СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыбы самые тихие соседи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рыбы самые тихие соседи»








«Азбука содержания домашних животных и ухода за растениями» с использованием средств мультимедиа

по теме:


«РЫБЫ - САМЫЕ ТИХИЕ СОСЕДИ»
















Тема: Рыбы – самые тихие соседи


Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Ученики: Здравствуйте.


Учитель: Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

4слайд


II. Беседа про рыбок и аквариумы.

Ребята, закройте глазки и послушайте звуки. Подумайте, что вы услышали?

(Звуки шума воды)

Итак, что же вы услышали? Шум волн, плеск воды, крики птиц. А больше ничего не слышали? А как же тогда, в воде нет живых существ? А почему мы их не услышали? Конечно, рыбы не могут издавать звуки, которые мы могли бы услышать. Тема нашего сегодняшнего занятия «Рыбы – самые тихие соседи»

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

5слайд

  1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

  2. Опасней всех в реке она: хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это …(щука)

  3. Через море – океан плывет чудо – великан, пряча ус во рту, растянулся на версту. (кит)

  4. 6 слайд


А ещё каких рыб вы знаете? Молодцы, много знаете, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.

На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу, они находятся под охраной, их нельзя ловить.

Ребята, а как человек использует рыбу?

Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются.

Где это? Дети. Аквариум

7слайд

8слайд картина



  • У кого есть дома аквариум? Считаете ли вы рыбок своими друзьями?

  • Это очень увлекательное занятие разводить рыбок, не так ли?

  • Аквариум – это частичка природы, которая найдет себе место в любой квартире, которую может себе позволить любой и которая дарит массу впечатлений.  Рыбы у многих народов и во многих культурах уже  в течение тысячелетий являются символом мира и покоя.

  • Сегодня я приготовила для вас сюрприз.
    Вы посмотрите на этот аквариум.
    Природа ещё спит после долгой зимы. Но мы видим это маленькое чудо здесь, на доске. Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариуме селят маленьких животных - улиток, которые поедают водоросли.

9сайд

10 слайд картинка



Советы начинающим аквариумистам.

Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой (4-6 см.) тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. (слайд аквариумы)

Важное место в аквариуме занимают растения. Прежде всего, это украшение подводного мира; растения служат основным источником кислорода в аквариуме; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Также как растения на суше, водоросли могут быть разной формы: с колючками, закрученные, с широкими или узкими листьями и т.д. В водорослях любят прятаться все подводные жители. (слайд растения)

Для ухода за рыбками человек изобретает различные приспособления. У меня в руках прибор для насыщения воды кислородом.

Рыбам нужен корм и кислород, а так же аквариум нужно  постоянно содержать в чистоте, иначе рыбки могут заболеть. А чем же рыбы питаются?

Питаются рыбки планктоном, водорослями, бактериями. Но золотое правило аквариумиста – не перекармливать рыбок. Из-за частого кормления, несъеденные остатки могут загрязнить воду и рыбки могут заболеть. Но и без корма рыбки могут погибнуть

  Для каждого вида  рыбок существует свой корм. Он продается в зоомагазинах.

  Итак, вы купили рыбок. Привезли их домой в пластиковом пакете. Можно ли сразу выпустить рыбок из пакета в аквариум? Этого делать нельзя. Нужно сначала подержать пакет в аквариуме 15 минут, чтобы температура воды в емкостях постепенно сравнялась. Рыбы плохо переносят  резкую смену температуры.

За аквариумом нужно постоянно ухаживать. Чтобы рыбки хорошо себя чувствовали, нужно регулярно менять воду и раз в неделю чистить аквариум.

11слайд

12слайд картинка



13 слай

СОМИК.

Тело рыбки окрашено темными пятнами – у самок брюшко белое, а у самцов – серо-фиолетовое; рот маленький, верхняя губа выдается вперед и оканчивается с каждой стороны двумя усиками.

По характеру эти рыбки миролюбивы, живут стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма, за это аквариумисты называют их «санитарами», очищающими аквариум.

Интересной особенностью сомиков является еще и то, что они дышат воздухом атмосферы, для этого они изредка поднимаются на поверхность воды, высовываются и заглатывают воздух для дыхания.

14 слайд

В нашем аквариуме рыбки – гуппи. Гуппи - это  рыбка маленькая. Самки имеют невзрачную окраску, а самцы  гуппи в отличие от самок имеют очень красивую, яркую, очень привлекательную окраску

Эти рыбки очень неприхотливы и легко приживаются в аквариуме.

