Теміртау қаласы әкімдігі
«Теміртау қаласының білім беру бөлімінің №2 «Жұлдыз» бөбекжайы»
мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад №2 «Жұлдыз» акимата города Темиртау
отдела образования города Темиртау»
ДОКЛАД
на тему:
«Роль математики в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста».
Составила воспитатель второй категории:
Филиппова А.Н.
Темиртау 2019
Как было сказано ранее, программа STEAM-образования имеет несколько модулей. Для своей работы я выбрала «Математическое развитие». Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Никто не будет спорить с тем, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако как это делать, воспитатель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство детей дошкольного возраста, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Работая над опытом формирования логического мышления у дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:
- Изучение эффективности развития логического мышления дошкольников с использованием дидактических игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.
Мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей. Результаты диагностики показали: с высоким уровнем - 0 % (0 детей), со средним уровнем - 48 % (11 детей) , с низким уровнем - 52 % (12детей).
Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. Дети недостаточно владеют знаниями, не умеют анализировать.
В связи с этим я определила цель и задачи своей работы.
Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: логического мышлениея,речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Как решить данную задачу? Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Заниматика», куда вошли разнообразные дидактические игры- математические развлечения с учётом возрастных особенностей детей.
На изучение величины:
-Логический пазл «Большой – маленький»;
На изучение формы и цвета:
- Мозайка;
- Логический пазл;
- Геометрическое лото;
- Цветные счётные палочки;
- Набор геометрических тел.
На изучение пространства:
- Логический пазл- вкладыш «Геометрические фигуры»;
- «Геометрик»;
- Танграмм.
На изучение времени:
- Дидактическая игра «Что сначала, а что потом»;
- Игра «Дидактические часы».
Так же сформирована картотека дидактических игр. Ведётся работа с родителями в виде консультаций и рекомендаций по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления.
Добилась я положительных результатов? Да! Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.
Результаты диагностики показывают , что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня логического развития детей. Как писал в своей книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский: "В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки". Умение мыслить логично, делать умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение с определенными правилами – необходимое условие успешного развития детей в будущем.