СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль наставничества в современном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья размышление об оказании помощи начинающему педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Роль наставничества в современном образовании.»

Роль наставничества в современном образовании

  1. Из истории наставничества.


Наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Большинство из нас хотя бы раз в жизни выступали в этой роли для близких или коллег – пусть и неосознанно.

В чем состоит основная задача деятельности наставника? Об этом еще задумывались ученые и философы от античных времен.

Сократ считал, что главная задача наставника – пробудить мощные душевные силы ученика. Помните его главный постулат? «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина.


Платон говорил, что учителя (имеются в виду наставники) становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, не мелочными


Французский мыслитель Жан-Жак Руссо вовсе склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником.


К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в

России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности

нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.


Существует огромное количество определений понятия наставничества


Наставничество – в СССР – форма коммунистического воспитания и

профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах передовыми опытными рабочими,

мастерами, инженерно-техническими работниками. Широко использовалось с 30-х до 80-х годов прошлого века наставник являлся и воспитателем, и учителем молодого работника.


Наставничество – в наши дни – тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности.


С точки зрения современной европейской теории образования, наставник-

человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.


  1. Проблемы в подготовке педагогических кадров.


В начале 90-х годов произошли глобальные изменения в нашей стране. Начался переход к рыночным отношениям, профессиональные ценности и жизненные приоритеты изменились. Педагогика перешла в разряд непрестижных наук и непопулярных профессий.

Не открою вам секрет, что в современном мире престиж учительской профессии не на высоте. И этому способствуют разные факторы:

*финансовый критерий: низкая оплата труда учителя за 1 ставку;

* высокая нагрузка (чтобы получать достойную ЗП, мы вынуждены брать дополнительную нагрузку);

*большая бумажная отчетность;

*слабое техническое оснащение, устаревшее оборудование (мешает проведению современного уроков);

*потребительское отношение современных родителей к школе;

* негативная роль СМИ (корыстными, недалекими, убогими, училками тп)

Все это отпугивает способных грамотных молодых людей от профессии педагога, поскольку предлагаемые льготы не компенсируют выше перечисленные минусы. Это приводит к тому, что зачастую в учителя идут не по призванию или осознанному выбору, а у кого-то это единственный шанс получить высшее образование. К сожалению, и качество подготовки современных выпускников как вузов, так и колледжей оставляет желать лучшего. А профессия учитель - это сложная и многогранная профессия.

В настоящее время в школе большая нехватка педкадров. Педагогические кадры стремительно стареют (средний возраст учителей начальных классов в нашей школе 47 лет) В результате сейчас мы имеем отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в педагогике, как и в ряде других отраслей.

И все-таки ежегодно к нам в школу приходят молодые специалисты. Кто-то из них успевает отработать несколько недель или даже дней и уходит, понимая: не его. Но некоторые и остаются. И вот им то мы и должны помогать, передавать свой практический опыт.

Молодым специалистом считается педагог, стаж которого до 3 лет. К сожалению, и качество подготовки современных выпускников как вузами, так и колледжами оставляет желать лучшего. Молодые учителя в большинстве своем не имеют или имеют слабое представление, как надо учить детей: работают только по заданиям учебника, не видят перспективы и не знают, к какому конечному результату они должны прийти.

Вот основные проблемы в практической подготовке учителя начальных классов:

  1. Смутное представления о методах и приемах работы, о формах ведения урока.

  2. Не владеют сами каллиграфией и не знают, как этому научить детей.

  3. Не умеют правильно выделять орфограммы

  4. Не знают, как правильно записывать краткую запись задач и сами слабо ориентируются в видах задач.

  5. Испытывают проблемы с оцениванием обучающихся.

И конечно же, учителя-стажисты должны помочь становлению молодого педагога.


В нашей школе я курирую работу начальных классов, поэтому в начале учебного года всегда собираю молодых педагогов и знакомлю всех с должностными обязанностями, правильным ведением документации, с основными документами, образовательной программой, КТП, отвечаю на все вопросы. За каждым молодым специалистом закрепляем наставника. Специфика педагогики заключается в том, что личностные качества, отношение к профессии и своим ученикам наставника получают продолжение в его воспитанниках, репродуцируются в них. Поэтому все те качества, которые мы хотим видеть в своих подопечных, в их отношении к учебе, ответственность, честный подход к делу, педагог должен найти и воспитать прежде всего в себе.

К сожалению, не всегда у молодого педагога и учителя-наставника складываются хорошие отношения, иногда этот молодой учитель даже боится подойти к наставнику. Поэтому прежде, чем соглашаться быть наставником, нужно хорошо подумать, есть ли у вас время, терпение и желание помочь начинающему учителю. Оплата наставнику идет, но небольшая, чисто символическая. То есть реально на первый план выходит человеческое желание помочь молодому педагогу преодолеть все трудности и остаться в профессии.


  1. Из опыта работы

Я бы выделила 3 этапа работы наставничества:


1 этап. Выстраивание отношений с подопечным таким образом, чтобы возникло доверие и взаимопонимание.


