое марта 2016 года.
Великобритания и другие страны: день / месяц / год. 03/05/2016 — третье мая
В англоязычных странах формат год / месяц / день встречается очень редко – как правило, в официальных документах, технической документации.
При чтении дат нужно знать несколько нюансов:
- годы до 2000 читаются как два двузначные числа:
Например: 1989 – nineteen eighty nine, 1978 – nineteen seventy eight.
- после года (то есть после числа, обозначающего год) не ставится слово “year”, как слово “год” в русском: I was born in 1958. – Я родился в 1958 году.
- годы после 2000 читаются тоже “половинками” либо полностью:
2016 – twenty sixteen, two thousand sixteen, 2009 – twenty o-nine, two thousand nine,
- в дате число всегда обозначается порядковым числительным: 1st, 2nd, 3rd, 19th (first, second, third, nineteenth), а год обозначается количественным числительным: twenty sixteen (а не twenty sixteenth).
- при обозначении номеров страниц, глав, параграфов, уроков, упражнений, частей книг порядковые числительные часто заменяются количественными числительны-ми, следующими за существительными, к которым они относятся:
pagе 10 (ten) — страница десятая, chapter I (one) — глава первая, lesson 5 (five) — урок пятый, exercise 2 (two) — упражнение два (второе)
Ex.1 Найдите пары: слова из первого столбика и соответствующие цифры из второго. Например: 1 - d
seventy-two a) 31
thirteen b) 11
fifty-six c) 660
eighty d) 72
eighteen e) 315
twenty-three f) 100
eleven g) 13
ninety h) 49
twelve i) 925
twenty j) 18
nineteen k) 80
forty-nine l) 504
one hundred m) 217
thirty-one n) 410
four hundred and ten o) 90
six hundred and sixty p) 56
five hundred and four q) 23
nine hundred and twenty-five r) 20
two hundred and seventeen s) 19
three hundred and fifteen t) 12
Ex.2. Решите пример и напишите ответ словами.
Например: twenty + fifty-eight = seventy-eight (20+58=78)
1.sixty-two + fourteen = … 2. fifteen + two hundred and forty-six = … 3. ninety + ten = … 4. thirty-one + nineteen = … 5. seventy-three + eighty-two = … 6. three thousand аnd one hundred twelve + ninety-nine = …
Ex.3. Преобразуйте количественные числительные в порядковые.
Например: one (один) – the first (первый), thirty (тридцать) – the thirtieth
two, eighty-three, seven hundred and sixteen, twelve, eleven, twenty-five, ninety-six, thirty-eight, ten, two thousand and nine.
Ex.4. Напишите указанные в скобках даты словами.
Например: I was born on the thirteenth of May, nineteen seventy-six.
1.My son was born on …… (02.12.2000). 2. Our dog was born on …… (21.08.2008). 3. My granddad was born on …… (23.06.1900). 4. My granny was born on …… (18.02.1910).
Ex.5. Напишите дроби словами.
Например: 5/6 – five sixths, 2/3 – two thirds
1) ½ 2) 9/10 3) 5/8 4) 11/12 5) 1/3 6) 2/5 7) 4/7 8) 3/4
Тема 1.2. Личные данные
Тopic 1. Read and translate.
Resume
Personal information | Name: Viktoria Savina Address: 33716, Saint-Petersburg, Russia Bogatyrskiy avenue 53/3, app. 160 Phone: +8-812-100-38-94 E-mail: [email protected] Date of birth: 16 August 1994 Age: 20 Marital status: Single Nationality: Russian |
Objective | To provide advanced administrative services for your company, carry out office management and information management tasks as an Executive Secretary |
Education | 2012 — present time Teacher of History and Social Studies, Historical Department, 2nd year study, Moscow State University, Russia 2002 — 2012 Secondary school № 1, Saint-Petersburg, Russia |
Work Experience | May 2013 – September 2013 Receptionist (LLC) “Tradecontact”, Moscow, Russia Responsibilities: answer calls; negotiations arrangement; office work; business documentary; advertising. |
Skills | Computer skills: Microsoft Office (Word, Excel), 1C, Outlook Express Languages: Russian — native English — working knowledge French — basic knowledge Driving Licence: Category B |
References | Letter of Reference is available upon request from: Irina A.Morozova, Executive Director (LLC) “Tradecontact”, Chkalov st., 7/2b, Moscow, Russia Phone: +7(495)934-56-31 E-mail: [email protected] |
Vocabulary.
