СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.А. Есенин и его творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством М.А. Есенина, его произведениями.

 

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин и его творчество»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



















КОНСПЕКТ

урока литературного чтения по теме «С.А. Есенин»,

проведенного студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла

Макаровой Ларисой Сергеевной











Учитель:_______________/Кузнецова М. А./

Дата проведения: 20.02.19

Оценка:______________













Орёл, 2019

Тема урока: ««М.А. Есенин»

Тип урока: «открытие» нового знания

УМК: «Школа России»

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством М.А. Есенина, его произведениями

Планируемые результаты обучения



Предметные: обучающиеся познакомятся с творчеством М.А. Есенина.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.


Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации.



Оборудование и ресурсы: учебник Литературное чтение 4 класс (2 часть),  Калимова Л.Ф.; наглядный материал.


План урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

  3. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

  5. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

  8. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Ход урока



I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.

III. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

Чтение стихотворения о Есенине

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты …

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

Учитель:Чем  мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

 Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем  чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями.   Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?)   

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

1.  Черёмуха душистая…

             с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила                 

2. Поёт зима, аукает……

             Мохнатый лес баюкает.       

3.  Воробышки игривые….

              Как детки сиротливые,

              Прижались у  окна            

4. Белая берёза…

          Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.                 

А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине.

Ученик 1.

В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.

У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Ученик 2.

Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.

 Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.

-  Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.

Ученик 3. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.

Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.

 Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.

 Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.

-Любите ли вы сказки?

Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?

Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».

Какое настроение оставило у вас стихотворение?

Какими вам показались дети?

На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

Случалось ли с вами подобное?

С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

Словарная работа.  

Объясните значения слов:

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

Прочитайте стихотворение про себя.

VIII. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

Работа над выразительностью

  • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,

  • Чтение – мальчики, девочки

  • Чтение хором

  • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

           Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?

С каким чувством вы уходите с урока

Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»

Домашнее задание:  перечитать  ещё  раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению.