МБОУ «Бельковская СОШ»
Конспект урока по истории России
6 класс
по теме
«Русь и Золотая Орда»
Разработала учитель истории
Казаногина Т.Н.
с. Бельково
Урок по истории России в 6 классе по теме: «Русь и Золотая Орда»
Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать владычество Орды над Русскими землями, определить его последствия.
Метапредметные: учащиеся научатся сравнивать позиции разных князей по отношению к Орде, выяснить более правильную версию.
Личностные: формирование представлений о положении русского народа под
монголо – татарским игом.
Оборудование:
компьютер, карта, презентация по теме (творческое домашнее задания ученика)
Основные понятия: Монголо – татарское иго, ярлык, баскак, агрессия, улус, владычество, выход.
План урока
1. Последствия монгольского нашествия
2. Борьба за первенство на Руси.
3. Ордынская власть над Русью.
4. Народ против ордынского ига.
5. Отношения князей к ордынскому господству.
.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Актуализация нового знания.
Ученикам предлагаются листки самооценки.
Задание 1. Хронология
Учитель предлагает игру «Мячик»
Учитель бросает мяч и называет дату, надо объяснить, что она означает
Даты: 1234, 1236, 1240, 1242, 1270, 1223, 1236, 1237, 1238, 1239, 1240.
Самооценка учащимися своей работы.
Задание 2. Работа по карте. Рассказать по схеме «Невскую битву», «Ледовое побоище»
Задание 3.
Исторический диктант: 1. Напишите дату битвы,
Исторический диктант: 1. Напишите дату битвы, в которой новгородский князь Александр Ярославич победил шведских феодалов. (1240 г.) 2. Напишите название места, где состоялось сражение 1242 г. с немецкими рыцарями. (Ладожское озеро) 3. Как назывался у новгородцев вооруженный отряд жителей города, который собирался для отражения неприятеля? (Ополчение) 4. Кто у новгородцев командовал дружиной? (Князь) 5. Каким военным формированием командовал тысяцкий? (Ополчением) 6. Напишите дату сражения князя Ярослава Всеволодовича с рыцарями Ливонского ордена под
Юрьевом. (1227 г.) 7. Продолжите фразу. За состоянием казны города Новгорода следил ... (епископ) 8. Укажите год, когда Батый начал поход на Новгород, но вскоре решил «повернуть коней» на юг. (1238 г.) 9. Суд Новгорода возглавлял ... (посадник) 10. Как называлась форма правления в Новгороде?
(Республика).
Самопроверка. Выставление отметок в листках самооценки.
3. Открытие нового знания.
Учитель « Что произошло с южной Русью с 1237-1240 гг.?»
Учащиеся «Она была захвачена Батыем».
Учитель «Как вы думаете, если Русь захвачена монголо – татарами, что нам следует узнать?»
Ученики «Какие отношения установились между Русью и государством монголов»
Учитель предлагает назвать тему урока.
Учащиеся называют тему урока «Русь и Золотая Орда»
Учитель «Какую цель урока и задачи мы будем решать?»
Ответы учащихся: « Выяснить последствия захвата монголами Руси, отношения князей и ханов, отношение населения и князей к зависимости от власти монгол»Знакомство с проблемным вопросом стр. 143.
Самостоятельная работа в группах.
Группа 1. Стр. 143-144. Вопросы: Назвать последствия нашествия для Руси.
Кто стал новой опорой князей? Почему утвердился деспотичный принцип управления?
Группа 2. изучает документ и отвечает на вопросы:
Дайте определение понятия «улус» . Назовите русские города, которые располагались на границе с Золотой Ордой, а также ее столицу.
Можно ли сравнить власть хана и, например, власть Андрея Боголюбского, которого летописец называл «самовластием»? Найдите сходство и различие.
2*. Как вы думаете, какое влияние оказала Золотая Орда с сильной централизованной властью ханов на власть князей в русских землях?
Документ.
«Батый был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 г. он стал главой улуса Джучи. Батый участвовал во всех главных военных походах монголов.
