Роль наставничества в современном образовании
Из истории наставничества.
Наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Большинство из нас хотя бы раз в жизни выступали в этой роли для близких или коллег – пусть и неосознанно.
В чем состоит основная задача деятельности наставника? Об этом еще задумывались ученые и философы от античных времен.
Сократ считал, что главная задача наставника – пробудить мощные душевные силы ученика. Помните его главный постулат? «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина.
Платон говорил, что учителя (имеются в виду наставники) становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, не мелочными
Французский мыслитель Жан-Жак Руссо вовсе склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником.
К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в
России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности
нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.
Существует огромное количество определений понятия наставничества
Наставничество – в СССР – форма коммунистического воспитания и
профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах передовыми опытными рабочими,
мастерами, инженерно-техническими работниками. Широко использовалось с 30-х до 80-х годов прошлого века наставник являлся и воспитателем, и учителем молодого работника.
Наставничество – в наши дни – тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности.
С точки зрения современной европейской теории образования, наставник-
человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Проблемы в подготовке педагогических кадров.
В начале 90-х годов произошли глобальные изменения в нашей стране. Начался переход к рыночным отношениям, профессиональные ценности и жизненные приоритеты изменились. Педагогика перешла в разряд непрестижных наук и непопулярных профессий.
Не открою вам секрет, что в современном мире престиж учительской профессии не на высоте. И этому способствуют разные факторы:
*финансовый критерий: низкая оплата труда учителя за 1 ставку;
* высокая нагрузка (чтобы получать достойную ЗП, мы вынуждены брать дополнительную нагрузку);
*большая бумажная отчетность;
*слабое техническое оснащение, устаревшее оборудование (мешает проведению современного уроков);
*потребительское отношение современных родителей к школе;
* негативная роль СМИ (корыстными, недалекими, убогими, училками тп)
Все это отпугивает способных грамотных молодых людей от профессии педагога, поскольку предлагаемые льготы не компенсируют выше перечисленные минусы. Это приводит к тому, что зачастую в учителя идут не по призванию или осознанному выбору, а у кого-то это единственный шанс получить высшее образование. К сожалению, и качество подготовки современных выпускников как вузов, так и колледжей оставляет желать лучшего. А профессия учитель - это сложная и многогранная профессия.
В настоящее время в школе большая нехватка педкадров. Педагогические кадры стремительно стареют (средний возраст учителей начальных классов в нашей школе 47 лет) В результате сейчас мы имеем отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в педагогике, как и в ряде других отраслей.
И все-таки ежегодно к нам в школу приходят молодые специалисты. Кто-то из них успевает отработать несколько недель или даже дней и уходит, понимая: не его. Но некоторые и остаются. И вот им то мы и должны помогать, передавать свой практический опыт.
Молодым специалистом считается педагог, стаж которого до 3 лет. К сожалению, и качество подготовки современных выпускников как вузами, так и колледжами оставляет желать лучшего. Молодые учителя в большинстве своем не имеют или имеют слабое представление, как надо учить детей: работают только по заданиям учебника, не видят перспективы и не знают, к какому конечному результату они должны прийти.
Вот основные проблемы в практической подготовке учителя начальных классов:
Смутное представления о методах и приемах работы, о формах ведения урока.
Не владеют сами каллиграфией и не знают, как этому научить детей.
Не умеют правильно выделять орфограммы
Не знают, как правильно записывать краткую запись задач и сами слабо ориентируются в видах задач.
Испытывают проблемы с оцениванием обучающихся.
И конечно же, учителя-стажисты должны помочь становлению молодого педагога.
В нашей школе я курирую работу начальных классов, поэтому в начале учебного года всегда собираю молодых педагогов и знакомлю всех с должностными обязанностями, правильным ведением документации, с основными документами, образовательной программой, КТП, отвечаю на все вопросы. За каждым молодым специалистом закрепляем наставника. Специфика педагогики заключается в том, что личностные качества, отношение к профессии и своим ученикам наставника получают продолжение в его воспитанниках, репродуцируются в них. Поэтому все те качества, которые мы хотим видеть в своих подопечных, в их отношении к учебе, ответственность, честный подход к делу, педагог должен найти и воспитать прежде всего в себе.
К сожалению, не всегда у молодого педагога и учителя-наставника складываются хорошие отношения, иногда этот молодой учитель даже боится подойти к наставнику. Поэтому прежде, чем соглашаться быть наставником, нужно хорошо подумать, есть ли у вас время, терпение и желание помочь начинающему учителю. Оплата наставнику идет, но небольшая, чисто символическая. То есть реально на первый план выходит человеческое желание помочь молодому педагогу преодолеть все трудности и остаться в профессии.
Из опыта работы
Я бы выделила 3 этапа работы наставничества:
1 этап. Выстраивание отношений с подопечным таким образом, чтобы возникло доверие и взаимопонимание.
2 этап. Рассказать о значимости учительского труда, «влюбить» молодого специалиста в профессии, о культурных традициях именно вашей школы. Ведь что-то нас с вами удерживает 10-летия в этой профессии. Здесь главное, чтобы молодой специалист понял, что он не случайный человек в профессии.
