СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль школьной газеты в жизни школы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная газета- современное средство воспитания патриотизма, формирование активной гражданской позиции, а также средство для  повышения интереса к учебе

Просмотр содержимого документа
««Роль школьной газеты в жизни школы»»


Республиканская научно - практическая конференция «Молодежная и детская журналистика в системе национальных массмедиа»


Секция: «Детская журналистика как инструмент поликультурного образования в современной школе»








Тема:

«Роль школьной газеты в жизни школы» ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ или в ФОРМИРОВАНИи ТОЛЕРАНТНОСТИ












Работу выполнила:

учитель татарского языка и литературы

Тазиева Рузалия Равгатовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»










2018г.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. 

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

- Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

- Эффективно использовать знания реальной жизни.

- Компьютерная грамотность.

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов. И проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Являясь учителем татарского языка и литературы, я прекрасно понимаю всю значимость внеклассной работы в современной системе образования. К сожалению, на уроках я не всегда могу учитывать индивидуальные особенности учащихся, а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Внеклассная работа в этом отношении имеет свои преимущества: я получаю возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, а моему ученику даётся возможность самоутвердиться.

На протяжении нескольких лет, я являюсь руководителем школьного кружка «Яшь каләмче» («Юный писатель»), в котором мы выпускаем школьную газету. Газета выходит и на татарском, и на русском языке. Развивающая цель работы кружка заключается в развитии творческих способностей

учащихся.Воспитательная цель очень глубока и поэтому в воспитательную задачу

входит способствование формирования основ эстетической культуры, развитие

образного осмысления и восприятия культуры.


Выпуск школьной газеты является проектной работой кружка. Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.

Хочу рассказать какую роль играет школьная газета в системе образования.

1. Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы.

2.XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства.

3.Внедрение компьютерных технологий на уроках и во внеурочное время позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

4. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.

Наша школьная газета содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, об учителях, о досуге…). Каждый новый номер газеты выходить 1 раз в месяц и представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Полномочия пресс-центра: проводить рейтинги, опросы, брать интервью, опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления, содействовать развитию различных форм активности учащихся, проводить конкурсы, использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику, распространять газету среди учащихся и учителей школы.

Примерный перечень тем статей газеты: « Праздник знания», «День матери», «День пожилого человека», «Новый год», «Как мы проводим каникулы?», «8 марта», «23 февраля - день защитников Отечества», «Г.Тукай», «Международный день родного языка», «Герой-поэт- М.Джалиль» год экологии, «В мире интересного» , глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе) и т.д.

С чего начинаем?

- начинаем с названия. А названия исходит из того, что мы хотим видеть на страницах газеты;

- создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается работа. Заголовок первой полосы имеет большое значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, которые усиливают притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, нужно организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.).

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; привлечь внимание, ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Наша школьная газета является информационным, публицистическим, художественным печатным изданием.

Школьную газету я рассматриваю как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для моих кружковцев, ребят активных, любознательных, школьная газета – это своеобразный генератор идей.

Содержание нашей школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Основные задачи школьной газеты: освещать школьные события и

проблемы; информировать о  школьных мероприятиях; поднимать вопросы, интересующие учащихся, учителей, родителей; повышение интереса к учёбе, к общественной жизни школы, города; повышать интерес учащихся к родному языку, содействие в воспитании информационной культуры школьников; развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей; формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование стремления к здоровому образу жизни; формирование у учащихся толерантного сознания. Занятия кружка «Яшь каләмче» посещают творчески мыслящие ребята. Многие из них пробуют себя в поэзии, пишут стихи, рассказы и сказки, знакомятся с творчеством поэтов нашего города, изучают традиции и обычаи народов, живущих в Республике Татарстан, приобщаются к их культуре. Лучшие работы учащихся опубликованы в средствах массовой информации - в республиканской газете «Көмеш кыңгырау» («Серебряный колокольчик»).

Популярными в газете стали рубрики: «Творчество учащихся», «Классные вести», Спортивные новости ("Как это было") “Новости нашей школы”, “Знаменательные даты”, «Красота спасет мир", «Внимание: КОНКУРС!», «Как хорошо учиться в школе!» «Горжусь и помню!», «Гость номера», «Островок безопасности» «По секрету всему свету!», «Здоровым быть здорово!», «Поздравляем!», «Мы спасибо говорим Пробы пера (литературная страничка,творческие работы уч-ся) «Поздравляем», «Знакомство с известными людьми» .

В кружковой работе применяю хорошо известную технологию коллективной творческой деятельности И.П.Иванова. Ее цель- формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. В процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между мною и учащимися установились добрые и дружеские отношения.

Благодаря газете, мы знакомимся с особенностями профессии журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и нас - взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются успехам учеников и учителей нашей школы.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Также целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных и коммуникативных технологий в образовании. Дети применяют знания, полученные на уроках информатики, изучают программы, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.


Наша школьная газета “Яшь каләмче” в 2014 году приняла участие в V Всероссийском фестивале детских и молодежных СМИ “Медиапокорение2014” и победила в номинации “Лучшая школьная газета на татарском языке”. Награждена Дипломом II степени .









25 марта 2015 года члены кружка приняли участие в VI Всероссийском фестивале детских и молодежных СМИ “Медиапокорение” который состоялся в актовом зале КФУ, а также приняли участие в мастер-классах фестиваля, участвовали в вебинаре, прослушали лекцию руководителя «Школы молодого журналиста» Томского государственного университета Василисы Титовой. Мне и моим воспитанникам вручили сертификаты за участие в мастер-классах фестиваля. На фестивале познакомились и беседовали с редактором республиканского детского журнала “Ялкын” Йолдуз Миннуллиной .






Фестиваль - оставил глубокие впечатления у ребят.

Наша газета также участвовала на Х Межрегиональном открытом творческом конкурсе школьных газет "Школа-пресс-2016". Редакция газеты "Грани" Чувашской Республики благодарит всех начжуров и руководителей редакций школьных газет за активное участие в конкурсе. 





Член редколлегии газеты “Яшь каләмче” ученица 9 класса Сорокина Марина участвовала на ХХ Республиканском фестивале «Золотое перо» - 2015 и награждена дипломом 2 степени в номинации «Лучший верстальщик XX Республиканского фестиваля детской, юношеской и молодежной прессы «Алтын каләм» – «Золотое перо» - 2015.


Таким образом, я считаю, что наша школьная газета помогает формировать общественное мнение в школе, служит средством развития личности ребенка, способствует созданию в школе дружного коллектива. Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей, заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся. Газета помогает выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении. Кроме того, происходит совершенствование умения четко, логично, грамотно выражать свои мысли.