В 1236-1243 гг. он возглавил поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения земель, где кочевали половцы, и завоевания Руси Батый совершил поход на Польшу,
Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русскими княжествами. По возвращении в 1243 г. в Причерноморских и Прикаспийских степях сложилось ядро государственного образования, которое в русских источниках принято именовать Золотой Ордой. Ее территория включала земли от низовий Дуная до Иртыша и от Прикаспия и Причерноморья до Оки. Это было
одно из самых больших государств Средневековья. Его население — пестрое образование из многих народов, но основную массу составляли половцы. Уже в XIV в. завоеватели стали растворяться в половецкой среде, забывая свой язык, письменность, культуру. В качестве государственного языка использовался половецкий. Но монгольские племена, приведенные Батыем, по-прежнему составляли ядро военных сил.
Государственное единство этой огромной территории обеспечить было невозможно. Уже в 60-е гг. XIII в. империя фактически распалась, улусы получили самостоятельность.
Верхушка кочевников, занимающаяся управлением территорий Орды и зависимыми землями, была вынуждена хотя бы частично перейти к оседлости, начала развиваться торговля, формировались постоянные базары. Завоеватели отличались
веротерпимостью, что было характерно для язычества. Язычники относились ко всем религиям как к одинаково истинным и считали многообразие богов естественным. Чингисхан, к примеру, не только почитал божества своего племени, но и старался задобрить всех ему известных: буддийских, мусульманских, христианских. Чем больше божественных защитников, тем лучше. Христианство в качестве основной религии ни в Монгольской империи, ни в Золотой Орде не прижилось, хотя христиане в империи были. Большинство завоеванных монголами территорий принадлежали к исламской (мусульманской) цивилизации (Персия, Средняя Азия и т.д.), и уже во второй половине XIII в. ислам в империи неуклонно распространялся, а в 1312 г. стал официальной религией Золотой Орды. Это ускорило переход к оседлому образу жизни (появились культовые здания, началось формирование мусульманских традиций
и культуры). Вопрос и задания учащимся: Почему в Золотой Орде широкое распространение получил ислам? Назовите причины образования монголо-татарского государства.
Улусы — области, на которые была разделена Золотая Орда.
Группа 3. Стр 144-147.
Вопросы:
Зачем русских князей заставляли лично приезжать в Орду?
Какие последствия имели усобицы?
Какую роль играли баскаки?
С какой целью монголы провели перепись населения? 2. Как назывались монгольские переписчики?
*. Как вы думаете, почему православное духовенство.
Презентация учащегося (дом. задание)
по теме «Отношение народа и князей к ордынскому господству»
Доклад «Размер дани был очень велик. Первоначально дань назначалась натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем — серебром, в среднем 15 тыс.
рублей в год. (В те времена на рубль серебром можно было купить 20 овец.) В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались
около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и др. Учащимся предлагается определить причины восстаний. «И побиша татар везде, не терпяще насилие от них», — говорит летопись.
В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татарское войско вновь, как недавно, разорит Русь, либо подавление восстаний должны взять на себя сами русские князья. Так, например, поступил Александр
Невский, бывший в это время великим князем владимирским (1252-1263). При помощи монголо-татарского войска восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: «сечением кнутом», отрезанием носов и т.п. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами восстаний, они были запрещены, но новый разгром городов удалось предотвратить.
Сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60-80-х гг. XIII в. перестали приходить на Русскую землю. А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен
самим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались и становились крупнейшими собственниками на Руси.
Задание- Установить последствия зависимости от Оргы.
Последствия ордынского владычества.
Учащиеся в ходе работы с учебником и на основе ранее изученного заполняют
таблицу.
Последствия | Экономические | политические | культурные | энтические |
Южные районы Руси | | | | |
западные районы Руси | | | | |
Учащиеся подводят выводы урока.
Нашествие и последующее ордынское владычество оказали определенное влияние на национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. Отчасти с этим связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие национальные качества, как долготерпение, политическая пассивность, фатализм,
ибо чужеземное владычество давило самое душу народа.
Отвечаем на проблемный вопрос.
Применения новых знаний.
Задание.
1. К каким изменениям в политической жизни Руси привело монгольское владычество? 2. Почему Александр Невский помог провести золотоордынским численникам перепись населения, а поднявшееся против этого восстание подавил сам?
Рефлексия и выставление отметок, самоанализ своей работы на уроке учащимися.
Домашнее задание
§20-21, вопросы с. 151 №2
Подготовить кроссворд по теме.