Русский язык 3 класс.
Савинцева Альбина Григорьевна
Тема: «Сложные слова»
Урок открытия новых знаний с применением технологии проблемного обучения.
Орг. Момент
Актуализация знаний (прием «Чистая доска»)
На доске записаны слова по пройденной теме, по одному выходят, объясняют, что означает слово (термин) и стирают.
Постановка проблемы
Исправить ошибки в словах и выделить корень (игра «молчанка»)
ВАРАБЕЙ, ЛИСНИК, МУХОЛОФКА, БЕРЁСКА, ЗВАНОК.
- какой вопрос возникает? (сколько корней в слове мухоловка?)
- выяснить значение слова мухоловка по толковому словарю.
-выяснить из каких слов образуется слово мухоловка (ловит мух)
- рассказ о мухоловке, показ иллюстрации.
- подбор однокоренных слов к слову «мух» и к слову «ловит»
Вывод: в данном слове два корня.
Проблемный вопрос:
- как бы вы назвали слова, в которых два корня? ( трудные, двукоренные, сложные).
3. Открытие новых знаний
Чтобы узнать как правильно называются данные слова, мы напишем в тетради слова и обведём последние буквы.
вопроС, котёЛ, деревО, пляЖ, стакаН, стенЫ, извинитЕ.
- Какое слово получилось? (Сложные)
- Почему их назвали сложными? (Сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
- ПОИСК МАТЕРИАЛА По карточкам сравнить правильно ли открыли новый материал, и записать новые понятия в тетради для правил.
Выводы по решению пролблемы:
- Работа в парах. ( рассказывают в парах новый материал)
4. Первичное закрепление
Работа по учебнику. Стр. 77 упр 138 ( фронтальная работа)
Объяснить лексическое значение слов. Сколько корней в данных словах?
Запишите слова первого столбика в тетради и выделите корни.
- проверка по образцу. Образец на доске.
- Ребята, как соединяются два корня в сложных словах? (С помощью соединительных гласных Е,О)
На письме соединительную гласную подчеркиваем одной чертой.
5. Закрепление ( игра. Бубен)
По музыке передаем бубен по цепочке. Музыка останавливается, в чьих руках остановился бубен, тот называет сложное слово и передает бубен дальше.
6. Групповая работа
На карточках даны слова, к словам первого столбика подберите пару из второго и соединив их, составьте сложное слово. (отвечают по жетонам, проверка экспертов (Эксперты выбираются по жетонам)
1 группа:
тепло косить
сено провод
везде отвод
гром ход
2 группа:
звезда рубить
мясо падать
лёд лазить
вода колоть
3 группа:
дым водить
пчела ходить
лес возить
молоко рубить
4 группа:
Овощи резать
Мыши ловить
Книга любить
Кофе варить
6. Рефлексия
«Лесенка успеха»
Приклеить человечков на определенную ступеньку и цвет, в зависимости от усвоения материала.