3 этап. Здесь уже начинается реализация того плана работы, который вы наметили. И процесс этот должен иметь обратную связь. Для того чтобы осуществлять наставническую деятельность, надо самому постоянно развивать свой творческий потенциал, совершенствовать свои знания, методы, идти в ногу со временем.
В этом году я являюсь наставником педагога, чей стаж работы составляет 2 года. Мы работаем в параллели. Передо мной, как наставником, стоят задачи: оказание помощи начинающему педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;
С чего я начала свою работу? Это проведение анкеты.
Анкета молодого специалиста
| Вопросы | Ответы |
1 | Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? | *Да *Нет *Частично |
2 | В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности и вам требуется помощь? | *в календарно-тематическом планировании *в проведении уроков *в проведении внеклассных мероприятий *в общении с коллегами, администрацией *в общении с учащимися, их родителями *другое (допишите) ______________________ |
3 | Что представляет для вас особую трудность? | *формулировать цели урока *выбирать методы и приемы для реализации целей урока *мотивировать деятельность учащихся *формулировать вопросы проблемного характера *создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении *подготавливать для учащихся задания различной степени трудности *активизировать учащихся в обучении *организовывать сотрудничество между учащимися *организовывать само- и взаимоконтроль учащихся *другое (допишите)_____________ |
4 | Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора) | *самообразованию *практико-ориентированному семинару *курсам повышения квалификации *мастер-классам *творческим лабораториям *индивидуальной помощи со стороны наставника *школе молодого специалиста * другое_____________ |
Проанализировала анкету с целью выявления проблем в преподавании, посетила урок, посмотрела рабочие тетради учащихся и после этого составили совместно с молодой коллегой план работы. В нашей школе принята такая форма работы:
План профессионального становления молодого специалиста
Мероприятия | Сроки | Формы работы наставника (Помощь, которую окажет наставник) |
-Изучение методической литературы по теме. Особенности планирования уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. | Сентябрь, октябрь, ноябрь. | - Консультирование; - Оказание методической помощи при планировании уроков, подборе материала. |
-Совершенствовать знания и умения (изучение старой и новой литературы); -знакомство с нововведениями (методы и приемы обучения); | В течении года | - Подбор/разработка диагностических методик, материалов. -Практикум по решению педагогических ситуаций. -Оказание методической помощи. |
-Совместная составление конспектов уроков с учетом психологических особенностей учащихся. | В течении года | -Консультирование и совместная разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока. |
-Посещение молодым специалистом уроков опытных учителей. | В течении года (не менее 2х уроков в месяц) | -Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. -Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. |
-Посещение и анализ уроков молодого специалиста учителем наставником. | В течении года (не менее 2х уроков в месяц) |
- Помощь в организация работы с родителями, анализ проведенной работы. | В течении года | -Оказание методической помощи в подборе форм проведения работы с родителями. |
-Анализ уроков с точки зрения оценивания и прощения обучающихся. | В течении года | -Предоставление методической литературы по изучаемой теме |
-Проведение самостоятельных, контрольных и диагностических работ. Подбор контрольно- измерительных материалов. | В течении года | -Оказание методической помощи в подборе контрольно- измерительных материалов. -Консультация по подбору различных форм и методов контроля учебной деятельности. -Выбор приемов организации самостоятельных работ. |
Каждый урок, который я посетила подробно разбирали и анализировали. Причем сначала был самоанализ урока, как правило молодому специалисту кажется, что ему ничего не удалось. После чего я, как наставник, отмечала удавшееся в уроке, что было удачной находкой и после этого обязательно доброжелательно, с юмором указывала на недостатки. Разбирая какие-то этапы урока, обязательно говорю, как еще можно было бы этот этап преподать, или как бы я объяснила.
На данный момент мы уже разобрали подробно как следует работать на этапе актуализации знаний, как использовать мотивацию, каким образом подводить детей к изучению нового, как закреплять материал, как проводить этап рефлексии, оценивания и тп. Договорились, что молодая учительница может в любое время без предупреждения посещать мои уроки.
Поучаствовали с ней нынче в конкурсе разработок. Призового места не заняли, но одна из членов жюри подошла и сказала, что урок очень понравился.
К сожалению, есть и еще проблема в наставничестве: хорошо того учить, кто сам хочет научиться. И, конечно же, в профессии останутся только заинтересованные молодые коллеги.
Вывод:
Что же дает наставничество? Это такой взаимообразный процесс:
для молодого педагога - в идеале результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, который избавился от ощущения пробелов в знаниях и у которого возникнет и укрепится желание остаться в профессии;
для наставника - мы упорядочиваем свои знания о разных методах, технологиях, инструментах работы. Помимо того совершенствуем навыки коммуникации – правильно говорить, формулировать мысли, внимательно слушать, давать обратную связь.
Использованные источники.
Сайты:
opyt_raboty_pedagoga-nastavnika_s_molodym_spetsialistom
phpboXhLZ_ovye-priyomysposobymetody-vzaimodejstviya-nastavnika-s-molodym-specialistom-pri-organizaci
rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii
user_file_5a76a35e58ad8