2 этап. Рассказать о значимости учительского труда, «влюбить» молодого специалиста в профессии, о культурных традициях именно вашей школы. Ведь что-то нас с вами удерживает 10-летия в этой профессии. Здесь главное, чтобы молодой специалист понял, что он не случайный человек в профессии.


3 этап. Здесь уже начинается реализация того плана работы, который вы наметили. И процесс этот должен иметь обратную связь. Для того чтобы осуществлять наставническую деятельность, надо самому постоянно развивать свой творческий потенциал, совершенствовать свои знания, методы, идти в ногу со временем.


В этом году я являюсь наставником педагога, чей стаж работы составляет 2 года. Мы работаем в параллели. Передо мной, как наставником, стоят задачи: оказание помощи начинающему педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;


С чего я начала свою работу? Это проведение анкеты.


Анкета молодого специалиста



Вопросы

Ответы

1

Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

*Да

*Нет

*Частично


2

В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности и вам требуется помощь?

*в календарно-тематическом планировании

*в проведении уроков

*в проведении внеклассных мероприятий

*в общении с коллегами, администрацией

*в общении с учащимися, их родителями

*другое (допишите) ______________________


3

Что представляет для вас особую трудность?

*формулировать цели урока

*выбирать методы и приемы для реализации целей урока

*мотивировать деятельность учащихся

*формулировать вопросы проблемного характера

*создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

*подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

*активизировать учащихся в обучении

*организовывать сотрудничество между учащимися

*организовывать само- и взаимоконтроль учащихся

*другое (допишите)_____________

4

Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора)

*самообразованию

*практико-ориентированному семинару

*курсам повышения квалификации

*мастер-классам

*творческим лабораториям

*индивидуальной помощи со стороны наставника

*школе молодого специалиста

* другое_____________


Проанализировала анкету с целью выявления проблем в преподавании, посетила урок, посмотрела рабочие тетради учащихся и после этого составили совместно с молодой коллегой план работы. В нашей школе принята такая форма работы:


План профессионального становления молодого специалиста


Мероприятия

Сроки

Формы работы наставника

(Помощь, которую окажет наставник)

-Изучение методической литературы по теме. Особенности планирования уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Консультирование;

- Оказание методической помощи при планировании уроков, подборе материала.

-Совершенствовать знания и умения (изучение старой и новой литературы);

-знакомство с нововведениями (методы и приемы обучения);

В течении года

- Подбор/разработка диагностических методик, материалов.

-Практикум по решению педагогических ситуаций.

-Оказание методической помощи.

-Совместная составление конспектов уроков с учетом психологических особенностей учащихся.

В течении года

-Консультирование и совместная разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока.

-Посещение молодым специалистом уроков опытных учителей.

В течении года (не менее 2х уроков в месяц)

-Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.

-Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

-Посещение и анализ уроков молодого специалиста учителем наставником.

В течении года (не менее 2х уроков в месяц)

- Помощь в организация работы с родителями, анализ проведенной работы.

В течении года

-Оказание методической помощи в подборе форм проведения работы с родителями.

-Анализ уроков с точки зрения оценивания и прощения обучающихся.

В течении года

-Предоставление методической литературы по изучаемой теме

-Проведение самостоятельных, контрольных и диагностических работ. Подбор контрольно- измерительных материалов.

В течении года

-Оказание методической помощи в подборе контрольно- измерительных материалов.

-Консультация по подбору различных форм и методов контроля учебной деятельности.

-Выбор приемов организации самостоятельных работ.


Каждый урок, который я посетила подробно разбирали и анализировали. Причем сначала был самоанализ урока, как правило молодому специалисту кажется, что ему ничего не удалось. После чего я, как наставник, отмечала удавшееся в уроке, что было удачной находкой и после этого обязательно доброжелательно, с юмором указывала на недостатки. Разбирая какие-то этапы урока, обязательно говорю, как еще можно было бы этот этап преподать, или как бы я объяснила.

На данный момент мы уже разобрали подробно как следует работать на этапе актуализации знаний, как использовать мотивацию, каким образом подводить детей к изучению нового, как закреплять материал, как проводить этап рефлексии, оценивания и тп. Договорились, что молодая учительница может в любое время без предупреждения посещать мои уроки.

Поучаствовали с ней нынче в конкурсе разработок. Призового места не заняли, но одна из членов жюри подошла и сказала, что урок очень понравился.

К сожалению, есть и еще проблема в наставничестве: хорошо того учить, кто сам хочет научиться. И, конечно же, в профессии останутся только заинтересованные молодые коллеги.

Вывод:

Что же дает наставничество? Это такой взаимообразный процесс:

для молодого педагога - в идеале результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, который избавился от ощущения пробелов в знаниях и у которого возникнет и укрепится желание остаться в профессии;

для наставника - мы упорядочиваем свои знания о разных методах, технологиях, инструментах работы. Помимо того совершенствуем навыки коммуникации – правильно говорить, формулировать мысли, внимательно слушать, давать обратную связь.




Использованные источники.

  1. Сайты:

  • opyt_raboty_pedagoga-nastavnika_s_molodym_spetsialistom

  • phpboXhLZ_ovye-priyomysposobymetody-vzaimodejstviya-nastavnika-s-molodym-specialistom-pri-organizaci

  • rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii

  • user_file_5a76a35e58ad8