15 слайд

Меченосцы своим названием обязаны «мечу», на нижнем крае хвостового плавника у самцов, у самочек – меча нет. Аквариумистов привлекает их ярко-красная окраска и простота в содержании и кормлении.

Но следует знать, что самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом, особенно когда в него сажают вновь приобретенных рыбок.

16 слайд

Скалярия.

Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.

Рыбка эта очень изящная, грациозная, кокетливая, американцы называют ее «рыба-ангел».

Однако, при всем изяществе скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть. Но скалярии очень доверчивы к своим хозяевам, которых привыкли видеть каждый день. А видят они прекрасно и сразу подплывают к переднему стеклу, извиваются и «просят» корм.

Скалярии любят чистую теплую воду, поэтому ее следует менять в аквариуме 2 раза в неделю.

17слайд

ВУАЛЕХВОСТ – имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой.

18 слайд

ЛЬВИНОГОЛОВКА – очень необычная на вид рыбка – тело ее имеет вздутую форму, а голова покрыта наростами, придающими ей вид головы льва – отсюда и ее название. Короткий куцый хвост приподнят кверху. Тело львиноголовки покрыто ярко-желто-лимонной чешуей с красным ободком, а голова – ярко-красная. Рыбка эта является настоящим украшением аквариума.


19 слайд

Своеобразен ТЕЛЕСКОП – тело его вздутое, похожее на тело лягушки, но особенность этой рыбки составляют глаза, выдающиеся по обеим сторонам головы в виде двух крупных горошин, глаза имеют некоторое сходство с биноклем или телескопом, от которых рыбка и получила свое название.

Телескоп – неприхотлив, неповоротлив, дружелюбен, любит спокойствие и очень любит хорошо поесть.


20слайд

Петушок имеет вытянутое, овальное, немного сжатое с боков тело Окраска этих рыбок очень яркая. Красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые цвета, при каждом повороте при хорошем освещении краски играют, принимая различные оттенки.

Общение с природой помогает жить человеку, вносит гармонию в его жизнь. Ёе красота нам помогает быть счастливыми, ведь мир вокруг нас цветной, а краски природы всегда удивляют и радуют нас.




21слайд

В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток
Трава и гроты-крошки,
Прозрачная вода…
Играют в нём рыбёшки — 
Там рыбья чехарда.
Смотрю, одна из рыбок
Мне машет плавничком -
Рассказывает, видно,
О жизни за стеклом.

Учитель: Ребята, вы узнали много интересного об аквариуме.

Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Я приготовила для вас памятки с правилами создания и содержания аквариума, о его обитателях, об уходе за ними.

Дорогие ребята! Я хочу, чтобы этот урок подвиг вас на то, чтобы эти неповторимые создания сохранились и дарили многие часы  радости . Но помните. Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за сиюминутного желания. Надо как следует узнать правила ухода за ними. Ухаживать за животными - это большая ответственность. Сможете ли вы с ней справиться? Расширяйте свои знания о рыбках и их содержании.

 

ПСИХОТРЕНИНГ.

- А теперь проведём небольшое упражнение - пожелание любви всему живому и неживому на Земле.

(фонограмма)

Закройте глаза, глубоко вздохните.

Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм.

Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка скалярий. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство:

- Я люблю тебя, море:

- Я люблю вас всех, обитатели подводного царства:

- Я дарю тепло души всему живому на Земле:

А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза.

23слайд

24слайд кртинка



25 слай

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сочинить сказку об обитателях изготовленного вами аквариума. В подарок вам раскраски с аквариумными рыбками. Занятие наше окончено. Спасибо за работу.







1. Идеальное место для аквариума – самый темный угол в комнате.

2.Для больших аквариумов нужна прочная устойчивая подставка.

3.Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.

4. Рыб надо кормить постоянно.

5. Так же постоянно надо

следить за температурой воды в аквариуме.






Правила













Алиева Джавгарат Анасовна

Направленность:общеинтелектуальное.

Тема: Рыбы – самые тихие соседи

Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.

Задачи:

1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.

2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

3. Способствовать освоению опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.

4. Способствовать развитию природных задатков и способностей детей.

5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознани

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.

Планируемый результаты:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять анализ, синтез ,сравнение и классификацию объектов;

Коммукативные: договорится и проходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных , так и окружающих людей.