Initials - Инициалы, Title - Обращение (Mr, Ms, Dr и прочее)
Age - Возраст, Sex - Пол (male/female), Date of birth - Дата рождения
Marital status - Семейный статус (married/single/divorced/widow/widower)
Village, town or city of birth - Деревня, поселок или город, в котором вы родились
Nationality - Национальность, National insurance number - Номер страховки
Country of birth - Страна, в которой вы родились
Next of kin - Ближайший родственник, Address - Адрес
Postcode - Почтовый код, E-mail address - Электронный адрес
Daytime telephone number - Номер телефона, по которому с вами можно связаться в дневное время
Mobile phone number - Номер мобильного телефона
Vocabulary. KINDS OF A PERSON
Serious (серьезный) | polite (вежливый) |
Cheerful (веселый) | thoughtful (задумчивый) |
Clever (умный) | absent-minded |
Considerate | happy (счастливый) |
Creative (творческий) | good-natured |
friendly (дружелюбный) | realistic ( реалистичный) |
hardworking (трудолюбивый) | optimistic ( оптимистичный) |
talented (талантливый) | brave (смелый) |
helpful (помогающий) | easy-going |
kind (добрый) | ambitious (амбициозный) |
lively (жизнерадостный) | wise (мудрый) |
practical (практичный) | active (активный) |
busy (занятый) | initiative (инициативный) |
reliable | modest (скромный) |
Faithful (преданный) | calm (спокойный) |
sociable (общественный) | lazy (ленивый) |
patient (терпеливый, настойчивый) | honest (честный, правдивый) |
smart (умный) | Intelligent (интеллигентный) |
neat (опрятный, аккуратный) | |
Task 1. Discuss the following points in class:
1. The objectives. 2. The skills. 3. Personal information. 4. The education. 5. The work experience
Task 2. Do your personal resume.
GRAMMER. Глагол-связка TO BE.
Именно с этого глагола необходимо начать изучение английской грамматики. Глаголы в английском языке не изменяются по лицам, но глагол to be – исключение.
To be (быть, есть) |
present | past | future |
Am (I) Is (he, she, it) Are (we, you, they) | Was (I, he, she, it) – ед.ч Were (we, you, they) – мн.ч | Will be (для всех) |
Например: I am a student. – Я – студент. We are at college. – Мы в колледже
Чтобы построить вопрос, нужно to be поставить перед подлежащим:
to be + подлежащее + второстепенные члены |
Например: Am I a student? Will they be in Moscow tomorrow?
Чтобы построить отрицание, нужно:
Например: We are not at college. She was not in St.Petersburg
Составное именное сказуемое в английском языке
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки to be и именной части, обозначающей качество предмета: We are professionals. - Мы – профессионалы.
Именная часть может быть выражена существительным, местоимением, прилагательным, причастием, инфинитивом или герундием.
Ex.1. Выберите правильную форму глагола to be.
Н-р: My phone … (is/am/are) broken. (Мой телефон сломан.) – My phone is broken.
1. Mary and Adam … (am/is/are) married. 2. The show … (was/were/be) terrific. 3. He … (am/is/are) a dentist. 4. She … (will be/will is/will are) in Paris on Tuesday. 5. The roads … (was/were/be) slippery yesterday. 6. I … (is/am/are) never late for my work. 7. Her hair … (is/am/are) blonde. 8. My shoes … (am/is/are) too tight. 9. The entrance door … (was/were/be) closed. 10. The partners … (was/were/be) satisfied.
Ex.2. Измените предложения с глаголом to be на будущее время.
Н-р: This lion cub is so cute. (Этот львенок такой классный.) – This lion cub will be so cute. (Этот львенок будет таким классным.)
1. Bob is not ashamed. 2. My parents are tired after work. 3. The fridge was switched off. 4. The trucks were too dirty. 5. Anna’s cherry-pie is delicious. 6. We are not busy. 7. The weather wasn’t chilly. 8. The books were not boring.
Ex.3. Измените предложения с глаголом to be на прошедшее время.
Н-р: My marks are not fair. (Мои оценки несправедливы.) – My marks were not fair. (Мои оценки были несправедливы.)
1. My daughter is an economist. 2. The mail will be delivered. 3. The eggs are fresh. 4. It isn’t rainy. 5. I am at home. 6. We are not ready.
Ex.4. Переведите предложения на английский язык.
1. Мой дядя – ученый. 2. Я родом из Бразилии. 3. Супермаркет находится недалеко от нашего дома. 4. Джон не был голоден. 5. Мы болеем. 6. Дети были в школе. 7. Билеты не будут дешевыми. 8. Стулья не были деревянными. 9. Ключи будут на столе. 10. Эта футболка была подарком моей мамы.
Ex.5. Переспросите собеседника.
Н-р: Kevin will be 20 years old tomorrow. (Кевину исполнится 20 лет завтра.) – Will Kevin be 20 years old tomorrow? (Кевину исполнится 20 лет завтра?)
1. She is thirsty. 2. They are afraid of monkeys. 3. The castles were very old. 4.