Краснодарский край, Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 имени
Героя Советского Союза Ивана Григорьевича Остапенко
муниципального образования Щербиновский район
село Глафировка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По родной литературе (русская)
Уровень образования основное общее образование 5 класс
Количество часов всего 7
Учителя: Сидоренко Яна Борисовна
Программа разработана в соответствии и на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Устное народное творчество.
1.1. Русские народные сказки. Сказка как зеркало национальной культуры и хранилище материальной и духовной культуры народа.
1.2. Метафоричность русской загадки. Загадки о явлениях природы, предметах быта, животных и растениях.
1.3. Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).
1.4. Лексические средства выразительности в художественном тексте. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Лексический повтор. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; заяц – трусливый человек, осел – упрямство, змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Связь имен в малых жанрах русского фольклора с народным календарем.
1.5. Роль грамматических средств выразительности в художественном тексте. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Сравнительная степень имен прилагательных. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Глагол и формы глагола (вид, время, возвратность-невозвратность). Символическое значение числительных в жанрах фольклора.
1.6. Элементы анализа художественного текста. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Инверсия. Тавтология и плеоназм как средство выразительности в жанрах фольклора. Постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица и др.). Сравнение. Аллегория в загадках. Гипербола и литота в волшебной сказке. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) 5 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во | Темы | УУД |
1. | Устное народное творчество | 1 | 1.Русские народные сказки. | Выразительно читают фрагменты сказок; определяют, какие события в произведении являются центральными; определяют, где и когда происходят описываемые события; описывают, каким представляется герой произведения, комментируют слова героя; выделяют в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивитель-ные) места; отвечают на поставленный учите-лем/автором учебника вопрос. |
| 1 1 | 2.Метафоричность русской загадки. 3.Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. | Находят основные изобразительно-выразительные средства, определяют их художественные функции |
| 1 | 4.Лексические средства выразительности в художественном тексте. |
| 1 | 5.Роль грамматических средств в художествен-ных текстах. |
| 2 | 6.Элементы анализа художественного текста. | Устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст. |
| Итого | 7 | | |