СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива»

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.


Одна из основных задач современной школы – создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, для раскрытия её способностей, формирования творческого мышления.

Большую роль в воспитании и обучении учащихся несёт классный руководитель. Он ответственен за состояние воспитательной работы и конечные результаты в успеваемости.

Классный руководитель, работая в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками, обязан добиться единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи; еженедельно проверять дневники, информировать родителей об успеваемости детей; вести установленную документацию по классу: представлять руководству школы сведения об успеваемости и посещаемости учащихся, следить за состоянием классного журнала, отчитываться о воспитательной работе каждую четверть, поддерживать тесную связь с родителями, проводить родительские собрания не реже одного раза в четверть.

Обязанностей у классного руководителя очень много. Но среди их многообразия самое главное – это изучение особенностей и возможностей учащихся: мотивы поведения, направленность личности, эмоциональные черты характера и т.д.

Классный руководитель ничего не должен пропускать мимо своего внимания. Должен быть всегда рядом с детьми, быть их помощником, наставником, другом - вот главное, что отличает классного руководителя от просто учителя.

Для того чтобы ученикам было интересно, классный руководитель проводит с ними различные мероприятия, конкурсы, беседы. Каждый классный час должен быть тематическим. Очень важно, чтобы в классе было самоуправление, чтобы ребята были не только участниками, но и организаторами мероприятий. С целью развития кругозора и сплочения коллектива классный руководитель посещает с ребятами музеи, театры, устраивает походы.

В обязанности классного руководителя входит забота о здоровье и обеспечение безопасности детей. Воспитывать в них заботу о чести школы, её эстетическом виде, предотвращать проявление грубости, правонарушений.

Классный руководитель – это друг, советчик, который остаётся в памяти ребят иногда на всю жизнь.

Я работаю в школе — 6 лет. Все эти годы я работала в две смены. И за это время выпустила 3 класса.

В каждом классном коллективе учащиеся с разными способностями, интересами, характерами, отношением к учёбе.

Как сплотить столь разных ребят в коллективе?

Как воспитать в ребёнке хорошие качества?

Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?

В своей работе я, прежде всего, стараюсь следовать следующим правилам:

• Не запрещать, а направлять;

• Не принуждать, а убеждать;

• Не командовать, а организовывать;

• Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Считается, что ничто так не объединяет, не сплачивает как общее дело, поэтому я стараюсь, чтобы ребята моего класса активно участвовали во всех общешкольных мероприятиях.

Воспитательная работа в классе ведётся по основным направлениям:

  • Гражданско-патриотическое;

  • Учебная деятельность;

  • Трудовая деятельность;

  • Физическое воспитание и здоровый образ жизни, экологическое воспитание;

  • Нравственное;

  • Семья.

Как я выстраиваю свою воспитательную работу с классом?

Это создание плана воспитательной работы, который организует деятельность классного руководителя и детей, приобщает к делам школы родителей.

Работа над планом начинается не в сентябре, а в конце учебного года, в мае, и в планировании активно участвуют как дети, так и родители. Например, использую анкету:

1. Какие мероприятия года в классе, в школе тебе понравились?

2. Какие мероприятия года в классе, в школе тебе не понравились?

3. В каких мероприятиях ты принимал(а) участие?

4. Оцени своё участие в этих мероприятиях.

5. В каких мероприятиях ты не принимал(а) участие, но хотел(а) бы это сделать?

Нередко получается так, что некоторые классные мероприятия так запомнились, что становятся традиционными. К ним можно отнести:

1. День именинника (празднуем каждую четверть)

2. Празднование Нового года (обязательно с поздравлением и подарками)

3. «Лучший Рыцарь» (конкурс для мальчиков, посвящённый 23 февраля)

4. «Королева Марта» (конкурс для девочек, посвящённый 8 марта)

6. Походы (каждый сентябрь)

7. Экскурсии (каждую четверть)

Большую помощь в подготовке и проведении таких мероприятий оказывают родители. Их помощь — это не только оформление кабинета, но и подарки, и продумывание сценариев, а иногда родители становятся ведущими этих мероприятий.

В течение всего года я постоянно на собраниях информирую родителей о жизни класса, рассказываю, в каких мероприятиях мы участвовали и что планируем на будущее. На итоговом родительском собрании я их также знакомлю с результатами опроса ребят, и родители вносят свои предложения. Всё это я учитываю при планировании работы на следующий учебный год, при составлении плана воспитательной работы.

Все наши победы, наше участие отражены в уголке класса, который был оформлен благодаря стараниям родителей, а последние два года его оформлением занимаются сами ребята.

Коллективная деятельность, в большинстве случаев, носит личностно-ориентированный и творческий характер и всё это основывается на самоуправлении класса. Можно отметить, что в классе между ребятами сложились доброжелательные, дружеские отношения. Явного лидера в классе нет, но есть группа активных, инициативных ребят, которые являются организаторами классных и внеклассных дел. Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают инициативу активистов. В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают отстающим, есть трудолюбивые и не очень, но каждый ребёнок в коллективе нужен и играет свою важную роль. И я как классный руководитель стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса. Школьные и классные мероприятия планируются таким образом, чтобы каждый из ребят имел возможность проявить себя: участвовать в спортивных мероприятиях или конкурсах, готовить номер выступления, нарисовать плакат и так далее, всем находится дело по душе.

В процессе такой деятельности у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, чувство ответственности.

Своё выступление я хочу завершить словами:

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной. (А.С.Макаренко)