КОНСПЕКТ УРОКА
Первомайская школа № 2 Старченко Евгения Ивановна - Республика Крым.
10 – класс ГЕОГРАФИЯ
Тема урока : Химическая промышленность , лесная ,деревообрабатывающая промышленность . Лёгкая промышленность.
Цель урока: 1. Дать характеристику химической промышленности ( на основе географического атласа)
2. Показать географию лесной и деревообрабатывающей промышленности мира
Которая во многом определяется размещением лесных ресурсов.
3. Рассмотреть географические сдвиги в лёгкой промышленности, которые наиболее ярко проявились в её ведущей отрасли- текстильной промышленности.
Оборудование: карты промышленности ,атласы, презентация, учебник.
Тип урока : комбинированный. Самостоятельная работа учащихся с текстом и картами атласа. Выполнение заданий, запись в тетрадь основных положений темы.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала( самостоятельная работа учащихся по учебнику).
1.Химическая промышленность: четыре главных региона.
Рассматривая вместе с учителем текст учебника (стр.138) и карты химической промышленности мира , а также используя таблицу 27 в Приложении, учащиеся устанавливают , что химическая промышленность сосредоточена в небольшом количестве стран. Текст учебника позволяет объяснить это, выявить явные диспропорции в размещении химической промышленности в капиталистическом мире.
В мировой химической промышленности сложились четыре главных региона:
1.зарубежная Европа.
2.Северная Америка .
3. Восточная Азия
4. Юго – Восточная Азия
В каждом из них получили развитие горно - химическая промышленность, производство минеральных удобрений, основной химической продукции, но в особенности - органического синтеза и полимерных материалов. Химия «верхних этажей» - в США, Западная Европа ,Япония.
В развивающихся странах эта отрасль была представлена в основном добычей сырья.
После энергетического кризиса химическая промышленность стала гораздо быстрее расти в странах Азии ,Африки, Латинской Америки, особенно богатых ресурсами нефти и газа.
Крупные нефтехимические комплексы вошли в строй в странах Персидского залива, в Северной Африки, Мексике, Венесуэле.
ЗАДАНИЕ: по картам мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника.
2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность : два пояса.
1. В пределах Северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная древесина, которая перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу , картон.
Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность - важные отрасли международной специализации.
2. В пределах Южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина . Здесь сложились три главные ареала лесной промышленности : 1. Бразилия. 2. Тропическая Азия 3. Юго- Восточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путём вывозится в Японию, Западную Европу.
* Для изготовления бумаги в странах Южного пояса зачастую используют недревесное сырьё: а)бамбук ( Индия) б)багасса (Перу) в) сизаль (Бразилия), Танзания) ;г) джут ( Бангладеш)
*Страны – экспортёры лесной и лесобумажной продукции: Канада, США, Россия.
* Главные импортёры - зарубежная Европа , Япония.
3. Лёгкая промышленность: сдвиги и география.
В лёгкой промышленности текстильная промышленность является ведущей отраслью. Вначале 21 века в мире производилось более 130 млрд.м2 тканей из натурального ихимического волокна.
В мировой текстильной промышленности сложились пять главных регионов:
1.Восточная Азия
2. Южная Азия.
3. СНГ.
4. Зарубежная Европа.
5. США.
В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон и развиваются подотрасли: шерстяная, льняная , шёлковая.
Начиная с 1950-х гг. наблюдается следующее:
А) доля экономически развитых стран Запада в мировом производстве тканей и одежды уменьшились;
Б) многие старопромышленные текстильные районы пришли в упадок, например , Великобритания, ранее занимающая первое место в мире по выпуску тканей, теперь оказалась в конце второго десятка стран – производителей. Из крупнейшего экспортёра тканей она превратилась в их импортёра ;
В) в странах Юга промышленность ориентируется на дешёвую рабочую силу и переживает настоящий бум.
Первое место по выпуску хлопчатобумажных тканей занимает Китай; второе место –Индия.
Значительная часть производимых в странах Юга тканей экспортируется в страны Запада.
В магазинах США, странах Западной Европы, Японии продаётся дешёвая одежда, трикотаж, получаемые из Сянгана , Тайваня, Таиланда, Индии, Колумбии, Мексики и других развивающихся стран.
В швейной промышленности законодатели мод – Париж, Рим, Нью-Йорк.
ЗАДАНИЕ (на закрепление изученного): по карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника.
В СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
Первое место занимают хлопчатобумажные ткани (Китай, Индия, США)
ВТОРОЕ МЕСТО - ТКАНИ ИЗ ХИМИЧЕСКОГО ВОЛОКНА -Китай, Тайвань ,США ( см. таб.27, 28 в Приложениях);
Третье место занимают шёлковые ткани – США, Япония, Китай..
Вопросы , требующие доработки:
1)Почему на мировой карте химической промышленности развивающие страны образуют почти сплошное « белое пятно»?
2) Каковы основные проблемы и перспективы развития рассмотренных отрослей промышленности?
3) Какие из приведённых ниже утверждений соответствуют действительности, а какие - нет? Почему?
В послевоенные годы в странах Западной Европы, США, и Японии заметно усилилась приморская концентрация:
А) текстильной промышленности;
Б ) чёрной металлургии;
В) нефтепереработки;
Г) пищевой промышленности.
4) Приведите примеры воздействия промышленности на окружающею среду и на население крупных городов. Выдержат ли экологические системы возрастающие « хозяйственные нагрузки «
Итог урока Рефлексия.
Домашнее задание: ст. 138 – 140.
Подготовиться к следующему уроку.
Вопросы
1) Какие показатели свидетельствуют об огромной роли отрослей материального производства?
2) Что такое аграрные отношения и какова их география в современном мире?
3) От каких факторов зависит соотношение растениеводства и животноводства .